Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ярыгина А.А.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ИНТЕРЬЕРЕ ДОУ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛА ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Кубанский государственный университет

Центральным звеном формирования нравственной направленности личности дошкольника в процессе воспитания в детском дошкольном учреждении является формирование у маленького человека основных моральных качеств будущего гражданина и патриота своей страны.

Среди многочисленных видов деятельности ребенка, способствующих решению этой задачи, нами была выделена художественно-предметная деятельность как содержащая богатый арсенал педагогических средств.

 Прежде всего, художественно-предметная деятельность позволяет оценивать любую вещь или предмет не вообще, а показать их во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей предстает перед ребенком не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. На основе ознакомления с разными видами художественно-предметного творчества (архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) дети начинают осознавать, что прекрасные здания, памятники, заводы и фабрики, космические корабли и т.д.,– все создано руками человека, его умениями, талантом, трудовыми усилиями.

Содержание художественно-предметной деятельности позволяет педагогу сделать так, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека – труженика, творца, созидателя, и на этой базе воспитать и закрепить у ребенка способность восприятия нравственных основ различных видов деятельности человека, сформировать правильную оценку окружающего мира, а это постепенно приводит к тому, что ребенок становится существом социальным и начинает проявлять устойчивый интерес к социальным явлениям.

Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. Они становятся основой формирования у детей правильного отношения к социальной действительности.

При этом исследователи отмечают, что художественно-предметная деятельность, имеющая в себе элемент тиражирования, массового распространения идей и продуктов, несет опасность нивелирования, сглаживания национальных и региональных различий между людьми, утраты особенностей культуры, образа жизни, традиций и обрядов. Это может привести к обезличиванию человеческого сообщества. Однако с другой стороны сама эта деятельность непременно уходит своими корнями в декоративно-прикладное и народное искусство, черпает в нем идеи для своего развития.  

Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Л.Г. Савенкова указывают, что освоение детьми пространства и среды должно быть выстроено с учетом региональ­ных, этнокультурных традиций, развития у детей способности воссоздавать в облике среды те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям. Ведь именно это ведет к формированию у ребенка высоких нравственных чувств: патриотизма, гражданственности, любви к малой родине и др.

Одним из направлений детского творчества, способствующего решению этой задачи, является деятельность по декорированию внутреннего архитектурного пространства детского сада на основе народного искусства региона.

О роли и значении народного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, З.А. Богатеева, Н.Б. Халезова и др.). Они отмечали, что это искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Усилиями отечественных педагогов (Т.С. Комаровой, Ю.В. Максимова, Н.С. Александровой, Г.Н. Пантелеева и др.) процесс приобщения дошкольников к народному искусству ведется с подключением природного материала, на основе этнографии, истории, фольклора, искусствоведения, литературы, музыки.

Однако анализ практики нравственного и эстетического воспитания детей свидетельствует о том, что часто произведения народного искусства воспринимаются детьми как нечто отвлеченное, устаревшее, не имеющее отношения к сегодняшней жизни. Поэтому перед педагогами стоит задача постоянного обновления и совершенствования форм и средств приобщения дошкольников к народному искусству и формирования на этой основе высоких нравственных чувств.

Проведенная нами экспериментальная работа показала, что одной из таких форм может служить деятельность дошкольников по декорированию интерьера на основе народного декоративно-прикладного искусства и предметной среды русской избы. Эта деятельность носит синтетический характер, объединяя в себе различные стороны воспитательно-образовательного процесса ДОУ: изобразительное творчество, макетирование, праздники и развлечения, игровую деятельность детей и т.д. Нами были запланированы и проведены художественные циклы занятий «Красный угол», «Горница», «Северная ярмарка», «Скатерть-самобранка», «По фасаду окна в ряд» и др.

На примере художественного цикла «По фасаду окна в ряд» рассмотрим принципы организации художественно-предметного творчества дошкольников в интерьере ДОУ.

Подготовку к проведению цикла мы начали с ознакомления детей с внешним видом крестьянской избы, основами и традициями русского деревянного зодчества, со способами украшения избы снаружи. Дошкольники рассматривали репродукции и фотографии, слушали рассказы воспитателя об устройстве окон, возникновении и распространении оконного стекла, посещали столярную мастерскую, знакомились с работой столяра и плотника, наблюдали из окон за изменениями в природе. Затем на занятии «Морозные узоры» ребята создали витражную аппликацию на кальке с изображением морозных узоров. С помощью воспитателя готовые аппликации были размещены на большом настенном панно с изображением окон в виде оконных стекол. На следующих занятиях дети выполнили расписные наличники и ставни, которыми окаймили окна. Расписанные на занятии по декоративному рисованию силуэты дымковских игрушек украсили подоконники нарядных окошек. Получилось панно «Окна в селе Дымково». Дети любовались им и с большой радостью показывали родителям. Позднее мы использовали панно как декорацию к развлечениям «Конь-огонь» и «Эти дивные русские сказки».

В ходе проведения цикла «Красный угол» ребята из цветного картона изготовили традиционное народное украшение «Голубок», расписали праздничные накрючники (полотенца), выполнили аранжировку из колосьев пшеницы и кистей калины, нарисовали лубочные картинки и обрамили их нарядными рамочками  и красиво разместили все это в одном из углов группового помещения. В этом углу организовывались развлечения «Вечерние посиделки» с чтением потешек, пением частушек, рассматриванием иллюстраций Т. Мавриной, вышиванием и т.д.

В художественном цикле «Горница» были созданы коллективные панно «Господин буфет» и «Голландская красавица». Дошкольники знакомились с традиционными способами украшения крестьянской избы, традициями и обычаями русского народа, с историей и техникой создания изразцов, русскими народными промыслами, выполняли роспись русских изразцов и украшали ими силуэт печи-голландки, подготовленный воспитателями и расположенный в углу группового помещения. На занятиях по декоративному рисованию ребята создавали расписные силуэты посуды из Гжели, Хохломы, Жостово, которыми затем заполнили настенные панно в виде буфетов со створками, украшенными Городецкой росписью, и цветными витражами, сделанными на занятии по аппликации.

Рассматривая в ходе занятий предметы декоративно-прикладного искусства, образцы промышленной продукции, национальные костюмы дошкольники знакомились с жизнью народов, населяющих нашу страну, получали знания о быте и укладе жизни людей разных национальностей, о всенародных праздниках, о климатических и природных особенностях, природных богатствах многообразных районов России. На этой основе развивались начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.

 

Литература:

1.   Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под редакцией  А.М. Виноградовой. М., 1989.

2.  Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

3.  Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

4.   Пантелев Г. О детском дизайне // Дошкольное воспитание, 1997. №11. С. 55-60

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.