Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Бухалова Н.А, Павлова О.А.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ФИЛОСОФИЯ» И «ПОЛИТОЛОГИЯ»)

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

This article includes the plan of a binary tutorial «Philosophical and political theories in Ancient Greece» for students of the 2nd and the 3rd courses.

Key words: binary tutorial, interdisciplinary integration, philosophical and political theories in Ancient Greece.

В статье  представлена разработка бинарного занятия для студентов второго и третьего курсов по теме «Философско-политические учения Древней Греции».

Ключевые слова: бинарное занятие, междисциплинарная интеграция, философско-политические учения Древней Греции.

Hезависимо от профессиональной направленности ВУЗа циклу гуманитарных дисциплин уделяется значительное количество часов. Интеграция учебных дисциплин позволяет дaть будущему специaлисту  нaглядное представление о возможностях применения знаний и умений из  области общеобразовательных дисциплин к своей профессиональной практике.

Mеждисциплинарная интеграция знаний очень важна для современного обучения и должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей знаний по учебным дисциплинам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Oт этого будет зависеть успех, а значит и результат oбучения.

Бинарные занятия – одна из форм реализации междисциплинарных связей, которые  позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.  Подготовка и проведение бинарного занятия представляет собой междисциплинарный краткосрочный проект, в котором как соавторы и единомышленники выступают не только преподаватели, но и сами студенты, что дает им возможность стать участниками творческого процесса.

 Мы  обратились к бинарным занятиям, потому что увидели в них один из резервов повышения мотивации усвоения дисциплин гуманитарного цикла, но следует учесть, что каждый преподаватель, при этом,  должен решать цели и задачи своей дисциплины на основе общего подхода. 

Точки соприкосновения своих интересов мы нашли в дисциплинах «Философия» и «Политология». Нами отработана методика проведения  бинарных занятий различного вида: формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, занятие-диспут, ролевая игра.  Приобретенные умения и навыки студенты используют в рамках изучения других дисциплин, для написания рефератов и творческих работ, для сдачи зачетов и экзаменов.

 Бинарные занятия требуют большой подготовки, как преподавателей, так и студентов, поэтому преподаватель дает консультации по наиболее сложным, дискуссионным вопросам.

Представленные разработки занятий по дисциплинам «Философия» и «Политология» могут использоваться как самостоятельно, так и в форме бинарного занятия.

Представляем Вашему вниманию конспект лекции и семинарского занятия по предложенной теме.

План занятия

Дисциплина: Философия. Политология  

Тема занятия: Философско-политические учения древней Греции

Форма проведения: лекция

Вид занятия: изучение нового материала, лекция вдвоем

Методическая тема: использование инновационных  методов обучения (технология развития критического мышления)

Задачи:

1.Образовательные: познакомить студентов с основными положениями учений Платона и Аристотеля о государстве и обществе, рассмотреть актуальность воззрений античных философов в современном мировоззрении.

2.Развивающие: формировать у студентов умения работать с источниками и дополнительной литературой, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитательные: воспитание толерантности, формирование политической культуры и мировоззрения.

Средства обучения: мультимедийная установка, презентации

Ход лекции

  1. Характерные черты философии древней Греции.
  2. Личности Платона и Аристотеля.
  3. Характеристика философско-политических взглядов Платона и Аристотеля.

Мотивация (постановка проблемы)

В чем вы видите актуальность воззрений античных философов в современном мире?

  1. Особенности общественного и политического устройства общества др. Греции
  2. Характерные черты античной философии.
  3. Особенности и характерные черты античной политической мысли.
  4. Личности Платона и Аристотеля.
  5. Характеристика философско-политических взглядов Платона и Аристотеля.
  6. Подведение итогов занятия  (рефлексия): мини-дискуссия по вопросу «В чем вы видите актуальность воззрений античных философов в современном мире?»

Домашнее задание: проработать конспект лекции, подготовиться к вопросам семинарского занятия.

План семинарского занятия

Тема занятия: Государство и общество в представлениях античных философов: на примере взглядов Платона и Аристотеля 

Форма проведения: семинар

Вид семинара: диспут, с элементами ролевой игры

Задачи:

1.Образовательные: познакомить студентов с основными положениями учений Платона и Аристотеля о государстве и обществе, рассмотреть актуальность воззрений античных философов в современном мировоззрении.

2.Развивающие: формировать у студентов умения работать с источниками и дополнительной литературой, самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

3.Воспитательные: воспитание толерантности, формирование политической культуры и мировоззрения.

Средства обучения: мультимедийная установка, презентации, раздаточный материал

Ход занятия

Входной контроль. Работа с понятиями «государство», «общество», «власть», «демократия», «общественные группы». Группа по 10 чел конструируют и рисуют понятия «государство», «общество», «власть», «демократия», «общественные группы»

Сообщение темы занятия, постановка целей семинара. ИНМ:

1.Особенности общественного и политического устройства общества др. Греции (города-полисы).

2.Характеристика теорий о государстве и обществе Платона и Аристотеля (презентации студентов).

3.Дискуссия:

а) Государство по Аристотелю и Платону

б) Какую роль играл человек в государстве?

в) Формы правления государством по Платону и Аристотелю.

г) Особенности общественных отношений.

д) Политическое право и закон.

3.Подведение итогов дискуссии (актуальность  воззрений  Платона и Аристотеля в современном обществе)

  а) На ваш взгляд, чья модель государственного и общественного устройства  более эффективна?

  б) Возможно ли  использование идей древнегреческих философов в политическом устройстве современных стран? Что именно в настоящее время  можно  применить из  идей Платона и Аристотеля в  политическом устройстве    современных стран мира?

Выходной контроль. Работа с понятиями «государство», «общество», «власть», «демократия», «общественные группы». Работа по группам (выявляют различия в понимании терминов античными философами и в современности.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.