Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37.035.6

Васильева Т.Г., Ковтун Т.Ю.

Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста на основе этноэтикета

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

 

Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов этноэтикета – фактора народного воспитания, показу эффективных путей и педагогических условий формирования экологического сознания у детей на его основе. Работа предназначена для преподавателей вузов, работников дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: этнос, этноэтикет, экологическое сознание.

Национальный этикет является неотъемлемой частью народной культуры воспитания. Выявляя этнически своеобразные черты этикета различных народов, Б.Х.Бгажноков ввел в научный оборот термин «этноэтикет», которым обозначает «систему характерных для данного этноса моральных предписаний ритуализованного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия» [1, С.10]. В нем находят отражение знания народа об окружающем мире, его мышление, миропонимание и мироощущение.

В определении этноэтикета якутов мы придерживаемся мнения Е.Н. Романовой, обозначившей ее словом «сиэр» («обычай, правило поведения, этикет») [2, С.68]. Например, «сиэрдээх быhыы» (правильное поведение), «киhи сиэрин таhынан» (поведение, не входящее в рамки приличия). При употреблении его со словом «туом» (сиэр-туом) он означает обряд, обычай. Со словом «майгы» (сиэр - майгы) приобретает значение нравственность. И на наш взгляд, это в полной мере соответствует определению этноэтикета: с одной стороны он связан с внешней формой поведения, а с другой – с моральными ценностями народа [3, С.35].

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 
Секции июнь 2012