Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 378:001.891

Абрамова И.В.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Соликамский государственный педагогический институт

Эта работа о необходимости формирования у будущих учителей физкультуры профессиональной компетентности, связанной с информационно-коммуникационными технологиями. В ней приведены примеры использования ИКТ на уроках физической культуры разных типов.

Ключевые слова: информатизация образования; типы уроков физической культуры; виды информационно-коммуникационных технологий.

В связи с усиливающейся информатизацией и интеллектуализацией учебно-педагогических технологий быстрыми темпами растет объем специальной информации — научной, педагогической, методической и т.д. В этом случае необходимо говорить о необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей школ [2].

Другим приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения является популяризация здорового образа жизни, в частности занятия физкультурой и спортом. Таким образом, на школьных учителей физкультуры ложится ответственность за организацию качественных, современных уроков физической культуры.

Учитель является ведущей фигурой в педагогической системе воздействия на учащихся. Он организует урок, обучает занимающихся, оптимизирует их деятельность. В процессе урока контролируется процесс обучения и функциональное состояние учеников, поддерживается обратная связь. И от того, как качественно и современно организован урок, зависит качество учебного процесса.

Занятия физической культурой с использованием ИКТ имеют свои особенности, связанные с предметом умений, поставленными целями, с индивидуальными способностями и уровнем использования ИКТ [1].

По преимущественной направленности образовательных задач различают учебные уроки (изучение нового учебного материала), тренировочные уроки (совершенствование изученного) и контрольные уроки. В настоящее время принято выделять 5 типов уроков: вводный, учебный, тренировочный, контрольный и смешанный. Рассмотрим возможности применения ИКТ, в каждом из типов уроков.

Вводный урок проводится в начале учебного года. На таком уроке целесообразно использовать презентацию, в которой сообщаются задачи на год и четверть, доводятся требования, предъявляемые к учащимся. Могут сообщаться теоретические сведения общего характера.

Учебные уроки изучения нового материала. Здесь можно использовать фрагменты видеофильма, в котором внимание учащихся будет обращено на правильное выполнение и предупреждение ошибок. Фильм демонстрируется в спортзале на большой экран с помощью медиапроектора.  Таким образом, у педагога освобождается время для обнаружения и исправления ошибок, обеспечения страховки детей. На таком уроке идёт работа по совершенствованию техники выполнения упражнений.

Тренировочные уроки совершенствования изученного. Здесь полезен будет мобильный класс ноутбуков, т.к. на таких уроках больше используется групповой способ организации деятельности учащихся. Происходит глубокое изучение техники, упражнения выполняются в усложненных условиях. Каждая группа будет иметь возможность работать в удобном для себя режиме. Изменение условий повышает активность занимающихся. У педагога появляется возможность контролировать качество выполнения.

Контрольные уроки проводятся с целью определения результатов обучения по теме или разделу, а также для текущего или итогового тестирования по определению уровня развития физических качеств. Наилучший эмоциональный фон достигается при проведении уроков по типу соревнований с соответствующими атрибутами. Здесь медиатехника придёт на помощь в качестве табло, на котором будут отражаться названия команд, результаты, счёт и т.д.

Смешанный урок встречается наиболее часто во всех классах. Примерно в равной степени он содержит элементы уроков других типов, т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается, что данный тип урока создает наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной программы. При подготовке к такому уроку у учителя есть возможность воспользоваться Интернетом для поиска интересных идей и знакомства с опытом коллег.

Кроме того, уроки разделяют по содержанию основной части на 2 группы:

1) предметные (тематические уроки);

2) комплексные уроки.

В содержание основной части предметных уроков включается учебный материал из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и т.д. Учащиеся последовательно выполняют двигательные действия по одному виду деятельности. Такие уроки проводятся по плаванию, лыжной подготовке, при углубленном разучивании сложного двигательного действия или при совершенствовании действий (формирование игровых тактических способностей в старших классах). В таких случаях ИКТ приходят на помощь в качестве инструкторов по технике безопасности, т.к. здесь очень продуктивен показ фильмов по проблеме «что будет, если сделать так…».

Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных разделов программы. Подбор упражнений должен носить не формальный характер, а отвечать определенным правилам. Комплексные уроки более трудны по организации, но и более эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока разносторонне воздействует на учащихся. ИКТ помогают учителю спланировать время и насыщенность урока.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии переросли из просто умения включить/выключить компьютер в профессиональную компетентность педагога. И задача высшей школы сформировать у будущих учителей профессиональную информационно-коммуникационную компетентность.

 

Литература:

  1. Афонин, И. В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов [Электронный ресурс]: по материалам газеты 1 сентября. Режим доступа: 1september.ru/articles/516960/
  2. Фомин, Н. В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста. / Н. В. Фомин // Инновации в образовании. – 2004. ­ № 4 (июль-август). ­ С. 111-118.
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.