Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 316.613

Дикун Н.А.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА КАЧЕСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Энгельский технологический институт Саратовского Государственного Технического Университета

Работа посвящена проблемам социализации молодежи в современных условиях. Основное внимание уделено роли семьи в процессе социализации.

Ключевые слова: молодежь, социализация, семья, воспитание

Work is devoted problems of socialization of youth in modern conditions. The basic attention is given a role of a family in the course of socialization.

Key words: youth, socialization, a family, education

Кризисные явления, протекающие в нашей стране глубоко затронули процесс становления личности. Молодежь как особая специфическая группа общества является своеобразным индикатором общественного развития, физического и духовного здоровья нации. Изменения, происходящие  в обществе влияют на качество процесса социализации молодого поколения и влекут за собой порой непредсказуемые последствия. Под качеством социализации будем понимать результат формирования социальной сущности человека в наибольшей степени соответствующего требованиям и ожиданиям общества, ориентированного на соответствующие социальные, культурные, религиозные, этнические и другие идеалы.

Процесс социализации идет наиболее интенсивно в период жизни человека называемом молодостью. Но на этом этапе процесс социализации наиболее сложен, т.к. на результаты первичной социализации накладывается процесс вторичной социализации и в результате может возникнуть несогласованность между интернализациями и первоначальными социальными адаптациями[4].

Изменения, начавшиеся в российском обществе в 90-х гг. XX века и продолжающиеся до настояще­го времени, вызвали кардинальные изменения и в процессе социализации. Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов качественной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. К основной и самой важной особенности социализации молодого поколения на сегодняшний день можно отнести трансформацию институтов социализации.

Семья как важнейший фактор социализации является основным институтом трансляции социальных ценностей от поколения к поколению. Но  кризисные явления в процессе модернизации российского общества влекут за собой и кризисные явления в семье. Кризис семьи влечет за собой разрушение системы ценностей, которая всегда задавала и задает ориентиры развития личности.

Основным последствием кризиса семьи является снижение воспитательного потенциала семьи, под которым понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сба­лансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи[3]. Снижение уровня жизни населения, рост числа неблагополучных семей, снижение родительского авторитета, изменение семейной идеологии вследствие изменения ценностных ориентаций общества и многое другое ведет к снижению качества социализации молодого поколения.  

Образование, наряду с семьей, является основным институтом целенаправленной социализации. На сегодняшний день образовательные учреждения уделяют довольно большое внимание воспитательной работе. Но без взаимодействия с семьей сами образовательные учреждения не смогут существенно повысить качество социализации молодого человека[1]. Что касается продолжения процесса обучения выпускника школы  в ВУЗе, то в этом вопросе опять наибольшее влияние оказывает семья. По результатам социологического опроса проводимого  методом интервьюирования в рамках работ по российско–белорусскому научно-исследовательскому проекту  РГНФ «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов», проект № 10-06-01303а/Б. в период июнь-август 2010 года на вопрос: « Кто из Вашего окружения повлиял на Ваше желание получить высшее образование?» 37% респондентов ответили – выбор был сделан самостоятельно, 28% ответили, что выбор им помогли сделать оба родителя, 13% - на выбор повлияла мать, 6% - отец, 5% - другие родственники, 5% - друзья, 6% - коллеги по работе.  У 82% опрошенных студентов оба родителя одобрили их профессиональный выбор. Очевидно, что большинству  студентам в выборе профессионального будущего помогла определиться семья. Следует отметить, что на вопрос: «Планируете ли вы убеждать Вашего ребенка (детей) после окончания средней школы  продолжать учебу в ВУЗе?» 76% опрошенных ответили «да, обязательно», 14% считают, что для этого у ребенка должны быть высокие достижения в учебе и желание, только 6% предоставят своему ребенку принимать решение самостоятельно и 4% пока не могут ответить на этот вопрос. Можно отметить, что образо­вательный статус сегодняшних студентов и будущих родителей повлияет на формирование стартовых позиций представителей будущего поколения.

Еще одна особенность социализации современной молодежи – это дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности.  Когда семья и образование утрачивают свои механизмы воздействия на подростка, основными факторами социализации становятся: сверстники и друзья, чье влияние не всегда можно проконтролировать; средства массовой информации, чья роль не всегда позитивна, т. к. не дает целостной картины и оценки происходящего в мире; молодежные субкультуры, приверженность к которым несет в себе много  отрицательных последствий, не говоря уже о том, если эти неформальные молодежные объединения с отклоняющимся поведением [2].

Нивелировать  негативное воздействие стихийной социализации крайне сложно. Однако, если мы говорим о качестве социализации, то можно говорить и об управлении качеством социализации. Управление качеством социализации не может быть полным, т.к. социализация – многоуровневый процесс, включающий в себя, прежде всего, стихийную социализацию человека, которая происходит во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества.

Управление качеством социализации подразумевает возможность относительно контролируемого воздействия на процесс становления личности путем выявления «в хаосе сти­хийных влияний таких, которые наиболее благоприятны для формирования нужного данному обществу типа личности» и усиления и при помощи воспитания, как одной из составляющих процесса социализации [4].

Система институтов воспитания как ведущего элемента системы социализации молодежи состоит из таких основных элементов как семья, школа, ВУЗ. Однако характер и содержание взаимодействия этих институтов в процессе социализации существенно различаются. В отличие от семьи, остальные институты дают преобладающе теоретические знания, в их образовании преобладает планомерность, научность, системность. В семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками [1].

Поэтому решать проблему повышения качества социализации необходимо начинать с семьи, т.к. общество, которое отвергает свою собственную наиболее устойчивую системообразующую структуру обречено на небытие.

 

Литература:

1.  Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов //Социальные исследования, №9, 2007, С.86-92

2.  Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации / Т. Емчура // Вестник Московского Университета. Сер.18. Социология и политология, №3, 2006, С. 135-140

3.  Кучмаева О.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале // О.В. Кучмаева и др. // Социальные исследования, №7, 2010, С.49-55

4.  Шульга М. Особенности социализации молодежи в современной России: социологический анализ проблемы / М .Шульга //Вопросы социального обеспечения, №24, 2007, С.26-29

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.