Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

                                                                      Ананьина Л.Е., Гончарова Г.Н.

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 

Сибирский государственный технологический университет

В работе представлен опыт  управления развитием социальной защиты населения через повышение квалификации персонала.

In work experience of management by progress of social protection of the population through improvement of professional skill of the personnel is presented.

Ключевые слова: социальная работа, компетенции специалистов, управление.

В настоящее время чрезвычайно быстрыми темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания населения в системе социальной защиты населения. Это обусловлено растущими потребностями граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в социальных услугах. В связи с этим проблема качества оказания социальных услуг стала предметом управленческой деятельности.

Качество социальных услуг зависит от профессионализма специалистов в области социальной работы – главных участников процесса социального обслуживания. Овладение новыми знаниями, разнообразными формами и методами работы с нуждающимися гражданами, семьями, несовершеннолетними стало важной задачей каждого руководителя учреждения социального обслуживания.

В учреждении социального обслуживания прослеживается  многообразие организационных взаимоотношений: администрация — специалисты, специалисты – специалисты, специалисты — клиенты и т. д. Кроме того, администрация учреждения находится в постоянных контактах с вышестоящими органами, администрацией района, учреждениями здравоохранения, образования, органами внутренних дел, общественными организациями, другими учреждениями социального обслуживания, различными предприятиями и организациями. Все это отражается на структуре деятельности специалистов и менеджеров. Усложнение управленческой деятельности, связанное с постоянно возрастающими объемами информации, циркулирующей в учреждении, требует все большего времени для сбора и обработки. К сожалению, на практике руководители и специалисты  часто не справляются с этим постоянно растущим потоком информации, так как не могут выделить из него информацию действительно важную, необходимую и, кроме того, не всегда умеют быстро и качественно проанализировать ее. Поиск нужных сведений обычно занимает много времени, т. к. нет определенных требований к ее обработке и хранению. Управленческие решения часто принимаются при так называемом «информационном дефиците», меняются под влиянием эмоциональных факторов, носят приказной характер, не учитывая реальные возможности и желания коллектива. В связи с этим остро встает вопрос о систематизации нового опыта, изучении изменений в законодательстве.

Проводимая  в учреждениях социальной защиты населения работа по обмену опытом, изучению нормативной, правовой документации, кодификации информации  не отличается эффективностью, а скорее является  переносом школьных методов  в иную систему, т. к. многие социальные работники имеют педагогическое образование.

В современных условиях в РФ действует система дополнительного профессионального образования, направленная на повышение квалификации практиков, их профессиональную переподготовку. Наиболее типичной программой дополнительной профессиональной подготовки является программа 72-х часового обучения с отрывом от производства.

Наш  опыт работы в Центре подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы Сибирского государственного технологического университета с 1996 года по повышению квалификации  персонала  учреждений системы социальной защиты населения показывает, что наряду с образовательными функциями, большую роль играют латентные функции – профессиональное общение, рекреация. Сибирский государственный технологический университет - старейший вуз Красноярского края, расположен в культурно-историческом центре города, где в шаговой доступности расположены театры, музеи, библиотеки, и что не менее важно, органы управления социальной защитой населения. Обучение ведется по программам, разработанным на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и согласованным с Министерством социальной политики края. Орган управления социальной защитой населения поставил задачу повышения квалификации персонала всех учреждений социального обслуживания. Дополнительные профессиональные программы отражают потребности  специалистов в знаниях по социальной работе с  инвалидами, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, попавшими в социально опасное положение, гражданами пожилого возраста, ветеранами войны и труда. Наиболее актуальны программы по управлению социальными учреждениями и социальному партнерству. Каждая из программ  имеет модуль профессиональных знаний по социальной работе, модуль  знаний по психологии личности и психологии профилактики профессионального выгорания, модуль правовых знаний и модуль здоровьесберегающих технологий.

Основными формами обучения являются лекции, тренинги, мастер-классы, конференции.  Занятия со слушателями ведут высококвалифицированные преподаватели. Представители министерства социальной политики проводят «круглые  столы». Важное значение имеют занятия на базе муниципальных учреждений социальной защиты населения г. Красноярска, на которых имеется возможность специалистам из районов края  пообщаться с ведущими специалистами по социальной работе.

В основе обучения лежит концепция развивающего обучения, являющаяся адекватной развивающейся социальной работе. Она совпадает с целями социальной работы в регионе. Основная задача обучения – развитие творческого потенциала социальных работников. Эта задача реализуется через формирование профессиональных компетенций, понимаемых нами  как комплекс системы знаний, умений, навыков, способности к самостоятельному творческому выполнению профессиональных задач, личной готовности к работе с людьми с особыми нуждами, понимания миссии социальной работы. Процесс формирования компетентности, актуальной для современной социальной ситуации, проектируется на  базе контекстного обучения,  в котором внимание уделяется ценностям, личностному развитию, социально-психологическим качествам, и деятельностного   обучения, акцентирующего внимание на  технологических  навыках, сотрудничеству и командной работе.

Результативность повышения квалификации имеет как формализованный момент – влияние на аттестацию, карьерный рост, так и приобщение к научной деятельности, проектированию  инновационных программ, структурных организационных изменений.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.