Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

Гвоздева Л.А., Колерова Е.В.

СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

Эта работа о необходимости педагогического маркетинга в современном образовании, его практическом использовании преподавателями  в рамках своего предмета.

Ключевые слова: педагогический маркетинг, социальный маркетинг, образовательная услуга.

Понятие маркетинга неновое, оно пришло в педагогику из других областей знаний: экономики, социологии. В классическом понимании маркетинг – это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле – как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.

В социологии термин «социальный маркетинг» был введен для обозначения планирования, исполнения и контроля программ, ставящих своей целью добиться принятия какой-либо социальной идеи, проекта или задачи целевой группой населения. Этот тип маркетинга обычно связан с деятельностью некоммерческих организаций, ставящих своей целью не получение прибыли, а достижение определенного социального эффекта. Социальный эффект выражается в определенной пользе для общества или отдельных групп потребителей.

В России на сегодняшний день маркетинговую деятельность в том или ином виде осуществляют производственные предприятия и предприятия сферы услуг, проектно-ориентированные структуры, некоммерческие организации, образовательные и лечебные заведения, отдельные личности, политические деятели, знаменитости – самые различные субъекты рыночной деятельности. Таким образом, степень охвата маркетинговой деятельностью в стране сегодня достаточно велика, но глубина и направления развития не имеют ничего общего со странами Европы. Под «глубиной» понимается качественная характеристика распространения маркетинга, оцениваемая его системным применением при достаточно высоком уровне реализации конкретных маркетинговых задач. [1]

Направления развития маркетинга отличаются от общепринятых вследствие объективных факторов переходной экономики: сокращения объемов товарного производства, низкого платежеспособного спроса населения, преобладающего монопольного характера производства. В России переход к рыночным отношениям сопровождается не ростом, а стремительным спадом производства всех видов товаров. Маркетинг в этой связи распространяется на те сферы деятельности, где в наибольшей мере развита конкуренция. Такими сферами стали банковская деятельность, образование, медицинская и юридическая практика – в основном сфера услуг. Это в значительной мере повлияло на качественные характеристики маркетинговой деятельности на этапах ее становления, так как отсутствовал необходимый опыт работы специалистов, занятых в сфере производства товаров.

В социальной сфере причинами, обеспечивающими общественную потребность в маркетинге на данном этапе, стали ускорение социальных инноваций в обществе, необходимость воплощения в жизнь новых социальных идей и ценностей, а также кризисные явления во всей социальной сфере.

Маркетинг является сложным, многоплановым и динамичным явлением социальной практики, представляет собой интегративное образование, объединяющее информационные, управленческие, экономические, психологические и целый ряд других компонентов. Используя его универсальный характер, маркетинг можно применять для решения широкого круга задач в социальной сфере, куда относится и система образования.

Маркетинг социальной сферы выступает как новый, научно обоснованный метод управления социальными институтами в условиях реформирования общества, а также как система комплексного управления производством и сбытом услуг в социальной сфере, и как особая деятельность, связанная с разработкой и претворением в жизнь общественно значимых социальных программ, направленных на удовлетворение потребностей широких слоев населения в социальных благах, в частности в образовании. [3]

Система образования должна будет не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

Однако прежние принципы управления образованием, особенно высшей школой, ориентированные на государственную систему потребления, не в состоянии обеспечить адекватное реагирование образовательных структур на возникающие изменения социальных отношений и достигать при этом оперативного и эффективного управленческого решения.

Необходимость повышения эффективности системы управления образованием, поиск инновационных методов привели к использованию маркетинга как способу комплексного управления производством и сбытом образовательных услуг, под которыми понимается комплекс услуг, ориентированных на реализацию основных целей образования, что позволяет дать определение педагогического маркетинга как процесса производства и реализации образовательных услуг в системе образования, основанного на формировании спроса у потребителей и удовлетворении этого спроса.

Реализация маркетинговых технологий предполагает учет таких факторов, как ориентация на спрос образовательных услуг, на последние достижения науки и техники, использование эффективных методов, технологий и средств обучения, индивидуализация обучения, мобильность обучения, позволяющую быстро изменять характер, содержание и сроки обучения и количество обучающихся. [2]

Организация системы образования и содержание предлагаемого ею обучения должны находиться в соответствии с потребностями общества. При изменении общества возникают новые возможности, проблемы и перспективы, которые приводят к крупным прорывам в науке или изменениям в ценностях и перспективах развития. Такие изменения, в свою очередь, часто приводят к появлению спроса на новые области образовательных услуг.

В настоящее время представляется важным всестороннее исследование проблем применения маркетинга в системе образования, так как реальная оценка экономической ситуации, возникшей в современном российском обществе, показывает, что сегодня, с одной стороны, происходит финансовый и кадровый развал системы образования, а с другой стороны — коммерциализация образовательных учреждений, вызванная экономической ситуацией.

При этом маркетинг реализуется в системе образования через совокупность рыночных отношений в стратегии и тактике взаимодействия потребителей, посредников и производителей образовательных услуг. Это способствует удовлетворению потребностей личности — в конкретной форме и уровне образования, общества и различных организаций — в воспроизводстве интеллектуального потенциала. [1]

Конституцией и Законом РФ "Об образовании" провозглашены приоритетность сферы образования, а в его процессе – первоочередность интересов личности. Сверхзадача образования – эффективное воспроизводство личности как носителя, потребителя, пользователя и творца национального и мирового интеллектуального потенциала. Потребности трансформационного периода дополнительно задают этой личности требования устремленности к преобразованиям, свободы от устаревших норм и подходов и одновременно – требования взвешенности и ответственности в инициируемых переменах. В связи с этим роль педагогического маркетинга мы видим через формирование и реализацию стратегии приращения ценности человека.

В педагогике не сформирован структурированный процесс маркетинга и не выделены его специальные закономерности. Отсутствуют разработки по методике подготовки специалистов, владеющих навыками педагогического маркетинга. В образовании, в основном речь идет о применении маркетинга высшим руководством или специальными отделами образовательных учреждений, но не поднимается важный вопрос о практическом использовании маркетинговой деятельности преподавателями в рамках своего предмета.

Педагогический маркетинг – это принципиально новая, поисковая сфера маркетинга. Построение системы педагогического маркетинга как научно-прикладной дисциплины, мы считаем, может идти одновременно с двух сторон. Первая - это осмысление и применение маркетингового подхода, методологии и принципов маркетинга, как он сложился в отношении традиционно рыночных товаров и услуг, к столь специфической сфере, т.е. формирование концепции педагогического маркетинга. Вслед за этим идет разработка общей типологии, структуры и содержания маркетинговой стратегии в образовании, и прежде всего – стратегии самих образовательных учреждений. Наконец, чтобы сделать возможной реализацию стратегии в практике, необходимо адаптировать имеющийся и сформировать специальный маркетинговый инструментарий, прямо выходящий на практику осуществления и организации маркетинговой деятельности, управления ею. Вторая сторона этого процесса – анализ и обобщение первых, пусть и скромных практических шагов, действий на формирующемся рынке образовательных услуг, в том числе проведение рыночных исследований и экспериментов. Объединение усилий с двух сторон позволит в итоге получить систему, необходимую для успешного разрешения поставленных задач.

В настоящее время к современному образовательному процессу предъявляется ряд требований: предвидеть перспективу, своевременно выявлять тенденции развития, систематически изучать и внедрять в практику новые формы и методы организации работы. Этим требованиям отвечает педагогический маркетинг.

 

Литература:

  1. Ванькина И.В. Егоршин А.П. Кучеренко В.И. Маркетинг образования. Учебное пособие, 2007г. – 334с.
  2. Гудков И.В. Система педагогического маркетинга, 2002г. – 198с.
  3. Третьяков П.И., Захаренко С.И., Туберозова М.В., Шарай Н.А. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем. М., Перспектива, 2010г. – 232с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.