Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Аристова И. Л., Гусенцова О. И.

СТРАХИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО ЗРЕНИЮ

Дальневосточный федеральный университет

This work describes the fears of blind teenagers comparatively with that  ones of not-blind teenagers. Qualitative and quantitative differences are given.

Keywords: fears; blind teenagers; personality; emotional sphere.

В работе описаны страхи незрячих подростков и дана их сравнительная характеристика со страхами зрячих подростков. Приводятся количественные и качественные различия.

Ключевые слова: страхи; незрячие  подростки; личность; эмоциональная сфера.

Психология лиц с сенсорной зрительной депривацией привлекала и привлекает к себе внимание исследователей. Однако в современной психологической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные изучению развития личности людей со зрительным дефектом. Данное  исследование представляет собой  попытку восполнить этот пробел. Личность подростка с патологией зрения в целом может быть описана как сложная система поведения. Мы остановимся на эмоциональном компоненте этой сложной системы, а именно, на страхах подростков с патологией зрения.

Исследование страхов подростков с ограничениями по зрению и подростков, имеющих зрение без отклонений, проводилось по методике  Захарова. В качестве дополнительного метода была использована беседа. В целом в группе незрячих подростков было выявлено всего пять  страхов – это страх смерти родителей, страх огня, страх оставаться одним, страх резких звуков и страх транспорта. В среднем это несколько ниже, чем нормативный показатель, что может свидетельствовать о том, что  незрячие подростки субъективно  воспринимают как страшные меньшее количество ситуаций.

У незрячих подростков на первом месте оказался страх смерти родителей – 60% встречаемости. Следующую позицию занял страх огня – 44% встречаемости. 40% незрячих подростков отметили, что им страшно оставаться одним, 22% незрячих подростков боятся резких звуков и 11% – транспорта. При этом страх транспорта был выявлен только у младших незрячих подростков, что свидетельствует о незначительном снижении количества страхов у старших незрячих подростков и соответствует описанной в психологической литературе возрастной динамике страхов.

Если сравнить результаты младших и старших незрячих подростков, то мы наблюдаем следующую картину. Только два страха из выявленных по методике Захарова – страх смерти родителей и страх оставаться одному – имеют одинаковую выраженность. Огня старшие незрячие подростки боятся несколько меньше, чем младшие, а процент встречаемости страха резких звуков падает с 32% в младшей подгруппе до 10% в старшей. Это свидетельствует о том, что с возрастом незрячие подростки начинают меньше бояться некоторых ситуаций, которые до этого воспринимались ими как страшные, что также соответствует возрастным закономерностям.

Что касается зрячих подростков, то в целом в этой группе были выявлены девять видов страхов, пять в младшей подгруппе и пять – в старшей. При этом совпадает в подгруппах только страх смерти родителей.  В среднем эти показатели ближе к нормативным, чем у незрячих подростков.

У зрячих подростков выявлены такие страхи как  страх смерти родителей, страх высоты (не выявлен у старших подростков) и  страх стихий (не выявлен у младших подростков),  страх опоздания в школу (не выявлен у старших подростков), страх огня (не выявлен у младших подростков), страх воды (не выявлен у младших подростков), страх боли (не выявлен у старших), страх животных (не выявлен у старших подростков) и страх замкнутого пространства (не выявлен у младших подростков).

У этой группы подростков основным страхом является также страх смерти родителей – его выраженность составляет 42% встречаемости, далее страхи распределяются  в порядке значимости следующим образом: страх высоты  (13% встречаемости), страхи стихий и опоздания в школу (11% встречаемости каждый), страхи огня (7% встречаемости), воды, боли и животных (4% встречаемости каждый) и страх замкнутого пространства  (2% встречаемости). Как мы видим, процент встречаемости страхов у зрячих подростков в целом существенно ниже, чем у незрячих. Только процент встречаемости страха смерти родителей сопоставим (60% у незрячих  и 42% у зрячих).

Если проанализировать возрастную специфику страхов у зрячих подростков, то заметна тенденция смены страхов в разных возрастных подгруппах, а не снижения их выраженности, как это наблюдалось в группе незрячих подростков.

Однако результаты, полученные с помощью беседы, несколько отличаются от тех, которые были получены с помощью методики Захарова. При беседе незрячие и слабовидящие подростки отметили  больше страхов, чем зрячие подростки – 8 и 5 видов страхов соответственно.  У незрячих подростков  на первом месте появился страх животных. Также они указали страх неизвестного. О страхе смерти говорили подростки из обеих групп. Только говорили при этом о страхе смерти в целом, а не только о потере близкого, родного  человека. Зрячие подростки также испытывают страх наказания,  боятся, что их  накажут родители (учителя). Незрячие этого страха не испытывают, так как более сдержаны и их поведение с самого детства в основном  контролируется взрослыми. Из беседы со зрячими подростками выявился  страх будущего. Следующий страх – страх  школы указали и зрячие, и незрячие дети. Зрячие подростки также испытывают  страх  насилия,  но на этот страх указали только девушки.  

Итак, результаты, полученные по разным методикам,  количественно и качественно отличаются. Но и те, и другие свидетельствуют о том, что профили страхов подростков с ограничениями по зрению и  подростков, имеющих зрение без  отклонений, различны.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.