Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Панкратова И.А.

Подходы к категории успеха в Российской психологической науке

Институт педагогики и практической психологии Южный Федеральный Университет

 Эта работа о существующих походах к пониманию категории успех в Российской психологической науке. Дается определение категории успех.

Ключевые слова: успех; социальный успех; личный успех.

Проблема успеха в психологии является достаточно актуальной. Тем не менее, до сих пор нет прямых и однозначных теорий, рассматривающих данный феномен в качестве центрального или основного конструкта. В рамках отечественной   психологии   можно   найти   ряд высказываний, касающихся феномена успеха. Рассматривая данное явление, нельзя обойти деятельностный подход, который является приоритетным.

Деятельность как сложное многогранное явление является объектом большого количества разнообразных подходов и концепций. А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов рассматривали деятельность как категорию и объяснительный принцип человеческой психики. Б.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, Р.С. Немов, В.Д. Шадриков анализировали деятельность с точки зрения предмета психологического познания. Особое внимание уделяется человеку как субъекту деятельности.

Понятие  «успешность   деятельности»   непосредственно   связано   с разработкой A.Н. Леонтьевым психологической модели деятельности и ее основных компонентов [5]. Разрабатывая критерии оценки успешности профессиональной деятельности, О.Н. Родина отмечает, что «успешность деятельности является оценочной категорией, содержание которой зависит от субъекта, дающего оценку» [8,с.169].

Внутренняя оценка успешности деятельности возникает в результате соотнесения вознаграждения за совершенные действия с представлениями личности об их результативности, об особенностях своего взаимодействия с окружающими, о собственной инициативности; а также с мотивационно-оценочными структурами личности и затратами на достижение результатов. Если внешняя оценка успешности опирается главным образом на результативность деятельности субъекта, то для внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат [4].

Успешность деятельности неразрывно связана с уровнем притязаний личности. По мнению Н.И. Нефедовой, «уровень притязаний является связующим звеном между «успешностью», как следствием достижения субъектом  цели  конкретного  действия,   и  «успехом»,   как  комплексом переживаний, оценок» самоотношения личности в широком жизненном контексте» [6, с.52]. Чувство успеха преобладает, если достигнут определенный уровень, связанный с доминирующей системой.

Большое значение в трактовке феномена успеха в рамках отечественной психологии имеют работы С.Л. Рубинштейна. Раскрывая специфику функционирования и развития личности, С.Л. Рубинштейн оперирует понятием «жизненный путь». Вероятность достижений человека определяется его внутренними резервами, которые приводят его к успеху лишь в том случае, если они активно реализуются в процессе жизнедеятельности. Увидеть и оценить успех человека можно лишь на основе оценки той деятельности, которую он совершал [9].

В изучении феномена успеха в отечественной психологии интересным является функционально-динамический подход к личности                                 К.А. Абульхановой-Славской. Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, она достаточно подробно рассматривает специфику жизненного пути личности.

С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, личность как субъект обладает активностью. Активность исследовательница рассматривает, как присущий человеку способ самовыражения в соответствии с его высшими потребностями в признании, ценности и т.д. [1].

С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, жизненные достижения, успехи оцениваются, как правило, лишь по социальным меркам и критериям (добился славы, постов, материальных благ и пр.). Однако, эти критерии успеха не являются таковыми для людей, имеющих другие жизненные ценности и ориентированных на другие жизненные цели [1].

В стремлении к успеху, личность выдвигает требования к уровню, качеству, способу своей активности при осуществлении деятельности. Большое значение при этом приобретает «когнитивная саморегуляция». Процесс саморегуляции рассматривается Л.И. Анциферовой в большей степени как когнитивный процесс оценивания своих личностных возможностей и соотнесение их с наличной ситуацией. Этот процесс, по ее мнению, повышает вероятность успеха личности в той или иной деятельности.

По мнению О.Н. Арестовой и А.В. Глухаревой, успех или неуспех определяется функционированием многочисленных сложных систем психической регуляции - самооценкой личности, уровнем притязаний, локусом контроля и другими [2]. Проведенное ими исследование выявило типологию преобладающих видов поведения в ситуации хронического неуспеха - фиксация, авантюрный подъем притязаний, компенсаторное снижение притязаний, конструктивное преодоление неуспеха, смысловая «переоценка» неуспешного результата.

Кроме этого в психологии выделяются понятия «личностного» и «социального» успеха. «Личностный» успех, являясь личностной ценностью, в социально-психологической литературе    зачастую    понимается    как «психологический», относящийся к опыту достижения целей, набор которых является лично значащим конкретному лицу, нежели его родителям, организациям или обществу. Его еще называют «истинным» успехом. Положительный результат в данном случае - индивидуальное самосовершенствование,  индивидуальные достижения человека следовательно, богатство личности, ее задатков и дарований определяют меру личного успеха [7].

Критерии личного успеха достаточно нечёткие, однако однозначно выделяется реализованная «экзистенциональная установка», т.е. внутренняя свобода. Фактически представление индивида о личностном успехе есть представление об успешности процесса реализации своей жизненной стратегии,

«Общественный», «социальный» успех предполагает несколько иной механизм функционирования. М.Л. Кубышкина, проанализировав в своем диссертационном исследовании семантику данного понятия, пришла к выводу, что под ним понимается достижение хороших результатов в значимой деятельности и связанные с этим авторитет и уважение окружающих; завоевание высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; общественное признание своих достижений, известности, внимания к своей личности [3].

Резюмируя сказанное, можно определить успех как положительно оцененное достижение, значимо превысившее социальные либо личностные нормативы, итог целенаправленной и эффективно организованной человеческой деятельности. Такое определение позволяет объединить  в рамках одного понятия и социальную, и личностную разновидности успеха. При этом социальный успех - признание результата достижением со стороны общества, личностный успех есть признание результата достижением со стороны самого индивида.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Изд-во Мысль, 1991. 299с.
  2. Аристова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуациях хронического неуспеха при работе с компьютером // Вестник МГУ. - М., 1996. №1. Сер.14. Психология. С.12-21.
  3. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. - СПб., 1997. 222с.
  4. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 411с.
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические изобретения: в 2т. - М.: Педагогика, 1983. Т.1. 392с., Т.2. 1983. 320с.
  6. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе. Дисс. … канд.психол. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2004. 186с.
  7. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. - М.: Аспект-Пресс, 1995. 69с.
  8. Родина О.Н. О понятии успешность трудовой деятельности // Вестник Московского университета. - М., 1995. - №3. Сер.14. Психология. С.55-62.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд-во ПИТЕР, 2000. 712с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.