Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жданова  О.А., Саврасова З.А

Коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях общеразвивающего детского сада

ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»,

МБДОУ № 101 г. Таганрог

Первые тревоги в отношении развития детей возникают обычно, когда они начинают учиться в школе. У одних это проявляется в трудностях освоения навыков письма, чтения, счета, у других – в неумении общаться, подчиняться школьным правилам. Однако, на самом деле, большинство этих проблем возникают намного раньше, еще в детском саду некоторые дети вызывают настороженность родителей и педагогов.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Заключение ПМПК «Задержка психического развития» многие родители, как правило, воспринимают неадекватно, не понимая, что ребенок «не хуже других», он такой, какой есть и нуждается в специализированной помощи. Родители часто не хотят переводить ребенка в специализированный детский сад или группу, вырывать ребенка из слаженного детского коллектива, привычного окружения, что приводит к необходимости проводить коррекционные мероприятия специалистами общеразвивающего дошкольного учреждения.

Столкнувшись с этим фактом, специалисты нашего детского сада создали коррекционный совет. В ходе его деятельности был составлен план работы, включающий в себя:

1.  Изучение структуры дефекта путем комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

2.  Составление индивидуально-ориентированных программ коррекции задержки.

3.  Составление индивидуальной карты взаимодействия всех специалистов ДОУ на каждого ребенка.

Комплексная диагностика позволила выявить своеобразие психологических условий и причин возникновения пониженной обучаемости, ее типологию, индивидуально-типические особенности. На основе этих данных возможна компенсация задержки в адекватных психолого-педагогических условиях.

Коррекционным советом были выделены дети, имеющие по результатам ПМПК задержку психического развития, дизартрию, нарушение осанки.

Для проведения комплексной коррекционной работы были составлены индивидуально-ориентированные программы, в которые вошли занятия по развитию психических процессов, речевое развитие и лечебно-оздоровительные мероприятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Основными направлениями коррекционной работы явились:

1.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-  развитие зрительного восприятия и узнавания;

-  формирование общих представлений о свойствах предметов;

-  развитие пространственных представлений и ориентации;

-  коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений.

2.  Логопедическая коррекция:

-  развитие фонематического восприятия и звукопроизношения;

-  развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-  развитие коммуникативного общения.

3.  Медицинская коррекция:

-  общее оздоровление;

-  массаж;

-  лечебная физкультура.

Комплексная коррекционно-оздоровительная работа проводилась в течение учебного года. Частота занятий 2 – 3 раза в неделю по 25 – 30 минут, индивидуальные занятия по 5 – 10 минут 4 – 5 раз в день.

После проведения работы было проведено повторное обследование детей по трем компонентам коррекционной работы:

-  уровень восприятия;

-  речевое развитие;

-  уровень общей моторики;

-  наличие нарушений опорно-двигательного аппарата.

Результаты обследования показали, что уровень восприятия детей показывает улучшение показателей сформированности сенсорных навыков на 51%. Улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, развились навыки словообразования. Показатели развития связной речи, особенно монологической, проявляются в рассказах, записываемых со слов ребенка в «Мою первую книгу». Данные повторного медицинского обследования показали, что полной коррекции поддалось плоскостопие, удалось приостановить проявление нарушений осанки.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

 - дети с задержкой психического развития обладают достаточными потенциальными возможностями развития. Реализация комплексного подхода в коррекции задержки развития позволяет достичь эффективных результатов вне специализированного детского сада.

 - пребывание детей с задержкой развития в условиях общеразвивающего детского сада в адекватных психолого-педагогических условиях позволяет сохранить привычный социум ребенка, оказывает положительное эмоциональное воздействие на ребенка вообще и на его отношение к обучению, повышает уровень мотивации во всех видах деятельности, что способствует подготовке детей к школе.

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.