Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Портнягина А. М.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сибирский государственный технологический университет

Категория «деятельность» имеет методологическое значение для многих наук и особенно для социологии, психологии, педагогики. Деятельность в психологии – понятие, характеризующее «функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром».

Можно рассмотреть огромное многообразие видов деятельности, но полезнее рассмотреть основания для их классификации, которыми может служить многообразие потребностей, норм, способностей, позиций [2].

Категория деятельности занимает особое место среди других психологических категорий. Введение категории деятельности изменило весь понятийный строй психологической науки. Деятельность имеет свою особую структуру, различные виды, формы, специфическую динамику. Психология изучает конкретную деятельность конкретной личности, протекающую в условиях коллективности или индивидуальности. Деятельность вплетена не только в жизнь личности, но и в жизнь того сообщества, в котором она реально живёт и действует. Деятельность человека представляет собой систему, включённую в систему общественных отношений, и вне этих отношений деятельность вообще не существует. Деятельность личности зависит от её места в обществе, от индивидуальных условий жизни, в которых она развёртывается [3].

Деятельность является необходимым условием формирования личности в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей  как субъект этой деятельности. В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью [1].

Попытки определить понятие деятельности наблюдается у всех ведущих философов, начиная с XVIII века у И. Канта, они продолжаются в трудах Г.Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. Разработанная философами концепция деятельности, получила психологическую интерпретацию в трудах  ведущих  психологов,  в  том  числе  советских – А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других [4].

Из всего многообразия определений деятельности наиболее общими и одновременно адекватно отражающими суть этого феномена представляются дефиниции, данные А.Г. Асмоловым, учёным, последовательно придерживающимся взглядов А.Н. Леонтьева: деятельность – это «динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности». И в более лаконичном виде (сформулировано позднее): «деятельность – целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта» [4]. Из этих психологических определений деятельности следует, что процесс деятельности представляет собой двуединство процессов интериоризации (перевода внешней реальности во внутренний план субъекта в виде психических явлений, в первую очередь в виде образов) и экстериоризации (перевода субъективных образований в объективные действия).

Деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым  образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в её процессе у него возникают те или иные эмоции, проявляются волевые качества, формируются установки, отношения и так далее. В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний, свойств и новообразований индивида, которые принято обозначать как психические [5].

Как психологическую категорию «деятельность» в научный обиход ввели совместными усилиями С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и А.Н.Леонтьев. Несмотря на имеющуюся в науке критику их взглядов, разработки этих классиков отечественной психологии по проблеме деятельности научным сообществом признаны в качестве одной из фундаментальных психологических теорий, обусловившей деятельностный в психологии. В соответствии с этим подходом специфика человеческой психики формируется в процессе деятельности, а это предполагает изучение психики человека в контексте деятельности. Иными словами, деятельность рассматривается как звено, опосредующее связи объекта психического отражения и его образа у субъекта. Особенно настойчив и последователен в этом направлении был А.Н. Леонтьев, с чьим именем в первую очередь ассоциируется отечественная теория деятельности [6].

Теоретическое осмысление деятельности было дано А.Н. Леонтьевым в его итоговой работе «Деятельность. Сознание. Личность». В ней предметная деятельность впервые приобрела свой категориальный статус. Предпринятое А.Н. Леонтьевым изучение внешней, практической и внутренней, теоретической, позволило ему сформировать представление об общей структуре человеческой деятельности. Им было установлено, что каждая деятельность отвечает определённой потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате её удовлетворения и воспроизводится вновь, возможно, в совсем иных изменившихся условиях. Деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Было также определено её место в общей системе психологических категорий. Им были даны её общие характеристики, выявлены детерминанты развития, раскрыты внешние связи и зависимости, а также представлены структура, динамика, формы  и виды деятельности [4].

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции. Психологической интерпретации действия были посвящены исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева и других. Изучались сенсорные, перцептивные, мнемические и умственные действия.

С.Л. Рубинштейн считал, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, так как действие обладает порождающими эффектами [6].

В основе деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) (1889 – 1960), А.Н. Леонтьев (1903 – 1979)  и другие) лежит идея о том, что люди и их психика развиваются прежде всего на основе изначально-практической деятельности (игровой, учебной, трудовой и так далее).Рубинштейн начал разрабатывать деятельностный подход в философии, психологии и педагогике уже на рубеже 10-20-ых годов. В 1922 году он опубликовал свою новаторскую программную статью, в которой заложены исходные принципы общеметодологического подхода, называемого теперь субъектно- деятельностным.  Уже в этой статье деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями:

– это всегда деятельность кого-то – субъекта (то есть человека, а не животного и не машины) или субъектов, осуществляющих совместную деятельность;

– деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, то есть она – предметная, содержательная;

– она всегда – творческая;

– самостоятельная (самостоятельность здесь не противостоит совместности, напротив, именно в совместной деятельности реализуется её самостоятельность) [4].

Ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а её строение – соотношением этих задач. Единство деятельности создаётся прежде всего наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев.

Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью. Будучи объективно и средством, и целью, частичной целью и средством, результат отдельного действия субъективно может переживаться или осознаваться субъектом по-разному [3].

В отечественной науке предпринято много попыток системного описания деятельности. Среди них выделяются своей подчёркнутой нацеленностью на применение системного подхода и подробностью описания  предложения А.Г. Асмолова, В.Я. Дымерского, В.П. Зинченко, Г.В. Суходульского, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Юдина. В итоге прорисовывается картина более или менее целостного описания феномена деятельности как сложноструктурированной многоуровневой динамической системы [5].

В наиболее компактном и понятном виде эта система представлена в коллективном труде А.М. Волкова, Ю.В. Микадзе и Г.Н. Солнцевой, реализующем структурно-функциональный подход к описанию психики и деятельности. Авторы считают, что наиболее приемлемым исходным определением деятельности, позволяющим построить развитую систему представления о ней, дано в одном из философских словарей и звучит: «Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [1]. Действительно, здесь в предельно обобщённой форме заданы основные отличительные особенности человеческой деятельности – это отношение; это активное отношение; это человеческое отношение (а следовательно, определяемое  как его биологической, так и социальной природой); это отношение человека к миру; это отношение, содержанием которого является преобразование этого мира; наконец, это преобразование целесообразно.

Систематизация воззрений на деятельность в психологии позволяет выделить несколько направлений, характеризуемых как концепции: психолого-биологическая концепция (Ж. Пиаже); общепсихологическая концепция (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); психологическая концепция   (польские    исследователи   Я.  Рейковский,   Т. Котабринский, Т. Томашевский);   профессиографическая   концепция    (К.К. Платонов, Д.А. Ошанин, Е.А. Климов);   психолого-педагогмческая      концепция    (П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков); инженерно-психологическая концепция (Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин, А.А. Крылов); социотехническая   концепция  (В.Я. Дубровский,     Г.П. Щедровицкий,   Э.Г. Юдин).

Основными характеристиками деятельности психология считает предметность и субъектность. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, её связи со значениями, фиксированными в закреплённых орудиях, ценностях, социальных нормах. Субъектность деятельности находит своё отражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности  психического образа прошлым опытом, потребностями,  установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности: в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

Рассмотрение данных характеристик в синергетическом аспекте, предполагающем их дополнение, позволяет ввести ещё одну характеристику – осознанность, которая проявляется в субъективности (проектирование деятельности) и в предметности (рефлексия). Введение новой характеристики обеспечивает единство и целостность субъектности и предметности как континуум духовного и материального, обосновывает функцию образования как процесса осознания: самого себя (внутреннего); окружающего мира, с которым осуществляется взаимодействие (внешнего);

себя в конкретных ситуациях (проникновения внутреннего во внешнее), изменения самого себя и внешнего мира.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, на протяжении длительной истории человечества шло развитие предметного содержания деятельности. Категория «деятельности» как эмпирическая реальность изучается не только психологией. Она имеет маргинальный статус и одновременно изучается разными науками. Психология изучает только психологическое содержание деятельности, её мотивацию и регуляцию. В течение длительного времени психологи ограничивались изучением внутренней, психической деятельности. Это касалось деятельности сознания, восприятия, памяти, мышления, воображения и так далее. Позже психология стала изучать внешнюю предметную деятельность, которая зависит от её мысленной схемы, то есть психического образа и от представления цели.

 

Литература:

  1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод.   пособие  курсу   «Психология человека»    [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
  2. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов [Текст] / М.Т. Громкова. – М.:ЮНИТИ-ДАМА, 2003. – 415 с.
  3. Котова, И.Б., Канаркевич, О.С. Общая психология: Учебное пособие [Текст] / И.Б. Котов, О.С. Канаркевич. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академ-центр, 2009. – 480 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Полиздатр, 1997.
  5. Никандров, В.В. Психология: учебник [Текст] / В.В. Никандров. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1008 с.
  6. Рубинштейн, С.Л.     Основы   общей   психологии   [Текст]   / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. – 720 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.