Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Рябчук Т.В., Лукьяненко М.А.

проблемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Работа посвящена проблеме организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: игра,  сюжетно-ролевая игра, методы руководства.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка, становлении у него творческих способностей.

Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе [2].

Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. При своевременном формировании    сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один  «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему градусник). Они учатся решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, строят сооружения, договариваются, кто кем будет, и что будут делать. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимания между детьми и воспитателем, и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе [1].

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному обобщению. Игровые  проблемные ситуации  ставят детей перед необходимостью использовать  ранее  полученные впечатления и побуждают к самостоятельной игре. Это значит, что надо поставить  детей перед такой игровой ситуацией, которая им  интересна, которую они захотят решать сами.

Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Эмоционально - деловой контакт и доверие взрослого влияют на развитие игры. Взрослый должен стать на время ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится  сам. Это может быть достигнуто путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций, в которых игровая задача программируется заранее взрослым, то есть создаются условия для решения теми или иными способами и средствами. Взрослый не дает готовый образец решения, а вызывает ребенка на самостоятельное достижение воображаемой цели [3].

Для  развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому их решать, усложняющимися способами и средствами поэтапно.  Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со взрослыми. Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторил этот способ в тех же условиях, но и по - разному  примерял его в различных проблемных ситуациях. Взрослому необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: во- первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во- вторых , обобщения опыта деятельности; в-третьих, самостоятельности ребенка при решении игровых задач.

При этом  воспитателю необходимо  учитывать возрастные особенности  детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности, ее зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребенка в игре. Каждый возрастной этап требует изменений в содержании  работы с детьми [3].

Все это возможно лишь при комплексном руководстве игрой, в системном подходе к ее формированию. В традиционном руководстве игрой основное внимание сосредоточено на  том, что для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, а единый комплекс обязательных психолого-педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры, и называются следующие компоненты комплексного метода: планомерное обогащение жизненного опыта детей; совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового опыта, игровых умений; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение самостоятельного применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни [1].

Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей. Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых этапов организуется, как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Основные компоненты комплексного подхода сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогического воздействия. Например, на этапе формирования ознакомительной предметной деятельности, главный компонент руководства игрой - подбор игрушек с определенными свойствами (погремушки, подвески) и общение взрослого с ребенком. На этапе отобразительной деятельности на  первый план в комплексном подходе формирования игры выступают обучающие игры, показ игрового действия. Например, как покатать машину, как кормить куклу, укладывать спать. На этапе формирования сюжетно - отобразительной игры на первый план выходит организация практического опыта и проблемное отношение взрослого с ребенком по ходу игры. Значение совместных игр детей с воспитателем вновь усиливается с переключением малышей на ролевое поведение [2].

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

 

литература:

1.  Зворыгина, Е.В, Комарова, Н. Педагогические условия
формирования сюжетно - ролевой игры. // Дошкольное
воспитание. - 2009. - №5, с. 31.

2.  Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2002, 128с.

3.  Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 2000, 160с.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.