Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 

УДК: 370.12:378

Глебова М.В.

ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Управление образования Администрации г. Прокопьевска

 

Раскрываются особенности продуктивного мышления, показана взаимосвязь репродуктивной и продуктивной сторон мыслительной деятельности. Продуктивное мышление рассматривается как главный фактор умственного развития школьников.

Ключевые слова: продуктивное мышление, познавательная деятельность, процесс умственного развития, условия  школьного обучения.

The features of productive thought open up, intercommunication of genesial and productive sides of cogitative activity is rotined. Productive thought is examined as a main factor of mental development of schoolboys.

Keywords: productive thought, cognitive activity, process of mental development, terms  of the school teaching.

В отечественной психологии умственное развитие  человека определяется как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования                        (Л.С. Выготский,   Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Умственное развитие  представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы [4].

Современные психологические и педагогические взгляды на процесс развития мышления позволяют считать, что процесс умственного развития ориентирован прежде всего на развитие мышления, формирование его продуктивных качеств. По существу, умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания мышления человека [6].

Философский аспект понятия «мышления» подчеркивает его специфические признаки: «опосредованность», «обобщенность» и «восприятие существенных связей»; психологический аспект активный характер отражения действительности и направленность на разрешение противоречий в познании; педагогический аспект –  потребность   в познании,  преобразовании конкретных условий и обстоятельств жизни.  Наиболее важным представляется свойство мыслительной деятельности, благодаря которой она может приводить к опосредованному расширению наших знаний через рассуждение, т.е. к выдвижению одних знаний из других посредством слова. Это означает, что самым существенным является продуктивный характер человеческого мышления.

В педагогике термином «мышление» обозначается «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений      действительности      в их существенных   свойствах,  связях  и  отношениях [6, с.11]. Мышление появляется в связи с возникновением потребности в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т.п.,  разрешение подобных затруднений составляет цель мышления.

В психологии мышление в общем виде определяется как интеллект в действии, «психический процесс отражения действительности, высшая форма активности человека», «целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на развитие противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли»          [5, с.448].

В мышлении как процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому ее компоненту возникает необходимость выделить особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное.

Следует отметить, что в советской литературе встречается возражение против выделения таких видов, поскольку любой процесс мышления продуктивен (А.В. Брушлинский). Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов  (П.П. Блонский, Д.Н. Завалишина, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев,                        В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров).

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации (А. М. Матюшкин).

В репродуктивных теориях мышления новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся элементов прошлого опыта, актуализации непосредственной связи между требованиями задачи и субъективно тождественными элементами имеющихся знаний.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью                      (у гештальтистов – это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление «барьера прошлого опыта», мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации. Решение осуществляется как преобразование первоначальных проблем, но сам принцип решения возникает вдруг, внезапно, в порядке инсайта, прямого усмотрения пути решения, зависящего главным образом от объективных условий задачи и очень мало от активности самого решающего субъекта, от его собственного опыта.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Отечественные психологи подходят к характеристике мышления с диалектических позиций. Выдвигая в качестве специфической черты мышления его продуктивность, они раскрывают сложные, диалектически противоречивые связи в нем репродуктивных и продуктивных процессов.

Согласно концепции З.И Калмыковой развивающим является обучение, формирующее продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышления являются:

– оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

–  быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;

–  восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение;

–  беглость  мысли - количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени, в соответствии с некоторым требованием;

 –   способность нахождения новых непривычных функций объекта или его части [2].

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от привычного течения мысли, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации и т.д. Внешне выраженной особенностью продуктивного мышления, по мнению З.И. Калмыковой, является самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.

З. И. Калмыкова утверждает, что развивающее обучение может быть осуществлено при ориентации на следующие дидактические  принципы: проблемность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного и абстрактно-теоретического); формирование приемов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности (запоминания).

В самостоятельном, творческом мышлении, по утверждению                         З.И. Калмыковой, неразрывно связаны продуктивные и репродуктивные процессы.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления – наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

Новизна проблемы диктует новый путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, «поисковых» проб, большую роль семантики, содержательного анализа проблемы. В этом процессе наряду с словесно-логическими, хорошо осознанными обобщениями, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

Продуктивное мышление – единый целостный процесс, не расчленяемый механически на отдельные психические явления и не сводимый только к процессам анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Продуктивная сторона мышления неразрывно связана с системностью и динамичностью умственной деятельности. Под системностью умственной деятельности понимается достаточно определенная степень ее упорядоченности на последовательно усложняющихся качественно отличных уровнях. Динамичность продуктивной умственной деятельности характеризуется многократностью подключения итогов мышления к его процессу, соотнесением этих результатов между собой на последовательно усложняющихся этапах.

Особенности продуктивного мышления  школьников прочно закрепляются и переходят в устойчивые индивидуальные особенности психики, в качества их ума (сосредоточенность, обстоятельность, осознанность, стремление к истине и др.) и определяют в значительной мере успешность учебно-познавательной деятельности [1].

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований – новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что и характеризует качественный  сдвиг в умственном развитии.

Создание специальных условий обучения, основанных на психологических закономерностях развития продуктивного мышления, позволяет, с одной стороны, более успешно решать проблему интеллектуального развития школьников, с другой, – способствует рационализации процесса обучения и повышению качества образовательного процесса.

 

Литература:

1.  Глебова М.В. Критерии развития продуктивного мышления школьников в процессе обучения // Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (30 марта 2011г.). – Новосибирск:  Изд. «ЭНСКЕ», 2011. – С. 10-17.

2.  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. –  200 с.  

3. Матюшкин А.М. Некоторые проблемы психологии мышления // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.–  С.3-17.

4.   Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

5. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др. – М.:  Педагогика, 1983. – 448 с.

6.   Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. –   М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – Т.1. – 608 с. 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.