Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Морозова Н.Н.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГАОУ  СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 The work on the use of the educational process in audiovisual and information technology training. The application of modern information technologies in education is one of the most important trends of development of the world educational space.

Keywords: the technology of education; audiovisual and information technology.

Эта работа об использовании в образовательном процессе аудиовизуальных и информационных технологий обучения. Применение современных информационных технологий в обучении является одной из наиболее важных тенденций развития мирового образовательного пространства.

Ключевые слова: технологии обучения; аудиовизуальные и информационные технологии.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [2]. 

Проблема широкого применения аудиовизуальных и информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Их роль с каждым годом возрастает, аудиовизуальные и информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [1].

В научно-методической лаборатории национальных проблем дошкольного образования ГАОУ ДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования» созданы разнообразные аудиовизуальные средства, которые составляют единый учебно-методический комплект к образовательной программе «Дзолюк» (Малыш) для коми детских садов Республики Коми. Они предназначены для использования в педагогическом процессе сельского детского сада, осуществляющего воспитательно-образовательную работу на родном (коми) языке.

В улучшении воспитательно-образовательной работы с детьми и повышении её качества большое значение имеют аудиовизуальные средства, к которым относятся радио- и телепередачи. Их отличает динамичность, власть над временем и пространством, одновременное воздействие на разные анализаторы.

Познавательно-развлекательная радиопередача «Дзолюк» (Малыш) (авторы О.И. Рочева, В.А. Муравьева) и образовательная телепередача «Чолöм, дзолюк» (Привет, малыш) (автор З.В. Остапова) являются новым видом учебной продукции и составной частью учебно-методического комплекса к образовательной программе «Дзолюк» (Малыш) для коми детских садов. Радио- и телепередачи оказывают воспитателям необходимую методическую помощь в организации работы в малокомплектных детских садах. Содержание передач позволяет воспитателям легко осуществлять интегрированный подход в образовательном процессе, обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования в разных возрастных группах детского сада, в ДОУ и начальных классах общеобразовательных школ.

По материалам радиопередач музыкального блока создано аудиопособие с текстовым приложением на коми языке «Тöдмöдам дзолюкъясöс музыкаöн» (Знакомим детей с музыкой) (автор - Н.Н. Морозова). Аудиозанятия знакомят дошкольников с произведениями коми композиторов, детскими альбомами русских композиторов - классиков, со звучанием коми народных инструментов и инструментов симфонического оркестра, музыкальной сказкой, балетом.

Аудиопособие позволяет определить ориентиры в работе педагога. Дается определенный алгоритм, опираясь на который, педагог может планировать проведение типичных музыкальных занятий. Положительным моментом является то, что, учитывая разновозрастной состав групп сельских детских садов, создаются условия для самообучения детей. Ребенок без помощи педагога может получить информацию, заложенную в аудиозанятии.

Аудиозанятия способствуют повышению мотивации детей к музыкальным занятиям, формированию социальной активности, созданию положительного фона для эмоционально-эстетического и познавательного развития ребенка в контексте родной культуры и языка.

Большую помощь в музыкальном воспитании дошкольников оказывает использование фонохрестоматии (комплект аудиозаписей из 7 CD-дисков) «Музыка в коми детском саду» (Авторы-составители Р.С. Малыгина, С.В. Головина, Н.Н. Морозова). 5 аудиодисков составлены в соответствии с программой по музыкальному воспитанию в коми детском саду. Запись песен сопровождается записью фонограммы для самостоятельного исполнения детьми вместе со взрослыми. В комплекте представлена также музыка финно-угорских народов и рассказы о коми народных музыкальных инструментах с демонстрацией звучания каждого из них. Аудиозаписи обеспечивают высокий уровень исполнения музыкальных произведений, дают наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомят со звучанием хора, оркестра. Данное пособие можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни. Фонохрестоматия предназначена для прослушивания в дошкольных образовательных учреждениях с целью реализации национально-регионального компонента в педагогическом процессе ДОУ.

На воспитание у детей интереса и уважения к культуре родственных народов, повышение культурно-образовательного уровня подрастающего поколения направлено пособие «Учимся петь и танцевать по финно-угорски» (Авторы-составители Н.Н. Морозова, И.Н. Леонова). Это сборник песен и танцев финно-угорских народов с аудио- и видеоматериалами. Здесь представлены песни и танцы финно-угорских народов с нотами, композиции танцев, а также фотографии представителей финно-угорских народов в народных костюмах. В комплект входят также CD-диск «Музыка финно-угорских народов» и обучающий DWD-диск «Учимся танцевать по-финно-угорски», где подробно объясняется и демонстрируется выполнение основных движений танца, а также сами танцы.

Достойное место среди аудиовизуальных технологий занимает компьютерная игра «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» (Игры с Кикуруллю) (Автор-составитель З.В. Остапова). Как известно, общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, развитие творческих способностей.

Игра «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» направлена на воспитание интереса к традиционной культуре коми народа и активизации коми языка как средства общения и игровой деятельности. Главным персонажем игры является петушок Кикуруллю, известный и любимый детьми по популярной детской передаче «Кекöнач» (Ладушки). Игра состоит из 6 частей – мини-игр: «Отгадай загадку», «Найди пару», «Давай споём», «Отгадай, на чём играют», «Отгадай сказку», «Одень куклу». В ходе игры текст звучит на коми языке, а письменные указания, в целях расширения аудитории играющих, даются на русском языке. Игры построены по методике опережающего обучения, что позволяет ребенку свободно переходить от одной игры к другой, не проигрывая её до конца, и постепенно учиться всему и понемногу.

Благодаря данным пособиям создается единое образовательное пространство: осуществляется качественная реализация образовательной программы «Дзолюк», вносятся разнообразные средства обучения в педагогический процесс сельского детского сада. Использование информационных технологий в педагогическом процессе сельских детских садов позво­ляет развивать внутреннюю активность ребенка, способность общаться, демонстрировать имеющиеся знания, а также формирует познавательные интересы.

Следовательно, аудиовизуальные и информационные технологии предоставляют возможность рационально организовать познавательную деятельность детей, сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ребенка, а также интенсифицировать все уровни образовательного процесса.

Литература:

1.  Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3. – С. 14.

2.  Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999. - С.39.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.