Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бондаренко О.М.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВОИНСКОЙ СРЕДЕ

Кубанский государственный университет

This work is about the social and psychological significance of the professional adaptation of young military personnel in the military sphere and its psychological-pedagogical provision of. 

Key words: significance; adaptation; youth; the military; army; environment; provision.

Эта работа о социальной и психологической значимости профессиональной адаптации молодых военнослужащих к воинской среде и ее психолого-педагогическом обеспечении.

Ключевые слова: значимость; адаптация; молодежь; военнослужащие; армия; среда; обеспечение.

В связи с реформированием армии основным направлением в работе современных военных психологов и педагогов является прогнозирование и обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и различным условиям службы. От адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависят его успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях службы. Ее устойчивая адаптация к новым и сложным условиям выступает гарантией успешного прохождения воинской службы. Однако практика показывает, что прогнозирование и обеспечение адаптации военнослужащих к условиям службы военными психологами проводится не в полной мере: у 60% военнослужащих, проходящих службу по призыву, диагностируется ее нарушение [2]. Это связано с тем, что психологи и педагоги военной части не вооружены комплексными методами прогноза и обеспечения адаптации, подкрепленными теорией. По данным Комитета Государственной Думы по обороне в 2009 году психологическое обеспечение личного состава Вооруженных Сил РФ было оценено как катастрофическое. Вместе с тем, современные условия локальных войн характеризуются внезапностью и скоротечностью боевых действий, ожесточенным характером выполнения боевых задач, что полностью исключает возможность постепенной адаптации личного состава подразделений к боевым условиям деятельности. Следовательно, возникает необходимость в своевременном прогнозе и психолого-педагогическом обеспечении оптимальных возможностей и условий быстрой адаптации военнослужащих к экстремальным условиям ещё до начала боевых действий и их последующей поэтапной коррекции.

Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих является далеко не изученной. Особенностью посвященных ей  отечественных и зарубежных исследований является то, что они проводятся в социально или профессионально стабильной среде, обладающей относительно устойчивыми нормами поведения и деятельности людей [4]. Алгоритм процесса адаптации, в основном, рассматривается как освоение этих норм и «вживание» в уже сформированные условия. Вместе с тем, специфика служебно-боевой деятельности характеризуется высокой динамичностью, нестабильностью тех условий, в которых она протекает. Другая часть научных работ, посвященных различным аспектам адаптации военнослужащих к изменяющимся условиям службы, не в полной мере раскрывают психофизиологические и психологические особенности адаптации к экстремальным условиям деятельности и условиям освоения воинской специальности. Специфичность этапов адаптации военнослужащих и возможность прогнозирования эффективности адаптации на каждом из них недостаточно взаимосвязаны [1].

Работы в области психофизиологии внесли определенный вклад в понимание психофизиологических факторов успешной адаптации и деятельности призывников [3]. Однако в этих работах остались не затронутыми вопросы психологических особенностей адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности и динамика этих особенностей под воздействием экстремально изменяющихся внешних условий.

Под социальной адаптацией подразумевается процесс и форма согласования человека своих возможностей с окружающим миром, разрешения противоречия между определенным типом личности (военнослужащим) и определенным типом социальной среды (армейский социум). Разрешение возникающих в системе человек - социальная среда противоречий выступает внешним или внутренним фактором его адаптации к профессионально-деятельностным условиям. Анализируя факторы социальной адаптации военнослужащих, мы рассматриваем основные обстоятельства, позволяющие успешно приспособиться к армейской действительности. Для этого необходимо выявить основные проблемные зоны в армии и определить направления социальной политики, позволяющие разрешить связанные с ними трудности.

Исследование особенностей адаптации военнослужащих в армейском социуме показало, что с одной стороны, они зависят от разрешения основных социальных проблем в армии, а с другой – психологических. К первой группе относятся: проблемы жилья и плохие бытовые условия военнослужащего, низкое денежное содержание и материальное довольствие, недостаточное обеспечение социальными гарантиями. Разрешение этих проблем связано с совершенствованием программ Российского правительства, проводимых в армии в контексте обеспечения социальной защиты военнослужащих.

Вторую группу проблем составляют гендерные стереотипы, которые мешают социальной адаптации женщин в армейском социуме. В связи с этим важно уделять внимание организации безбарьерной социальной среды для военнослужащих-женщин, обеспечивая нон-дискриминационную политику в отношении данной категории военнослужащих.

Третья группа проблем связана с приспособлением к армейской субкультуре, которое, как правило, происходит через принятие ее индивида путем  использования ненормативной лексики. Она является основой всех интеракций, воспринимается многими как нарушение прав личности. Это обязывает повышать культуру речи военнослужащих в отношениях между рядовыми сослуживцами и руководством.

Особую группу проблем составляют проблемы подготовки военнослужащих к увольнению в запас, повышения их адаптивных возможностей для постармейской жизни. Разрешение связанных с ними противоречий связано с разъяснением законодательства по социальным вопросам перед увольнением в запас; проведением профессионально-ориентационной работы, позволяющей определить основные предпочтения в выборе специальности в гражданской жизни; психологической помощью в аспекте выработки поведенческих стратегий поиска работы после увольнения в запас.

 

Литература:

1.  Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я., Бархаев Б.П. и др. Военная психология. Методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – М.: Военный университет, - 1996. 260 с.

2.  Маклаков А.Г. Общая психология.  СПб.: Питер, 2001. 592 с.

3.  Новиков B.C., Боченков А.А., Кондратьев А.Ю. Медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих. - Главное Военно-Медицинское Управление, - 1998. 308 с.

4.  Сластенин В.А. Каширин В.П. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2001. 480 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.