Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Жакупова Г.А.

Взаимосвязь учебных дисциплин в непрерывном педагогическом образовании

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация: Уточнено понятие взаимосвязи учебных дисциплин; рассмотрены возможности взаимосвязи учебных дисциплин как средства личностно-профессионального развития. The concept of intercommunication of educational disciplines is specified; possibilities of intercommunication of educational disciplines as mean of personality-professional development are considered.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; личностно-профессиональное развитие; взаимосвязь учебных дисциплин. Сontinuous pedagogical education; personality-professional development; intercommunication of educational disciplines

Система высшего педагогического образования, как часть системы непрерывного профессионального образования, призвана решать две группы задач: во-первых, содействовать социально ценному развитию личности будущего педагога и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности. Подготовка специалиста общего (начального, базового среднего) образования, формирование профессиональной компетентности будущего учителя, развитие личности будущего учителя – ведущая цель системы высшего педагогического образования.

Необходимость приведения методов обучения студентов в соответствие с современными задачами высшего образования требует поиска теорий и практики новых и совершенствования известных средств. К числу эффективных средств подготовки студентов к профессиональной деятельности относят связь учебных дисциплин (Н.К. Сергеев, И.З. Налетов, Л.А. Полякова, Э.В. Майков, О.В. Федотова и др.); особенности организации учебных дисциплин как показатель личностно-профессионального развития (В.В. Зорин, Г.В. Рудакова и др.); рассматриваются дидактические взаимосвязи учебных дисциплин (Е.А. Скобелева, И.А. Башкатов и др.); взаимосвязь форм организации обучения (Н.И. Липс, Л.В. Масленникова и др.); взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности (И. Г. Крупнова, В.П. Шуман и др.).

Значимость проблемы личностно-профессионального развития будущего учителя с использованием взаимосвязи учебных дисциплин объясняется также современной ситуацией в средней общеобразовательной школе. Образовательные стандарты нового поколения для общеобразовательной школы предусматривают переход от традиционного «предметного» подхода в организации обучения к овладению достижениями современной науки в рамках образовательных областей, предполагающих тесную взаимосвязь учебных дисциплин; кроме того, большое внимание уделяется интегрированным курсам. Чтобы быть готовыми к реализации такого подхода в своей профессиональной деятельности, будущие учителя должны в процессе профессиональной подготовки иметь четкое представление о возможностях и специфике подобного рода организации учебного процесса.

С другой стороны, переход вузов на образовательные стандарты третьего поколения предусматривает освоение будущими учителями ключевых компетенций, которые формируются не в рамках какой-либо одной учебной дисциплины, а в отношении определенного круга «реальных объектов действительности» (А.В. Хуторской), что возможно лишь при условии тесной взаимосвязи учебных дисциплин (имеются в виду не только дисциплины предметной подготовки, но также и психолого-педагогические дисциплины).

Отмечая, что в выполненных к настоящему времени исследованиях получены ценные сведения о связях, их сущности, путях и способах установления (И.А. Башкатов, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Зиновьев, И.Г. Крупнова и др.), вместе с тем необходимо сказать, что связь различных процессов, и в первую очередь взаимосвязь учебных дисциплин, как средство личностно-профессионального развития, изучена недостаточно. Современная система непрерывного педагогического образования предполагает не только усиление профессиональной направленности обучения, но и организацию принципа взаимосвязи учебных дисциплин в профессиональном образовании, обеспечивающего включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, а также предполагает взаимосвязь не только содержательной части учебных дисциплин, а также образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другой, от одного жизненного этапа к другому.

Вместе с тем, несмотря на разностороннее изучение данного вопроса в профессиональном образовании, а также принимая во внимание многочисленные труды в области непрерывного образования, исследования роли взаимосвязи, недостаточно изученной остается проблема обеспечения данного принципа, и считаем, что сложившаяся ситуация указывает на необходимость и своевременность создания системы взаимосвязи учебных дисциплин при подготовке будущего учителя, следовательно весьма логично рассматривать в качестве средства личностно-профессионального развития сущность взаимосвязи учебных дисциплин на основе инновационных педагогических концепций и технологий.

И.А. Колесникова обосновывает положение о том, что основной признак, позволяющий отнести нечто к категории педагогических средств, – это возможность его сознательного и безопасного использования для достижения педагогических целей.

Анализ теоретических положений по изучаемой проблеме, а также рассмотрение процесса личностно-профессионального развития будущего учителя как целостной системы позволили выделить в нашем исследовании в качестве средства такого развития особым образом организованную взаимосвязь учебных дисциплин.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие характеристики педагогического средства, важные с точки зрения задач нашего исследования:

  • соотнесенность с целью – ориентирует на рассмотрение взаимосвязи учебных дисциплин с позиций направленности на решение задач личностно-профессионального развития будущего учителя, т.е. на формирование как отдельных аспектов личностно-профессионального развития, так и феномена в целом, что позволит оптимально реализовать функции личностно-профессионального развития будущего учителя в его профессиональном становлении;
  • нематериальный (идеальный) характер, что ориентирует исследователя не на «включение» взаимосвязи учебных дисциплин в образовательный процесс педагогического вуза и на обоснование позволяющих это сделать условий, как это было бы в случае с материальным объектом, а на построение целостной модели реализации взаимосвязи учебных дисциплин;
  • интегративный характер, что позволяет рассматривать взаимосвязь учебных дисциплин как целостность, в единстве ее структурно-содержательных и процессуальных характеристик;
  • наполненность ценностным содержанием – данная характеристика позволила выделить в качестве важнейшей линии взаимосвязи ценностную линию;
  • «законосообразная» (В.В. Сериков) логика применения педагогического средства, что требует структурирования взаимосвязей учебных дисциплин (в нашем исследовании это выявление объектов и линий взаимосвязей) и обоснования модели их реализации в учебном процессе педагогического вуза;
  • необходимость ориентации на гуманистические принципы при разработке модели применения средства и в процессе логики его применения, что позволяет не только соблюсти требование «безопасности», но и в полной мере реализовать возможности педагогического средства.

В литературе выделяют в качестве особого вида связей педагогические связи и их основные функции: во-первых, через связь воздействий компонентов педагогического процесса достигается единство его воспитательных влияний на личность студентов; во-вторых, связь, а не отдельный стимул осуществляет процесс влияния на личность [1]. А взаимная обусловленность существования компонентов педагогического процесса друг другом, взаимная зависимость их отдельных характеристик – это и есть взаимосвязь.

Взаимосвязь – взаимная связь, общение, связь между двумя или многими лицами, организациями, предметами или явлениями; взаимная обусловленность объектов друг другом [2]. Взаимосвязь – одно из понятий, характеризующих систему, но в отличие от связи, взаимосвязь характеризуется двусторонним характером, взаимопроникновением, согласованностью и координацией. Таким образом, взаимосвязь объединяет дисциплины, так как система не замкнута, то имеются внутренние (например, между спецдисциплинами) и внешние взаимосвязи (например, взаимосвязь гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин).

В нашей работе мы рассматривает только внутреннюю взаимосвязь естественнонаучных дисциплин (дисциплин предметной подготовки). Отметим, что такая взаимосвязь является лишь одной из составляющих взаимосвязей, реализуемых в целостном учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. Ее реализация является необходимым, но не достаточным условием для оптимального личностно-профессионального развития будущего учителя. Однако исследование такой взаимосвязи как средства личностно-профессионального развития будущего учителя позволяет, во-первых, обосновать педагогически целесообразную модель ее реализации, обладающую инвариантными характеристиками, которые необходимо учитывать при разработке системы внешних взаимосвязей; во-вторых, без разработки и реализации внутренней взаимосвязи реализация внешних взаимосвязей становится невозможной и утрачивает свой педагогический смысл.

Возможности взаимосвязи учебных дисциплин в личностно-профессиональном развитии будущего учителя естественнонаучного профиля заключаются в том, что данное средство обеспечивает целостность содержания и процесса профессионально-педагогического образования; более эффективно, по сравнению с массовой практикой, решает актуальные задачи, направленные на освоение будущим учителем ключевых компетенций; содействует овладению комплексом умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности; стимулирует непрерывное личностно-профессиональное саморазвития будущего учителя; создает комфортную психологическую обстановку для учебной работы студентов с целью их ориентации на творческую активность в индивидуальной и коллективной деятельности.. Возможности взаимосвязи учебных дисциплин реализуются наиболее полно при условии структурирования взаимосвязи по содержательной (взаимосвязь между понятиями и закономерностями), процессуальной (взаимосвязь методов и форм обучения и личностно-профессионального развития), мотивационной (взаимосвязь целевых установок и ценностных ориентиров учебных дисциплин) линиям.

Литература:

1.  Сергеев, Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла. Дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1982. –с.70.

2.  Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, ин-т русс. яз./ Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2е изд., испр. и доп. – М., Русский язык. – с. 257.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.