Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 378                                                                                              

Янова М.Г.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

 

In the article the meaning of phenomenological way is depicted/ Conceptions of “culture” and “organizationally-pedagogical culture” from the position of phenomenological approach are given.

Keywords: culture, organizationally-pedagogical culture, phenomenology, phenomenological conception.

В статье раскрывается сущностьфеноменологического подхода. Анализируются понятия «культура» и «организационно-педагогическая культура» с позиции феноменологического подхода.

Ключевые слова: культура, организационно-педагогическая культура, феноменология, феноменологический подход.

В философской науке для обозначения сущностей и смысловых структур объектов и понятий, часто используется термин «феноменология». В классическом употреблении слово «феноменология» происходит от двух греческих слов: «феномен» - факт, явление и «логос» - учение. Предназначение феноменологии в философской науке определяется как: обнаружение изначального опыта путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания – интенциональности (т.е. направленности на предмет) [7,с. 1421].

Рассматривая культуру с позиций феноменологического подхода, ученые спорят о том, что в культуре первично: духовность или материальность? В действительности, культура и материальна, и духовна. В ней все компоненты существуют в единстве, во взаимосвязи.

Феноменология – определитель состояния или явления; в ее смысловых значениях представлены значения слов «феноменон» - явление, состояние, необычный исключительный факт; и «логос» - учение о явлении, учение о сущности, как абстрактной, так и реально существующей. В феноменологических учениях раскрывается смысловое содержание явления, данного нам в опыте, чувственном познании. Определяя смысл феноменологического подхода, необходимо определить сущность указанного направления.

Сущность понятий и явлений с позиций феноменологического подхода рассматривается с различных сторон. Согласно теории феноменализма содержание понятий может быть редуцировано к чувственному восприятию в тех или иных его формах. Кроме того, феноменология культуры находится в родстве с другой философской традицией: познаваемая действительность может быть описана через «вещи в себе», т.е. смысловые структуры субъекта. Необходимо также отметить, что философское осмысление феноменов связано с представлением об основе человеческого опыта, связанной с миром сущностей, идей, идеальных конструктов, проявлением и выражением которых и оказываются опытные феномены сознания – чувственная достоверность, мнение, восприятие (Лейбниц, Гегель, Шеллинг).

Феноменология культуры – направление, основывающееся на дилемме первичного и вторичного в отношении духа и материи, субъекта и объекта (Беркли, Гуссерль, Мах, Милль, Юм и другие). В этом смысле трактовка культуры сводится к восприятию реальности комплекса чувств (ощущений, восприятий, наблюдений), перерастающих в человеческий опыт.

Следующая позиция феноменологического знания заключается в том, что рассматриваются понятия как совокупность «чистых сущностей», «идей» (Платон, Аристотель). Культура в феноменологии поднимается до чистого идеального тождества с собой, становится сознанием, становится качеством «я», существует для себя. Гегель дает следующее толкование данному понятию: привычка к любой абстракции (труд, материальные блага, средства для удовлетворения потребностей), выраженная в потреблении, в познавании, в знании и в поведении и составляет культуру. [3, с.343]. Философы и мыслители (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и другие), исследуя человека, рассматривали его как эпицентр культуры, и отмечали, что человек является высшей духовной ценностью. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. По Н. Бердяеву, «всякая культура, даже и материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [1, с.166]. Но процесс «просвещения», через который проходит любая культура, порывает с религиозными инстинктами культуры и разлагает символику культуры. Внутри культуры появляется слишком большая воля к власти, наслаждению. «Цивилизация есть смерть духа культуры», - отмечал Н. Бердяев. Единственно правильным путем возрождения культуры ученый считает религиозное преображение человечества, очищение души народа через покаяние [там же, с.168].

Непревзойденный гуманист, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед А. Швейцер в книге «Культура и этика» вопрос о культуре ставил следующим образом: «Что такое культура? Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов» [цитировано по: 6, с.103]. Ученый признается, что его жизнь омрачают два переживания: понимание того, что мир необъясним и полон страданий и что он родился в период духовного упадка человечества. Об этом также писали А. Бердяев, М. Вебер, П. Сорокин, И. Хейзинга, О. Шпенглер.

И. Хейзинга, обозначая важнейшие черты культуры, в первую очередь выделял присутствие в ней материальных и духовных ценностей. «Если культуре не хватает милосердия, она не может называться высокой», - считал исследователь. Кроме того, ученый полагал, что культуре всегда присуще некое стремление; культура направлена на какой-то идеал, который может быть духовным (близость к богу, познание своего «я»), общественным (честь, благородство), экономическим (богатство) [цитировано по: 5, с.16].

Анализируя культуру в феноменологическом аспекте, В.С. Библер отмечал, что культура отражает форму самодетерминации индивида, жизни, сознания, мышления, «свободного решения и перерешения своей судьбы» в сознании ее исторической и всеобщей ответственности, это форма изобретения «мира впервые» [2, с.114].

В определении И.Я. Лернера культура – комплексная совокупность конкретных способов реализации общих «принципов самоорганизации» [4]. Исследуя культуру в целом, ученый говорит о духовной культуре, включающей интеллектуальное развитие и мировосприятие на различных уровнях обобщенности вплоть до теоретически осмысленного мировоззрения. По мнению ученого, в духовную культуру входит художественная или эстетическая культура, способы деятельности и культура труда, быта, культура отношений и общения.

Размышляя о многообразии определений и способов структурирования этого уникального явления с позиции феноменологического подхода, отмечаем следующее: ученые разных формаций и культур, применяя различные подходы к исследованию культуры, сходятся во мнении, что культура – феномен духовный.

Становится очевидным, что содержательная составляющая понятия «культура» в феноменологическом аспекте представлена множеством аспектов, что делает невозможным дать универсальное определение, которое вобрало бы в себя все грани данного явления. Опираясь на представленный теоретический анализ культуры, можно сделать вывод, что в рамках феноменологического подхода культура рассматривается как отражение духовного состояния, самопроявления и самовыражения человека.

Рассматривая организационно-педагогическую культуру, отмечаем, что данная культура характеризует человека (его качества, проявления) как профессионала педагогической деятельности. В данной деятельности раскрывается умение будущего учителя организовать педагогическую деятельность таким образом, чтобы, участвуя в ней, он мог осваивать культурные практики, проявить свои организационные качества, проявлял бы готовность к культуросозиданию и культуротворчеству. В этом смысле позиции феноменологического подхода раскрываются в глубинных представлениях, характеризующих основу поведения участников педагогической деятельности, раскрывающих принципы ее организации. В данном контексте, феноменологический подход отражает такие понятия как «автономная активность» организации, свобода выбора членом организации модели поведения, а также пути изменения и адаптации организации в условиях изменяющейся окружающейся среды. Недостатком феноменологического подхода является то, что данный подход отвергает рассмотрение организационных процессов как определяемых извне или вызываемых действиями руководства.

Согласно позиций феноменологического подхода, организационно-педагогическая культура понимается и анализируется посредством интерпретации ее проявлений в педагогической деятельности.

При размышлении о многообразии определений и способов структурирования таких уникальных явлений как «культура» и «организационно-педагогическая культура» с точки зрения феноменологии становится очевидным следующее: ученые разных формаций и культур, применяя различные подходы к исследованию культуры, сходятся во мнении, что культура – феномен духовный. Но, с другой стороны, выделение только духовной ее составляющей не позволяет объяснить ее деятельностную и технологическую стороны, не дает возможности проследить развитие личности в аспекте ее природной сути и в контексте влияния на ее развитие постоянно изменяющихся социальных процессов. С нашей точки зрения, это составляющая представляет огромный интерес в свете подготовки будущих учителей.

 

Список литературы

1. Бенин, В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура» //Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург. 1996. С. 277.

2. Библер, В. Мышление как творчество. М. 1975. – 495с

3. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Том 3. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель – М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль». 1977. – 409с.

4. Лернер, И.Я. Принципы самоорганизации [Текст] /И.Я. Лернер// М.: Мир, 1966. – 622с.

5. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). – М.: Мысль. 1983. – 284с.

6. Психология и культура [Текст] / Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер. 2003. – 718с.

7. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1599с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.