Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Белоножко А.В., Лавренчук О.М. 

ЦЕННОСТНО - ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ СТАРШЕКЛАССНИКА

Одесский национальный университет

Институт инновационного и последипломного образования

In the given report representations existing in a psychological science about valuable orientations of modern teenagers, features of teenage age, structure of values of senior pupils and socially-psychological conditions of its formation, influence of a family on formation of valuable orientations of the teenager are considered. 

Keywords: teenage age, valuable orientations, structure of valuable orientations, styles of education.

В данном докладе рассматриваются существующие в психологической науке представления о ценностных ориентациях современных подростков, особенностях подросткового возраста, структуре ценностей старшеклассников и социально-психологических условиях ее формирования,  влиянии семьи на формирование ценностных ориентаций подростка. 

Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации,  структура ценностных ориентаций, стили воспитания.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в подростковом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.

«Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека», определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида.

Ценностная ориентация - это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой, - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения [2].

 Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется [5]. Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Подростки неодинаково ранжируют предлагаемые ценности. Одни имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций [1].

По степени сформированности дифференциации выделяют  три основные группы:

1.подростки, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций;

2.подростки, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;

3.подростки, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась [3].

Процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые. За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности  [1, 2].

В зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

1. Группа подростков, у которых этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует им осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у этой группы отсутствуют ценностные ориентации.

2. Подростки второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%.

3. Подростки третьей группы характеризует доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14%.

4. У подростков четвертой группы имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности.  Их отличает гражданская направленность  личностной позиции. Их 17%.

5. У подростков пятой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание  ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать их как "рационалистов с неудовлетворенными запросами" [2].

Ведущее место у старшеклассников занимают следующие ценности: "получить хорошее образование", "иметь интересную профессию", "активно продвигаться в избранном деле" (55%), "обеспечить себя материально", "добиться финансовой независимости", "положения в обществе" (25%), "быть свободным", "стать лучше", "жить в гармонии с миром", "принести пользу людям" (15%). Содержание и распределение целей по ранговым местам: на первом месте деловые цели, ориентированные на познание и выбор профессии; на втором - цели, ориентированные на личный, скорее материальный успех; на третьем - общественные цели философско-рефлексивного характера. При исследовании ценностных ориентаций школьников, самый высокий ранг занимал показатель "обеспечить себя материально" [1].

Таким образом, для старшеклассников характерно стремление к самоутверждению и  желание быть признанными окружающими, Мысль о выгодном самоопределение во взрослой жизни, о необходимости подготовки к ней,  заняла главное место в сознании выпускников. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Духовную жизнь молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение между людьми. Это надежные и вечные ценности.

Анализ полученного материала позволяет выделить следующие качественные соотношения направленности личности: принимают общественную направленность - 50%, личную - 35%, руководствуются мотивом самоутверждения, самореализации - 70%, пассивны в этом отношении - 10%, озабоченны материальными ценностями - 40%, духовными - 43%, проявляют продуктивную активность - 75%, готовы к конформизму - 20%.

Изменения в ценностных ориентациях выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя, опоры на собственные силы и в снижении роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми.

Результаты опросов показывают более успешную экономическую и социокультурную адаптированность молодого поколения к новым условиям жизни. Ценностные ориентации в профессиональной сфере направлены на успешную адаптацию в условиях трансформирующегося общества любыми средствами,  это свидетельствует о девальвации ценностей образования у определенной части молодежи. Исследование показало, что весьма значимыми ценностями для молодежи являются личная свобода, независимость и самореализация. Этот факт свидетельствует о трансформации в сознании молодежи ценностных систем и поиске новых мировоззренческих, смысловых жизненных ориентиров через «обращенность» на самого себя.

Такие ценности, как карьера и высокий социальный статус являются весьма значимыми для молодежи и по количественным показателям лишь немного уступают вышеперечисленным ценностям [4].

 

Литература:

1.  Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. -  1997, -  № 1. – С. 87-94. 

2.  Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности //Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 53-57. 

3.  Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 9. - С. 23-27. 

4.  Зубкова Е. Критерий - качественное образование // Материалы научно-практической конференции. - Харьков: Изд. НТУ ХПИ, 2004. -  С. 114. – 118. 

5.  Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000. – 117 с. 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.