Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 379.8+37.0

Шульга И.И.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОСТИ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ

Новосибирский государственный педагогический университет 

In this article the author has described theoretical approaches to analysis of sociocultural and psychoeducational phenomenon of educational animation in terms of philosophy, psychology, and pedagogy.

Keywords: leisure time, children leisure, sociocultural animation, educational animation.

В статье раскрываются теоретические подходы к анализу социально-культурного и психолого-педагогического феномена педагогической анимации с позиций философской, психологической, педагогической науки.

Ключевые слова: свободное время, детский досуг, социально-культурная анимация, педагогическая анимация.

Начиная с середины XX века в обществе происходят глобальные изменения культурных и социально-экономических условий жизни человека, связанные с переходом цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу. В связи с этим в науке распространяются взгляды и социальные теории, в которых осуществляются попытки переосмыслить сами основы социального существования «homo sapiens». Одной из главных социальных проблем переходного периода многие ученые считают проблему досуга. Разрешить ее современному человеку крайне сложно ввиду его неумения организовать собственное свободное время. Отечественный философ и педагог И.В. Бестужев-Лада в конце прошлого века заметил, что эра «homo sapiens», как человека разумного, обустраивающего мир вокруг себя и олицетворяющего индустриальную цивилизацию, подходит к логическому завершению. XXI век, по меткому замечанию ученого, должен стать периодом перехода к «homo animatis», – человеку одухотворенному, т.е. созидающему мир внутри самого себя. Аналогичную точку зрения высказал известный российский педагог Е.А. Ямбург, который считает, что современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека «умелого и мобильного», способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако как полагает ученый, помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и мобильного, существует и другая, не менее важная задача – воспитание «человека духовного» [2].

Среди основных сфер социального становления личности выделен самостоятельный статус сферы свободного времени как пространства социального воспитания. Данное обстоятельство существенным образом влияет на современную образовательную политику большинства стран Европы, в т. ч. России, и обуславливает инновационные процессы в подготовке специалистов для указанной сферы. Однако на фоне усиления значимости досуга как социального явления в целом и его воспитательного потенциала в частности, проблема педагогической организации свободного времени личности продолжает оставаться междисциплинарной научно-гуманитарной проблемой и может быть рассмотрена в категориях и терминах, составляющих основу современной социальной теории.

Проведенный анализ научных работ российских и зарубежных исследователей, занимавшихся рассмотрением свободного времени личности как сферы социального воспитания показал, что проблема свободного времени, его сущность, объем, структура, воспитательный потенциал и другие социально-педагогические аспекты были и остаются актуальными в философии, социологии, психологии и педагогике. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли исследования В.Г. Афанасьева, Л.Г. Борисовой, Л.А. Гордона, Б.А. Грушина, Г.Е. Зборовского, М.С. Кагана, Э.В. Клопова, Г.П. Орлова, В.Д. Патрушева, В.И. Пименовой, Г.А. Пруденского, С.Г. Струмилина, Э.В. Соколова, Н.Н. Трубникова и др. В работах этих и других авторов осуществлен общеметодологический анализ свободного времени как социальной категории и условия развития человека. При различных толкованиях понятия «свободное время», общим является признание того, что свободное время – это та часть нерабочего и внеучебного времени, которая остается у человека за вычетом разного рода обязательных затрат, таких как работа, домашний труд, самообслуживание. При этом исходным моментом различных подходов является понимание сущности свободного времени, как времени, использующегося личностью для всестороннего духовного и физического развития, которое включает в себя общественную деятельность, повышение образовательного уровня, культурное общение, разумный отдых, художественное творчество, воспитание детей. Таким образом, свободное время представляется пространством самоценного поведения личности.

Известный исследователь свободного времени Э. В. Соколов считает, что все время активности человека состоит из двух сменяющих друг друга фаз. В первой происходит трата энергии, во второй – энергия восстанавливается. В соответствии с таким делением он называет первую фазу творческой (креативной), вторую – восстановительной (рекреативной). Между этими фазами непременно присутствует внутренняя связь и зависимость. По мнению ученого, активная фаза совпадает в основном со временем труда, рекреативная – со временем досуга, но по мере того как свободное время увеличивается, в нем появляются «полосы высококачественного творческого времени». Однако не все свободное время можно считать сферой позитивного развития. «В свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная. Имея возможность выбора, человек может предпочесть ничегонеделание, лежание, сидение, а может приняться за тяжелую работу, желая помочь близким людям или заработать дополнительные деньги», – отмечает Э.В. Соколов.[1]

Двойственная специфика свободного времени исторически отражена в процессе формирования лексической категории «досуг». Английский термин leisure (досуг) берет свое начало из латинского языка и дословно обозначает «быть свободным». Из латинского же языка во французский пришло слово loisir, что означает «быть разрешенным». В Древней Греции слово schole (досуг) означало серьезную деятельность без давления необходимости. В различных языках термин «досуг» включает в себя и отдых, и труд. Похожая ситуация с толкованием термина «досуг» существует и в русском языке. Толкование этого термина встречается в словаре В. Даля: «Досуг – это свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Вместе с тем, характеристики человека в сфере досуга имеют также два значения: «досужный» – свободный от дел и занятий и «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий. Таким образом, лексическое значение слова «досуг» следует понимать, с одной стороны, как бездеятельное времяпрепровождение, с другой стороны, как возможность свободно действовать, экспериментировать, созидать, искать. Досуг трактуется как свободная, самоценная, основанная на личном интересе деятельность человека в сфере его свободного времени.

Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда научных теорий досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблен, Г. Виленский, Э. Гидденс, С. Де-Гразия, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, М. Мид, С. Паркер, Дж. Шиверс и др.). Кроме того, проблемы досуга вызывали интерес и у представителей психологической науки (Э. Дюркгейм, А. Маслоу, З. Фрейд, М. Хоркхаймер, Э. Фромм, и др.).

Один из аналитиков досуговых теорий американский социолог С.Паркер делит все существующие определения досуга на три группы: досуг – это всё время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей; досуг – это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора; досуг – это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, развлечений, так и для достижений и развития личности. С третьей группой связана самая популярная в последние десятилетия теория «цивилизации досуга». В контексте этой теории досуг предстает носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса, оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры, социальных устремлений. Ярким представителем этой теории является французский социолог Ж. Дюмазедье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности», как сознательной, преднамеренной, организованной деятельности личности в сфере свободного времени.

Досуг, по Дюмазедье, – это деятельность, помимо той, которая связана с работой, семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности. Автор определяет досуг четырьмя психологическими качествами: он освободителен, бескорыстен, гедонистичен, индивидуален. Освободителен, так как является результатом самостоятельного свободного выбора человека и освобождает его от рутины и обязанностей. Бескорыстен, так как не зависит от каких-либо материальных и социальных условий, не преследует идеологических, религиозных и политических целей, поскольку сам является целью и направлен на себя. Гедонистичен, так как связан с поиском радости. Индивидуален, так как предполагает удовлетворение личных потребностей человека, основан на его интересе и не зависит от утилитарных отношений между людьми [3].

Наряду с общественными ценностями в сфере досуга, существуют ценности индивидуальные, иногда не совпадающие с общественными. Возникает противоречие: с одной стороны – человек со своей личностной позицией по отношению к досугу, с другой стороны – общество, стремящееся побудить его к содержательной, социально-полезной досуговой деятельности. В контексте теории «цивилизации досуга», содержание досуга, хотя и обусловлено характером, склонностями, выбором человека, довольно жестко детерминировано характером окружающей его социокультурной среды. Если общество не регулирует, не направляет активность людей в свободной время, не помогает развертыванию их свободной жизнедеятельности, то их свобода от этого не увеличивается, а уменьшается.

В этом смысле досуг тесно связан с социализацией. Понимание социализации как становления личности во взаимодействии с окружающим миром в процессе и результате усвоения и активного воспроизводства ею ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, предполагает наличие в ней двух взаимосвязанных сторон. С одной стороны, в процессе социализации человек усваивает социальный опыт, входит в социальную среду, с другой стороны он активно воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в эту среду, т.е. реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей, на социальную среду. Кроме того, процесс социализации следует рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалогического единства, усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений. В этом смысле очень важно, какие условия создает общество для деятельности, в частности для досуга, с тем, чтобы превратить его в сферу позитивного развития личности.

В постиндустриальном обществе количество свободного времени (как отмечалось выше) неуклонно возрастает, а вектор развития социальности направлен от давления «общественной доминанты» к индивидуальным эмоционально-смысловым значениям собственной жизни человека, его ценностным предпочтениям, эмоциональным притягательным межличностным взаимодействиям и пр., в связи с чем, формирование социальности личности в современном обществе опосредовано качеством его досуга в том числе, который представлен весьма широким спектром форм: от маргинальных форм до интеллектуально-художественной творческой деятельности, реализуемой с использованием высокотехнологичных средств массовых коммуникаций. Таким образом, цели и ориентиры социализации личности в сфере ее досуга конкретны и педагогически обособлены, социально-позитивная активность личности в сфере свободного времени может и должна целенаправленно формироваться обществом.

В последние десятилетия профессиональная деятельность, ориентированная на позитивную социализацию личности в сфере свободного времени, связывается в социальной теории и практике с категорией «социокультурная анимация». Впервые термин «анимация» применительно к сфере свободного времени был употреблен в середине XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга». Ученый связал качество досуга с обращением личности к экзистенциальным (духовным) ценностям. Стремление человека к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Эти качества зарождаются и развиваются постепенно, в процессе социального взросления личности. Для Ж. Дюмазедье очень важно, что высшие духовные ценности являются неотъемлемой частью отдыха и развлечений, но взрослеющая личность не в состоянии самостоятельно преодолеть соблазны разрушительного и разрушающего досуга. Личность нуждается в особых «проводниках», социокультурных лидерах, которые должны стать воспитателями культуры досуга.

Обращаясь к феномену лидера в сфере организованного досуга, ученый употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил термином «анимация». Термин обладает довольно широкими лингвистическими границами, используется во многих современных языковых культурах. Объяснение этому факту можно найти в его этимологии. «Анимация» (рус.), «animation» (англ.), «animacion» (исп.) и пр. происходит от латинского корня «anima», который имеет несколько самостоятельных значений: жизненное начало, жизнь, душа, разумное начало, дух. В этом случае возможны следующие толкования: «anima» (жен.) и «animus» (муж.) – желание, стремление («душа влечет»); настроение, расположение («душа желает»); храбрость, мужество («воспрянуть духом»); наслаждение, удовольствие, развлечение («все, что душе угодно»). Соответственно глагол «animo» означает оживлять, одушевлять, воспламенять. Дословный перевод латинского «animator» – дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга. Иными словами, целью аниматорской деятельности является сопровождение отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей в творческой созидательной деятельности (развитие). Аниматоры, как социокультурные лидеры, являются «проводниками мнений», они выбирают и преобразуют ценности, понятия и манеры, обеспечивают членов группы образцами поведения в сфере свободного времени, занимая активные новаторские позиции по отношению к социальным нормам и способствуя развитию этих норм. Постепенно термины «аниматор», «анимация» для обозначения профессиональной деятельности организатора досуга получили свое обоснование и распространились во многие страны Европы, США, Канаду, Россию.

Вместе с тем до сих пор представляется довольно сложным разграничение пространства социокультурной анимации, выделение направлений аниматорской деятельности и определение критериев, по которым можно рассматривать ее эффективность. Совершенно очевидно, что анимацию нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей деятельности человека. Для ее рассмотрения требуется междисциплинарный подход, применение различных, взаимодополняющих друг друга дисциплин, таких как философия, социология, политология, история, психология, педагогика. Анализ различных концепций анимации в социально-культурной сфере и педагогике позволил выделить три основных подхода к определению этого понятия.

Первый подход представляет сферу досуга как закономерный фактор и условие социализации личности, в процессе которой объективно возможны как позитивные, так и негативные влияния на человека. Однако в данном подходе не обособляется феномен детства и юности, как особый этап социально-нравственного становления личности, когда она нуждается в особых социокультурных лидерах, способных профессионально и личностно учесть специфику этого этапа развития и отразить его в различных формах педагогически оптимального досуга (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.В. Киселева, Ю.Д. Красильников, Л.В. Тарасов, В.М. Чижиков).

Второй подход ориентирован на психологическую природу досуга, которая связана с удовлетворением потребностей личности в сфере свободного времени. В рамках данного подхода в значительно большей степени исследуются процессы и результаты деформационного влияния свободного времяпрепровождения на детей и подростков, так как различные виды досуга психологически обусловлены их эмоциональной притягательностью для человека (С.А. Беличева, И.В. Бестужев-Лада, Р.Н. Битянова, У. Бронфенбренер, М.А. Галагузова, И.С. Кон, К. Роджерс, Э.Фромм, К.Г. Юнг и др.).

Наиболее актуальным для педагогики является третий подход, который раскрывает развивающую тенденцию сферы досуга, его главный смысловой, социально и личностно ценный аспекты (В.Г. Бочарова, О.С. Газман, Г.А. Евтеева, А.В. Мудрик, В.В. Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др.). Таким образом, воспитательный, созидающий смысл детско-юношеского досуга центрируется на проблеме одухотворения и воодушевления личности в сфере свободного времени. В наиболее общем виде данная проблема исследуется в теории социальной анимации (от лат. anima – душа) – П.Бло, Ж.Дюмазедье, М.Каплан, С.Паркер, Дж.Шиверс, В.Г. Бочарова, А.И. Лучанкин, Е.В. Мамбеков, Н.Н. Ярошенко и др.

В соответствии со сложившимися теоретическими подходами, педагогический ракурс анализа проблемы позволил определить три уровня анимации как социально-профессионального явления и зафиксировать ее своеобразие в культурно-образовательном пространстве

Первый уровень анимации выделяет самостоятельный статус сферы свободного времени, как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Он позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества, т.е. системы образования, но также и семьи, культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса (Л.Г. Борисова, В.Г. Бочарова, О.С. Газман, Д.А. Евтеев, А.В. Мудрик, В.В Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др.).

Второй уровень анимации определяется как элемент социально-педагогической системы в виде совокупности государственных, общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить необходимый и достаточный уровень социально-одобряемых и социально-полезных видов детского досуга, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах (Р.Н. Азарова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др.).

Третий уровень анимации – профессиональная деятельность педагога, целенаправленно обеспечивающая формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Анимация, как относительно новый вид профессиональной деятельности, имеет серьезные нормативные предписания, требующие от специалиста решения задач разного уровня сложности, а также предполагает наличие у него определенных профессиональных способностей, которые нуждаются в постоянном развитии для ее эффективного осуществления в изменяющихся условиях.

Из произведенного анализа следует, что сущность педагогической анимации, как профессиональной деятельности педагога, заключается в способах реальных действий и в определенных типах и видах педагогического взаимодействия в сфере детско-юношеского досуга. Взаимодействие в досуговой сфере носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Основными задачами досугового взаимодействияявляются: формирование у подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых форм свободно-творческого времяпрепровождения; организация первичных групп по интересам; удержание детей, подростков и молодежи творческим общением; организация общих праздников и событий.

Таким образом, на основе анализа различных подходов к определению сущности педагогической анимации, как профессиональной деятельности педагога, установлено, что  ее специфические черты проявляются в наличии особого досугово-воспитательного пространства в социально-педагогической системе; в необходимости и возможности непосредственного педагогического участия в ситуациях индивидуального и социального развития воспитанников в сфере их свободного времени; в личностных особенностях педагога, основанных на способности неформально влиять на воспитанников в процессе досугового взаимодействия.

 

Литература

1.  Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. – Л.: Лениздат, 1977.

2.  Ямбург, Е. А. Аристократизм как критерий качества образования / Е.А. Ямбург  // Народное образование. – 2006. – № 8.

3.  Dumazedier, J. Ambiqute du loisir et dynamique sociocullturelle / J. Dumaedier // Cahiers internetionaux de sociologie. – 1953. – № 23.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.