Головенко О.А.
влияние развития тонкой моторики рук на речевую готовность детей к школьному обучению
Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Работа посвящена проблеме развития тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и ее влияния на речевую готовность к школьному обучению
Ключевые слова: школьная зрелость, мышление, интеллектуальное развитие, речь, моторика.
Ведущим компонентом интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является его речевая готовность, так как именно на основе усвоения различных функций языка и речи формируются важнейшие познавательные процессы. Как показывает статистика Министерства образования РФ, в настоящее время 43% детей, обучающихся в 1-х классах начальной школы, имеют проблемы в усвоении программного материала из-за несформированности каких-либо компонентов готовности к школе. По мнению учителей, основные причины школьной дезадаптации коренятся в неразвитости собственно дошкольных видов мышления и в недостатках развития речевой сферы детей (прежде всего фонематического слуха и плохого или недостаточного понимания употребляемых учителем слов).
Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения и освоения этих знаний пользуется речью, т.к. процесс мышления осуществляется в речевой форме. По уровню развития речи можно судить об уровне развития мышления.
Речевая готовность к обучению в школе, во всем ее многообразии, формируется во всех видах деятельности дошкольника.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [2].
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи [1].
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка [3].
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри...
У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
На этапе развития письменной речи, в 6-7 лет, нарушение моторики приведет к возникновению трудностей при формировании моторного навыка письма, а следовательно к полной невозможности или неполноценному развитию письменной речи, что, в свою очередь, скажется на развитии словесно - логического мышления.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук [3].
Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.
Литература:
-
Лисина, М.И., Капчеля, Г.И. Общение с взрослым и психологическая готовность детей к школе. – М., 2007. – 299с.
-
Толбанова, А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1998 - №9 С. 81-82; 1999 - №10 С.94-95.
-
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001, - 336с.