УДК 614.252.2:378.14 (043.2)
Юрова М.Н.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД
К ПРЕПОДАВАНИЮ НА КУРСАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия
Данные тезисы о применении эффективного метода обучения.
Ключевые слова: компетентность профессиональная, коммуникативная; повышение квалификации врачей-лаборантов.
This report examines the application of educational method
Key words: competence, communicative, improvement professional skill
В настоящее время процесс обучения достаточно сложен в группах и коллективах с различными возрастными категориями, каковыми являются группы переподготовки ФПК, поскольку современное молодое поколение учащихся преимущественно «визуалы» и «аудиты», в то время как слушатели курсов ФПК старше 40-45 лет, в основном, усваивают информацию через записывание текста лекций, т.е. через маторику рук. Цель обучения тех и других : усвоение теоретических знаний и приобретение навыков практической работы, т.е. они должны стать компетентными специалистами, умеющими реально применить на практике умения, навыки и знания.
Реальная необходимость проведения совместного обучения контингента слушателей смешанного возрастного состава обусловила выбор методического подхода для достижения этой цели. Появившийся в нашей стране ещё в 1985 году компетентностно-коммуникативный подход (ККП) к преподаванию [1] в настоящее время очень осторожно внедряется, в основном в среднем образовании. Результат применения такого подхода зависит от поставленной цели и реальной группы учащихся.
Целью нашего исследования было применение эффективного подхода к преподаванию на сертификационных циклах обучения слушателей с высшим медицинским, имеющими стаж работы по специальности «санитарно-гигиенические лабораторные исследования» не менее 5 лет. Девизом исследования была концепция академика А.А.Леонтьева: «Усвоение знаний может идти только через деятельность» [2]. За период 2007-2011 годы было проведено 19 курсов обучения по идентичным программам. Причём, 2007-2008 годы лекционный курс строился традиционно: лекция + демонстрационный материал: плакат, слайд, презентации (Power Point) и т.п.
С 2009 года и по настоящее время занятия проводились с использованием ККП. Учитывалось, что все слушатели имеют не только специальное высшее образование, но и опыт работы. Поэтому, отправной точкой занятия было[3] имеющееся «знание», но оно озвучивалось не лектором, а самими учащимися в виде ответов на логично выстроенные вопросы педагога. В этом случае «знание» одних слушателей становилось «общим базовым знанием» для всех и являлось, в свою очередь, «входным контролем» уровня подготовки аудитории.
Результатами «входного контроля» являются не оценки (баллы) в ведомости педагога, а активность слушателей в приведении собственных примеров рассматриваемых физико-химических явлений. Т.е. стимулируется развитие речевой и языковой компетенций через виды речевой деятельности – говорение и аудирование, активизируется работа слушателей: они отвечают на вопросы, аргументируют, убеждают друг друга. В ходе «входного контроля» на классной доске появляется список всех физико-химических понятий и явлений, основа материала лекции; слушатели его фиксируют (рефлексия!) письменно.
Далее, с целью подключение «рефлексивного мышления» слушателей, лектор дает историческую справку: кто? когда? впервые сформулировал основное понятие, воспроизводит наглядно первый исторический эксперимент, провоцируя слушателей прокомментировать увиденное: какое явление, из перечисленных на доске (экране), они видят в настоящую минуту. Именно при проговаривании увиденного достигается истинное «понимание» полученных ранее знаний. Занятие и далее сопровождается показом экспериментов, которые комментируют сами слушатели. Таким образом, лектор осуществляет «текущий контроль» знаний. Целесообразно провести короткую самостоятельную работу с последующей взаимной проверкой (работа «в парах»). Закрепление полученных «знаний» происходит при «применении» их на практике, выполняя практическую работу.
Выполнение практической работы велось в группах, причем возрастной состав внутри группы был максимально неоднороден; в этом случае очень активно идёт взаимное обучение, повышается коммуникативная компетенция каждого. Результаты работы выводятся на экран компьютера в программе Exel, обсуждаются внутри группы, «анализируются», и докладываются вслух.
Для повышения профессиональной компетенции эффективным оказался прием: выступления слушателей о работе в своих лабораториях, о тонкостях методик и приборов, о текущих проблемах по специальности. Обмен опытом внутри группы в непринужденной доверительной обстановке давал положительные результаты в подъёме общего уровня знаний, приобретении навыка «анализа» результатов эксперимента, умения самим находить ошибки.
Для закрепления полученных знаний слушатели участвуют в выездных занятиях: в лабораторные центры: «Люмекс» и «Хим. Аналит», и в семинарах «Shimadzu». На базе этих организаций проводится лекционное занятие, демонстрация приборов и самой новой техники: её возможностей и перспективах; идет интерактивное общение с оператором прибора, обсуждение текущих задач и возможных путей решения. В результате повышалась социокультурная компетенция слушателей.
Для развития компенсаторной компетенции предлагался тест, требующей умения не только «анализировать», но и «синтезировать» полученные знания: решение практической задачи: а) на приборах своих лабораторий, б) и на приборах выше перечисленных фирм.
Как показали результаты «заключительного контроля» применение компетентностно-комимуникативного подхода к преподованию в смешанных по возрасту группах слушателей ФПК повысило успеваемость на 20-30%.
Литература:
1. E.Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам». – М.:
«Просвещение», 2006, - 240 с.
2. А.А.Леонтьев Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
3. А.А.Леонтьев Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии.- Москва – Воронеж: Российская академия образования - Московский психолого-социальный институт, 2001.