Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Михайлова Л.В.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации

 

Проведены исследования потребительских предпочтений зубных паст и шампуней населением Чувашской Республики. Результаты могут быть использованы для управления качеством и ассортиментом продукции в торговых предприятиях.

Ключевые слова: потребительские предпочтения, косметические товары, ассортимент.

This article describes the consumer preferences of toothpastes and shampoos among residents of Chuvash Republic. The results of this research can be used for quality control and assortment management in commercial enterprises.

Keywords: a consumer preference, cosmetic, assortment management,

На особенности формирования рынка косметических товаров оказывают влияние как общие, так и специфические для исследуемой группы факторы. Региональные рынки косметических товаров имеют различные показатели ассортиментной, качественной и стоимостной характеристик.

Нами проведены исследования потребительских предпочтений зубных паст и шампуней населением Чувашской Республики, объем выборки составил 50 человек. В структуре респондентов – 90% женщины (наиболее активные покупатели и пользователи), 10 % мужчины. По возрастной категории респонденты относятся к группам: 20-35 лет – 94%, 35-45 лет - 4%, 45-55 лет – 2%.

По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественную косметику из-за доступной цены и хорошего уровня качества. Предпочтения по маркам респонденты отдали 5 зубным пастам: «Колгейт» (44%), «Блендамед» (18%), «Амвей» (6%), «Новый жемчуг» и «Парадонтол» - по 4%; по производителям - «Колгейт-Палмолив» (52%), «Проктер энд Гэмбл» (34%), ОАО «Невская косметика» (8%), ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (4%), Амвей (2%). Ряд респондентов не смогли вспомнить названия зубной пасты и шампуня, которыми они пользуются, что позволяет отнесения таких потребителей к «пассивным» (не делающим самостоятельных покупок).

Местом приобретения зубной пасты являются: магазины «Бытовой химии» (30%), аптеки (4%), специализированные отделы универсамов (18%), в зависимости от ситуации (46%), другое (2%). Отрадно, что не производится покупок с открытых торговых площадок рынков, так как качество продукции в этом случае ухудшается значительно.

При выборе зубной пасты для опрошенных главным является совет стоматолога (56%), известность производителя (28%), мнение знакомых (8%), цена (6%), реклама (2%). В комментариях потребители отмечают, что вложение денег в собственное здоровье является положительной инвестицией. 36% респондентов не считают консультацию со специалистом необходимостью. Лидирующую позицию по функциональному назначению занимают отбеливающие (46%) и лечебно-профилактические (36%) зубные пасты. Обращают внимание потребители на пасты специальные (лечебные), от повышенной чувствительности зубов и освежающие полость рта – по 6 %.

Респонденты достаточно требовательны к качеству продукции, которую связывают со стоимостной характеристикой товара. Предпочтения по цене используемой зубной пасты распределись следующим образом: экономичная ценовая категория (массовая) – до 20 рублей (0%), средняя – от 20 до 45 рублей (44%), премиум – от 45 до 60 рублей (34%) и суперпремиум - свыше 60 рублей (22%).

На российском рынке второе место среди косметических товаров занимают средства по уходу за волосами, в том числе моющие, для укладки волос и придания им цвета. Наши респонденты пользуются самыми разнообразными марками шампуней: “Fructis”, “Head&Shoulders”, “Nivea”, “Pantene Pro-V”, “Schauma”,“Elseve”,“Dove”, “Sunsilk”, “Timotei”, “Чистая линия”. Причем наибольший спрос на шампунь марки “Pantene Pro-V”(14%). На выбор продукции наиболее весомо влияют эффект от применения (66%), известность производителя (30%), цена товара (22%).

Применение разных средств по уходу за волосами одной линии важно для половины опрошенных. При этом обычно используют шампунь вместе с бальзамом-ополаскивателем (62 %).

Наши потребители активно реагируют на новинки косметики, их рекламу, легко меняют марки продукции, в отличие от европейских потребителей, которые могут всю жизнь пользоваться товаром одного и того же производителя. Ответы респондентов согласовываются с литературными данными. Меняют марки шампуней раз в два месяца 34% опрошенных, раз в полгода – 44%. Только 12% респондентов неизменны в своих предпочтениях, а 8% не смогли ответить на этот вопрос, которые тоже были отнесены нами к «пассивным» потребителям.

На республиканском рынке большим спросом пользуются средства иностранного производства (60%). Несмотря на экономический кризис, наиболее приемлемая цена для приобретения остается достаточно высокой: от 100 до 160 руб. – 50% опрошенных, от 50 до 90 руб. – 36%.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для управления качеством и ассортиментом шампуней и зубных паст в торговых предприятиях Чувашии с учетом потребительских предпочтений.