Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Мартынова Е.В.

ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ»

Новошахтинский филиал Южного федерального университета

This article dedicate of the studying problems of orphanage and. In the work analyzing a question about theoretically bases of studying of  problems of  social family.

Эта статья посвящена проблемам сиротства. В работе проанализированы вопросы теоретического осмысления сущности приемной семьи.

Ключевые слова: приемная семья; патронат; приемное родительство; сиротство.

Динамика роста и масштабы распространения сиротства стали характерными чертами социальной реальности современного российского общества, актуализируя необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот. Особую значимость приобретают исследования семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения.

Социологический анализ современного российского института приемной семьи в контексте структурно-функционального подхода позволил обозначить проблему «конфликта интерпретаций» при определении сущностных характеристик семейных форм устройства детей-сирот. Успешное разрешение данного «конфликта» создаст реальные предпосылки для максимальной реализации принципа семейного устройства детей-сирот, для дальнейшего совершенствования современной практики семейного воспитания.

Наибольший интерес представляет само понятие «приемная семья». Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, приемная семья − это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основными признаками которой являются: договорная основа, ограниченный по времени характер существования, государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей [3]. Казалось бы, это определение должно быть единственно верным, однако, междисциплинарный характер данного термина предполагает разность его толкований.

Так, например, И.Н. Курбацкий [1] обратил внимание, что существует традиционный подход к пониманию приемной семьи, который нашел отражение в определении понятия «приемные дети». Данное определение гласит: «приемные дети – дети, оставшиеся без родительского попечения, и принятые в новый семейный коллектив, или воспитываемые с участием нового члена семьи – отчима или мачехи, а также других лиц, заменяющих родителей, в условиях отношений усыновления, опеки (попечительства)» [2]. Согласно данному определению, приемной семьей может называться любая форма семейного устройства ребенка-сироты, а также семья, в которой ребенок является приемным по отношению к одному из родителей. Проблема соотнесения законодательного и традиционного толкования данного термина может быть разрешена в результате согласования обеих позиций путем введения широкого и узкого понятий приемной семьи, как предлагает И.Н. Курбацкий. Широкое понятие соответствует традиционному значению и формулируется следующим образом: приемная семья – семья, образованная в результате принятия на воспитание супругами или отдельными лицами, не состоящими в браке, ребенка, оставшегося без попечения родителей. В широкое понятие приемной семьи целесообразно включить и такие категории семей, в которых ребенок воспитывается с участием мачехи или отчима. Узкое понимание понятия «приемная семья» основывается на современном семейном законодательстве и трактуется как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Но это только одна сторона вопроса, определенная путаница наблюдается и при соотнесении понятий «приемная семья» (в узком значении) и «патронат», что часто приводит к ошибочным выводам об их идентичности или подструктурности. Семейный кодекс Российской Федерации окончательно определил формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации [3]. Как правило, это патронат,  т.е. форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей [4]. Примером отличий патроната как формы устройства детей-сирот является форма экстренного устройства в семью патронатного воспитателя. Эта форма предполагает, что на патронатное воспитание могут передаваться дети из кризисных семей, в которых существует угроза со стороны родителей их жизни или здоровью. Отличительными признаками являются также более кратковременный характер и разделение ответственности за воспитание ребенка между органами опеки и попечительства и воспитателями при патронате.

В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение понятия «приемная семья», что создает определенные неудобства, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае. В научной литературе интерпретация  приемной семьи как малой группы (узкое значение) чаще всего используется в различных сферах психологии и микросоциологии, а как социальный институт (широкое значение), данный термин может трактоваться с позиций макросоциологического анализа, что позволяет рекомендовать введение в научный оборот понятия «приемное родительство». В этой связи, целесообразно рассмотреть первичную по отношению к институту приемной семьи категорию – родительство.

Рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняется на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве ее основной функции. Родительское воздействие ребенка осуществляется постоянно, несмотря на то, осознанно оно или стихийно, а потому родительство можно определить как систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания и основанную на нормах семейного права. Родительство можно разделить на биологическое и социальное. Так как социальное родительство довольно широкое понятие, смысловая нагрузка которого схожа с определением приемной семьи в широком значении, то еще более актуализируется введение термина «приемное родительство», что позволит избежать путаницы при интеграции социологических, правовых и психолого-педагогических исследований, что неизбежно при разработке методических рекомендаций, правовых норм и их практического применения.

Таким образом, следует четко разделять понятия:

- приемное родительство – это совокупность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающую их социальную защиту посредством установления взаимосогласованных, целесообразно ориентированных социально-правовых норм деятельности уполномоченных служб и приемных родителей, основанных на принципах гуманизма, участия и заботы;

- приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основными признаками которой являются: договорная основа, ограниченный по времени характер существования, государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей;

- патронатное воспитание - форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей и регулируется законодательством субъектов РФ.

Литература:

  1. Курбацкий И.Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» // Педагогика. 2002. № 5. С. 39
  2. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько, М.: ИНФРА-М, 1990. С. 205
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт−Издат, 2003.С. 55
  4. Решение комиссии Министерства образования «О семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Вестник образования. 1998. № 8. С. 13−16.
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.