Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Семеновских Т.В.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования мотивов этического поведения у дошкольников: культурно-личностная идентификация, механизм сличения, которые оптимально работают в воссозданных дилеммах.

Ключевые слова: личность, личностная идентификация, механизм сличения, мотив узнавания, мотив достижения успеха, усвоение, этические понятия, этическое поведение.

In article psychological mechanisms of formation of motives of ethical behavior at preschool children are considered: cultural-personal identification, the mechanism of checking which optimum work in the recreated problem situations, dilemmas.

Keywords: the person, personal identification, the checking mechanism, motive of a cognizance, motive of achievement of success, mastering, ethical concepts, ethical behavior.

В последние десятилетия активно обсуждается вопрос о статусе этики как “философии воспитания” (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, К.А. Шварцман и др.). В то же время, в психологических исследованиях личности наблюдается тенденция к сближению с этическими, педагогическими и социологическими подходами, предпринимаются попытки преодолеть традиционную ориентацию на изучение абстрактной личности. Поэтому, вполне логично, опираясь на различные подходы в исследовании личности (культурологический подход, предложенный М.М. Бахтиным, Ф.Е. Василюком, Б.Г. Соколовым, М. Хайдеггером и др.; теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся и др.; ценностно-смысловой подход, разработанный В.В. Знаковым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым и др.), не использовать часто встречающиеся в возрастной и педагогической психологии термины “нравственное”, “моральное поведение”, а попытаться рассмотреть составляющие, определить, что в себя включает термин “этическое поведение”.

Суть этического поведения ребенка, на наш взгляд, наилучшим образом определил Антуан де Сент-Экзюпери, написавший, что “...есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, — и, тут же, приведи в порядок свою планету…”. Данное высказывание, вполне может стать, тем фундаментом, который необходимо закладывать у дошкольников, ведь именно в этом возрастном периоде сначала формируются, а затем и закрепляются формы “правилосообразного” поведения, одобряемые, позитивно оцениваемые взрослыми.

Определяя сущность этического поведения нельзя не вспомнить еще одну крылатую фразу: “…поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой”. Говоря научным языком, термин “этическое поведение” может трактоваться как — целенаправленная система последовательно выполняемых “должных” действий человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, зависящая от уровня сформированности этических понятий, регулируемая социальными нормами и ценностными ориентациями личности. Исходя из определения, в дальнейшем, необходимо рассмотреть три составляющие “должного” поведения: этические понятия, нравственные нормы, ценностные ориентации (убеждения, предпочтения, идеалы, характеризующие направленность личности, в том числе и мотивационную).

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах через призму этических понятий, в первую очередь, таких как: “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”. Усвоенные нормы впоследствии, при определенных условиях, становятся мотивами его поведения. Что такое знание нравственных норм? Это, прежде всего, умение ребенком воспроизводить соответствующие формулировки; действительно выделять стоящие за ними реальные жизненные отношения. Знание жизненных отношений включает в себя два аспекта: 1) умение выделить ребенком соответствующие поступки и оценить их  как “хорошие” или “плохие”; как “можно” и как “нельзя” себя вести; 2) раскрытие внутреннего нравственного смысла поступков, заключающегося в представлениях, убеждениях, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, дошкольник становится активным субъектом общественной деятельности, у него формируются общественные мотивы — желание сделать что-то для других, оказать помощь. В данном случае, общественные мотивы являются удобным способом символизации намерения, которые облегчают социальную связь. Приписывание общественных мотивов позволяет старшему дошкольнику понимать свое собственное поведение так же хорошо, как и поведение “других”.

Потребность помогать “другим” появляется уже в трехлетнем возрасте: чаще оказывают помощь те, кто сам ее раньше получал, и те, кто обладает эмпатией, т.е. способностью к сопереживанию. Исследовательница С.К. Нартова-Бочавер обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Это необходимо учитывать при формировании мотивов достижения успеха. При их формировании для дошкольников значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Каждое “серьезное” занятие в дошкольном учреждении, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли педагога, — способствуют появлению более широких общественных мотивов.

Для определения себя и “другого”, как и окружающего мира в целом, дошкольник использует самые разнообразные способы действий. В культуре они отложились в виде устойчивых мотивов узнавания, которые могут быть скрыты, не осознаваемы. Еще Аристотель требовал, чтобы узнавание тонуло в перипетиях: “…узнавание, как показывает и название, обозначает переход от незнания к знанию или к дружбе, или к вражде лиц…”. В предложенном Аристотелем конструкте нас, безусловно, интересует дружба, нежели вражда и при формировании мотивов этического поведения её необходимо учитывать.

С помощью, каких же механизмов возможно формирование перечисленных выше мотивов поведения? Общеизвестно, что этика изучает сферу человеческой культуры, по определению П.А. Флоренского, – “…среду, питающую и растящую личность”, которая должна усваиваться детьми в ходе их развития. Изучение культуры предусматривает рассмотрение отдельных ее феноменов, исследований на основе культурных кодов, смысловых оппозиций и категорий, следовательно, именно культура может анализироваться сквозь призму идентификации. Итак, мы приблизились к первому основному механизму – культурной идентификации, позволяющей выстроить личностный образ “человека культуры”, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, свое окружение.

В процессе усвоения ценностей культуры включаются механизмы культурной идентификации — осознание чувства принадлежности к данной культуре, в утверждении своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих интересов, способностей. Идентификация связана с ценностями общества, другими людьми, которые могут служить “образцами” для развивающегося ребенка. Усвоение общественных паттернов поведения в дошкольном возрасте происходит посредством подражания (уподобления) взрослым, за счет механизма интериоризации; приводит к возникновению “внутренних этических инстанций”, представляющих тот уровень нравственного развития ребенка, который обеспечивает возможность этического поведения. Еще Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте, как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам, к другим людям и интенсивного формирования форм личностного поведения.

В процессе культурной идентификации “запускаются” еще и механизмы личностной идентификации, рассматривающиеся через содержание, направленность личностных структур человека, регулирующих, управляющих поведением. В данном случае, имеется в виду, система этических категорий, усвоение которых выступает как воспроизводство особой формы общественной деятельности, обеспечивающей поведение в соответствии с принятой в обществе иерархией ценностей.

Попадая в проблемные ситуации, дошкольник благодаря механизму сличения сверяет, соотносит совершенное поведение или поведение, требуемое ситуацией, с представлением о себе. В свою очередь, “Я-образ”, вобравший в себя культурные ценности, связан с функциями самопознания, самооценивания и саморегуляции поведения.

Рассмотренные выше мотивы поведения, возникают не внезапно, не одномоментно. На поэтапный характер их формирования указывали еще Л.И. Божович, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.

Этапы формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается становление мотива: физических (внешних — раздражители, сигналы; внутренних — дефицит в организме чего-то) и социальных (просьба, требование, приказ).

Первый этап — принятие стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Переживание отрицательных состояний (обида, досада, негодование, гнев, злость) дошкольниками, приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства.

Второй этап — поисковая активность, связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах.

После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности старший дошкольник выбирает конкретную цель и путь ее достижения. Пропустив все вероятные способы через “внутренний фильтр”, субъект переходит к третьему этапу формирования мотива поведения: выбору конкретной цели и формированию намерения ее достичь, осуществлению конкретного действия в отношении того или иного объекта: ребенок выбирает физическое воздействие на другого, обзывается.

Итак, исходя из приведенных этапов формирования мотивов поведения, в трехлетнем возрасте поведение ребенка импульсивно, потребности неустойчивы, он не может их контролировать, сдерживать. Л.И. Божович [3] утверждает, что это только начало, за которым ребенок должен научиться действовать вопреки внешним и внутренним препятствиям, своим желаниям, носящим ситуативный характер. По этому поводу С.Л. Рубинштейн писал: “...каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве еще очень большую власть над ним. Поэтому внутренняя мотивация еще неустойчива при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий”.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  3. Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология // Человек. 1998. – №1. – C. 50–59.
  4. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории //Московский психотерапевтический журнал, 1992. –  №1. – С. 15-32.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  6. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 240 с.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Шифр гранта № 14.740.11.0235

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.