Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Широбокова Ю.Н.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ

Курский государственный университет

В данном докладе рассматриваются дидактические условия формирования социально-экологической зрелости студентов в рамках  социально-экологического подхода: обоснованы принципы, педагогические условия, критерии социально-экологической зрелости.

Ключевые слова: социально-экологический подход, принцип социально-экологической зрелости, принцип экстернальности, педагогические условия социально-экологического подхода.

This report examines the didactic conditions for development of social- ecological maturity of the students within the limits of the social- ecological approach: are substantiated principles, pedagogical conditions, criteria of social- ecological maturity.

Key words: social-ecological approach, principle of social-ecological maturity, principle of externality, pedagogical conditions of social-ecological approach.

Общество оказывает влияние на высшую школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими, экологическими условиями, а также с интересами страны, региона и самих будущих специалистов.

Потребность общества в образованных, интеллектуально зрелых людях всегда была достаточно высока. Но, только интеллектуальная зрелость не может рассматриваться в качестве основной характеристики личности выпускника высшего учебного заведения. В условиях интенсивного социального обновления, в условиях нестабильного экологического состояния окружающей среды результативность образования определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство программного учебного материала, сколько подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования социально-экологической зрелости студентов. Ее решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата – становление социально-экологической зрелости студентов, базирующейся на социально-экологическом подходе, который характеризуется универсальностью, многопрофильностью, многоуровностью, гибкостью, вариативностью, преемственностью и прогностичностью.

Дидактической и педагогической основами социально-экологического подхода выступают принципы: междисциплинарной взаимосвязи; динамического единства социальной и экологической направленности базового образования; принцип соответствия уровня подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются социально-экологической сферой.

В свете нашего исследования появилась необходимость в разработке дополнительных принципов, а именно принципа социально-экологической зрелости и экстернальности.

Принцип социально-экологической зрелости отражает возможность обучения вскрывать, прогнозировать и разрешать экологические проблемы через призму социальных возможностей. В рамках предметного обучения особо важным представляется способность студентов видеть региональные экологические проблемы, потребности их разрешать и принимать активное участие в информировании государственных структур города, области, и населения о них. Это действенный принцип, его активное начало отражает четкую гражданскую позицию студентов. Принцип социально-экологической зрелости заключается в обязательности учета соотношения и взаимосвязи глобальных и локальных социально-экологических проблем. Данный принцип является моделирующим, так как позволяет студенту ощутить себя человеком, способным обсуждать ситуации не только на местном уровне, но и видеть их в мировом пространстве. Внедрение данного принципа будет способствовать более широкому пониманию студентами экологических проблем и процессов в социальной среде, что позволит экстраполировать это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в своем регионе.

Принцип экстернальности, подразумевает формирование способности будущего специалиста определять социально-экологические последствия деятельности химических промышленных предприятий вдоль всей цепочки связанных с его эксплуатацией ресурсных пото­ков, на которой могут находиться совершенно неочевидные на первый взгляд источники экологических факторов антропогенного характера. Соблюдение данного принципа позволяет учитывать технологические реалии сегодняшнего дня и выявлять источники социально-экологических проблем, не находящиеся на поверхности, а также способствует развитию межрегиональной и межгосударственной коопе­рации.

Реализация этих принципов невозможна без соблюдения педагогических условий, среди которых мы выделяем:

1. Содержательные:

- осуществление личностно – ориентированного социально-экологического подхода к обучению студентов, позволяющего соблюдать принципы саморегуляции и самоактуализации личности, а так же учитывать индивидуально-психологические особенности студентов при выстраивании образовательного процесса в соответствии с природными способностями и модальностями студентов, помогающих студенту выработать свой стиль учебы, сделать учебную деятельность максимально эффективной [1].

2. Организационные:

- специально организованный процесс обучения химии, необходимость предварительной мотивации обучаемых за счет связи изучаемого материала с жизнью и введения личностно значимых компонентов содержания. С приобретением личностно-значимых знаний, студенты приобретают способность не только видеть происходящее в обществе, природе, жизни и деятельности человека сквозь призму определенных уже заявленных проблем, но и самостоятельно выявлять новые;

- организация познавательной, когнитивной деятельности при условиях: акцентирования социально-экологической составляющей в образовании, применения активных методов обучения, в которых реализуется социальное поведение к экологическим проблемам, ориентирование студентов на социально значимые экологические проблемы, использования аутентичного материала;

- разработка модельных ситуаций социально-экологических проблем на занятиях по химии, в результате чего происходит создание эмоциональных, визуальных образов, позволяющих мотивировать ассоциативное, образное мышление при анализе региональных экологических проблем.

3. Личностные:

- диалектическое мышление педагога как организатора информационной деятельности, личность которого, стиль мышления, разносторонние знания являются основой для формирования личности студента, способного к самостоятельной информационной деятельности;

- создание благоприятного психологического климата, т.е. совокупности условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса: создание творческой атмосферы, содействие самореализации студентов, организация индивидуальной ситуации успеха.

Становление социально-экологической зрелости студентов представляет собой непрерывный и динамический процесс, опирающийся на ряд критериев:

- когнитивный, показателем которого является сформированность у студента системы химических знаний, имеющих социально-экологическую направленность;

- деятельностно-практический, показателем которого является сформированность у студента системы умений использовать химические знания, системы творческого опыта;

- аксиологический, показателем которого является сформированность ценностных ориентаций личности студента;

- личностный, показателем которого является готовность студента к самостоятельной деятельности, к проявлению активной гражданской позиции, ответственности.

Важным фактором формирования социально-экологической зрелости является социально-экологическая компетентность, выступающая интегративным критерием. Под социально-экологической компетентностью мы понимаем способность применять химические знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, т.е. понимании гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; готовность студентов применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов [2].

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, – 480с.

2. Чеканушкина, Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза / Е. Н. Чеканушкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т.11, 4 (30), 2009 – С. 894-897.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.