Михайлова Л.В.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации
Проведены исследования потребительских предпочтений зубных паст и шампуней населением Чувашской Республики. Результаты могут быть использованы для управления качеством и ассортиментом продукции в торговых предприятиях.
Ключевые слова: потребительские предпочтения, косметические товары, ассортимент.
This article describes the consumer preferences of toothpastes and shampoos among residents of
Keywords: a consumer preference, cosmetic, assortment management,
На особенности формирования рынка косметических товаров оказывают влияние как общие, так и специфические для исследуемой группы факторы. Региональные рынки косметических товаров имеют различные показатели ассортиментной, качественной и стоимостной характеристик.
Нами проведены исследования потребительских предпочтений зубных паст и шампуней населением Чувашской Республики, объем выборки составил 50 человек. В структуре респондентов – 90% женщины (наиболее активные покупатели и пользователи), 10 % мужчины. По возрастной категории респонденты относятся к группам: 20-35 лет – 94%, 35-45 лет - 4%, 45-55 лет – 2%.
По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественную косметику из-за доступной цены и хорошего уровня качества. Предпочтения по маркам респонденты отдали 5 зубным пастам: «Колгейт» (44%), «Блендамед» (18%), «Амвей» (6%), «Новый жемчуг» и «Парадонтол» - по 4%; по производителям - «Колгейт-Палмолив» (52%), «Проктер энд Гэмбл» (34%), ОАО «Невская косметика» (8%), ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (4%), Амвей (2%). Ряд респондентов не смогли вспомнить названия зубной пасты и шампуня, которыми они пользуются, что позволяет отнесения таких потребителей к «пассивным» (не делающим самостоятельных покупок).
Местом приобретения зубной пасты являются: магазины «Бытовой химии» (30%), аптеки (4%), специализированные отделы универсамов (18%), в зависимости от ситуации (46%), другое (2%). Отрадно, что не производится покупок с открытых торговых площадок рынков, так как качество продукции в этом случае ухудшается значительно.
При выборе зубной пасты для опрошенных главным является совет стоматолога (56%), известность производителя (28%), мнение знакомых (8%), цена (6%), реклама (2%). В комментариях потребители отмечают, что вложение денег в собственное здоровье является положительной инвестицией. 36% респондентов не считают консультацию со специалистом необходимостью. Лидирующую позицию по функциональному назначению занимают отбеливающие (46%) и лечебно-профилактические (36%) зубные пасты. Обращают внимание потребители на пасты специальные (лечебные), от повышенной чувствительности зубов и освежающие полость рта – по 6 %.
Респонденты достаточно требовательны к качеству продукции, которую связывают со стоимостной характеристикой товара. Предпочтения по цене используемой зубной пасты распределись следующим образом: экономичная ценовая категория (массовая) – до 20 рублей (0%), средняя – от 20 до 45 рублей (44%), премиум – от 45 до 60 рублей (34%) и суперпремиум - свыше 60 рублей (22%).
На российском рынке второе место среди косметических товаров занимают средства по уходу за волосами, в том числе моющие, для укладки волос и придания им цвета. Наши респонденты пользуются самыми разнообразными марками шампуней: “Fructis”, “Head&Shoulders”, “Nivea”, “Pantene Pro-V”, “Schauma”,“Elseve”,“Dove”, “Sunsilk”, “Timotei”, “Чистая линия”. Причем наибольший спрос на шампунь марки “Pantene Pro-V”(14%). На выбор продукции наиболее весомо влияют эффект от применения (66%), известность производителя (30%), цена товара (22%).
Применение разных средств по уходу за волосами одной линии важно для половины опрошенных. При этом обычно используют шампунь вместе с бальзамом-ополаскивателем (62 %).
Наши потребители активно реагируют на новинки косметики, их рекламу, легко меняют марки продукции, в отличие от европейских потребителей, которые могут всю жизнь пользоваться товаром одного и того же производителя. Ответы респондентов согласовываются с литературными данными. Меняют марки шампуней раз в два месяца 34% опрошенных, раз в полгода – 44%. Только 12% респондентов неизменны в своих предпочтениях, а 8% не смогли ответить на этот вопрос, которые тоже были отнесены нами к «пассивным» потребителям.
На республиканском рынке большим спросом пользуются средства иностранного производства (60%). Несмотря на экономический кризис, наиболее приемлемая цена для приобретения остается достаточно высокой: от 100 до 160 руб. – 50% опрошенных, от 50 до 90 руб. – 36%.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для управления качеством и ассортиментом шампуней и зубных паст в торговых предприятиях Чувашии с учетом потребительских предпочтений.