Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Плёхин М.П.

Статья

Запорожский национальный технический университет

This article is about range of vital problems in different spheres of activity. In addition the ways of solving this problems and some kind of tips are offered here.

Keywords: production, transport, science, education.

В данной статье рассматривается ряд насущных проблем в разных сферах деятельности. Так же предлагаются некоторые пути их решения и оптимизации.

Ключевые слова: производство, транспорт, наука, образование.

Так или иначе, любое государство рано или поздно сталкивается с определенными проблемами. И если просмотреть все сферы жизни, производства и развития, там обязательно можно увидеть какие-то неточности и несовершенные моменты, которые, как кажется на первый, не требуют решения. Тем не менее, с каждым днем своего существования проблемы становятся максимально актуальными для каждого конкретно взятого гражданина и приобретают значительный вес для всего государства. Если говорить о нашей стране, то наиболее значимыми для нее будут проблемы транспорта, производства, науки и образования. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Производство: проблемы и пути их решения

Спад производства и уменьшение объемов инвестиций продолжается, структурные перестройки не происходят, покупательная способность населения и предприятий имеет тенденцию к снижению, что не способствует формированию конкурентоспособного механизма ценообразования. Беспрецедентное увеличение издержек обращения привело к тому, что розничный товарооборот вместе с объемом услуг населению в два с лишним раза превысил выпуск ТНП. Этот факт затрудняет реализацию масштабных программ обновления народного хозяйства, оказывает угнетающее влияние на положение в товаропроизводящих отраслях и, как следствие, происходит ухудшение уровня жизни населения.

Общий объем потребления услуг и товаров (конечного) народного потребления населением составляет 38—40 % ВНП, даже если учесть увеличение розничного товарооборота из-за инфляции. В первую очередь, это говорит о том, что налицо недопотребление товаров и услуг, и, как следствие, невозможность адекватного воспроизводства рабочей силы. В то же время, как показывает анализ, свободные ресурсы, которые не направляются в инвестиции, а дисбаланс потенциала накопления и реального накопления остается крайне высоким.

Недопотребление сказывается на снижении социальных показателей - продолжительности жизни и здоровья населения. Эти проблемы решаются на региональном уровне и в масштабах страны только на основе разработки программы широкомасштабного социального и экономического развития. При этом основная задача такой программы - оказание финансовой помощи регионам со стороны федеральной власти.

Транспорт: проблемы и пути решения

Развитие транспортной системы имеет свои существенные проблемы. Это непропорциональное развитие всех видов транспорта, использование транспортной структуры не в полной мере, низкий уровень кооперирования и специализации международных систем транспорта, перерабатывающих отечественные грузы и занимающиеся транзитными перевозками. Также среди актуальных проблем – слабая связь с администрациями регионов. Причинами этого являются следующие предпосылки:

  • Неразвитость рынка транспортных услуг.
  • Непрозрачность финансовой деятельности транспорта.
  • Низкокачественное обслуживание транспорта.
  • Низкая материальная заинтересованность людей, работающих в транспортной сфере.

Решить эти проблемы помогут эффективные экономические реформы, проводимые в государстве.

При рассмотрении проблем транспорта также следует рассматривать экологическую проблему, неразрывно связанную с использованием людьми транспортных средств. Следует отметить, что в современном мире автомобильный транспорт стал одним из главных источников загрязнения атмосферы, выбрасывающий в воздух очень много вредных веществ. В результате их негативное действие на окружающую природу в 2010 году, и, соответственно, здоровье людей достигло больших масштабов.

Основные факторы, которые влияют на загрязнение окружающего нас воздуха вредными выбросами автомобилей и другого транспорта - это довольно медленное развитие транспортной инфраструктуры, увеличение объемов международных автоперевозок, в результате значительный прирост автопарка. Также отставание эксплуатационной базы, недостатки в организации движения, низкие и плохие характеристики производимых автомобилей в стране, несоответствие современным требованиям качества используемого моторного топлива.

Оптимально продуманная и спланированная организация потоков транспорта любого города позволит значительно снизить уровень вредных выбросов в атмосферу.

Для того, чтобы решить проблему по снижению уровня загрязнения воздуха автомобилями целесообразной является политика по обеспечению максимального комфорта в использовании общественного транспорта при параллельном создании неудобств в использовании личного транспорта.

В решении этой проблемы актуально развитие городского общественного пассажирского транспорта, в частности развитие метро. Если такого транспорта нет, то по возможности следует его построить. Необходимо развитие общественного электротранспорта (троллейбуса, трамвая, электропоезда, наземного экспресса и т.д.).

Также очень важно развитие эксплуатации автобусов и других видов транспорта муниципалитета, которые будут соответствовать современным европейским стандартам.

Необходимо развивать материальную заинтересованность коммерческих предприятий, которые внедряют общественный автотранспорт на газовом топливе и используют фильтры сажи, нейтрализаторы или другие антитоксичные устройства. Для этого предприятиям необходимо отчислять небольшие части бюджетных средств для их социальных нужд и реконструкции. Таким образом, уменьшаются объемы закупок бензина и дизельного топлива.

Не лишним будет введение льгот по платежам и налогам, которые будут направлены для индивидуальных владельцев автомобилей и автотранспортных предприятий. Хорошая организация инфраструктуры, позволяющая передвижение на велосипедах по городу. Актуальным шагом в данном случае станет внедрение и разработка инноваций в области личного и общественного транспорта.

Наука: современные проблемы и решения

Главной задачей современного образования является формирование личности, восприимчивой к современному знанию, принимающей активное участие в международных сообществах, обладающей широкими взглядами, хорошо знающей культуру своего народа и способной к толерантной оценке других национальных культур. Общество сегодня требует от молодежи обширных академических знаний, высокой нравственной, информационной культуры и постоянного использования на практике современных прогрессивных технологий. Это способствует развитию позитивного, смелого, творческого и критического мышления.

Правительство, СМИ и другие источники информирования играют в современном обществе важную роль. Именно они снабжают информацией о текущем научно-техническом прогрессе, что формирует представления общества о современном уровне развития научной и технической сфер. От осознания важности роли научно-технического прогресса во многом зависит будущее нашего государства.

Главным условием развития научно-технической области является бюджетное финансирование науки и передовых технологий.

Несмотря на активное развитие этой сферы, кадровый потенциал и материально-техническая база оставляет желать лучшего. Существует проблема кадрового потенциала и изношенности оборудования. Такое положение - это следствие очень ограниченного финансового обеспечения науки в стране. Высококвалифицированные кадры – основополагающий ресурс развития науки и должного уровня развития образования, что необходимо для успешного внедрения и развития инноваций.

Низкая заработная плата и плохое обеспечение материально-технической базы - это основные причины того, что наука не является приоритетным занятием для молодёжи, которая не видит достойных перспектив и не желает связывать свою жизнь с наукой. Наиболее талантливые молодые кадры, приходящие в науку, стремятся повысить квалификацию, а потом ищут другую работу или стремятся уехать за границу, так как там для них создаются более комфортные условия для реализации себя в профессиональной сфере за достойную заработную плату. За границу иммигрируют, в основном, специалисты естественнонаучных областей и реже специалисты в области социально-гуманитарных наук. Статистики о выехавших из страны учёных не существует.

На сегодняшний день не предпринимаются попытки принять какие-либо эффективные меры для решения кадровой проблемы. Благодаря совокупность всех неблагоприятных факторов, существующих в этой сфере, появляется тенденция снижение качества исследовательских работ. Принимая во внимание существующую кадровую проблему, можно говорить о падении престижа науки, что негативно скажется на развитии нашей страны. Сохранение и привлечение новых молодых кадров должно быть приоритетной для страны задачей, которая требует существенно меньше финансовых и временных затрат, чем восстановление кадрового потенциала.

Несовершенны и периодически организуемые международные конференции, в которых участвуют молодые учёные. Как правило, конференции проводятся в противоречии с устоявшимися эффективными принципами, такими как отсутствие разделения на секции по специальностям, что приводит к незаинтересованности большинства слушателей в докладах других; не практикуется участие опытных специалистов и составление обзорных проблемных докладов, следствием чего является снижение качественного уровня конференции и ответственности за содержание собственных докладов у молодых ученых. Вместо новых знаний и конструктивной оценки докладов у участников формируются негативные впечатления и ошибочные представления о научных конференциях. Непредвзятая оценка может констатировать, что конференции в большинстве своем носят формальный характер, что является лишь имитацией научной деятельности. Материальные затраты на их организацию – это неэффективно израсходованные деньги. В конференциях подобного рода преобладают негативные факторы. Выходом из сложившейся ситуации стало бы сокращения количества формальных конференций или же полный отказ от их проведения.

Необходимо разрабатывать действенную программу, способствующую решению проблемы кадров в научно-технической сфере. Научные учреждения, занимающиеся передовыми исследованиями, следует финансировать в объёмах, обеспечивающих их нужды: достойная оплата труда сотрудников должна быть более высокой, чем в настоящее время; дифференцированная надбавка к зарплате, зависящая от эффективности работы; своевременное обновление современной экспериментальной базы и закупка необходимых материалов. Следует вернуться к аттестационной практике и по ее результатам принимать решения о материальном стимулировании сотрудников, занимающих разные должности, о продолжении сотрудничества с ними. Процедуру аттестации проводить открыто.

Необходимо пресечь негативную практику, когда некомпетентный администратор, руководствуясь субъективными, необоснованными суждениями, самостоятельно решает вопрос о продолжении или расторжении договора с тем или иным сотрудником. Необходимо определить численность кадрового состава, который занимается фундаментальными и поисковыми исследованиями. Следует изучать и адаптировать опыт кадровой политики научных учреждений зарубежных стран.

Современное образование: проблемы и пути их решения

При внимательном рассмотрении всех аспектов можно выделить три хорошо видимые проблемы современного образования.

Первая из них состоит в том, что качество образования не соответствует требованиям стремительно меняющихся реалий настоящего и будущего. Путь решения этой проблемы - философия опережающего образования, для чего необходимо соблюдение двух условий: фундаментальность образования и применение инновационного обучения. Актуальные на момент обучения знания к окончанию вуза (или позже) полностью устаревают, и при этом, а точнее из-за этого, система профессиональных знаний не воспринимается как единое целое.

Вторая проблема – прагматичность ориентации обучения, при которой система образования не содействует развитию личности. Решением этой проблемы может стать «развивающее» образование. Его характерная черта в том, что обучение, гибко реагирующее на требования современности и креативные информационные технологии, способствуют всестороннему развитию личности обучаемого. Такое образование позволяет каждому выбрать оптимальный способ получения знаний и в будущем использовать эти знания и пополнять их применительно к изменяющимся условиям.

И последняя из насущных, то есть третья проблема – недоступность получения качественного образования каждым обучающимся. Самым продуктивным путем в решении этой проблемы может быть только информационная поддержка образования с помощью телекоммуникационных технологий, доступность баз данных и получение дистанционного образования.

 

Литература:

1.    Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: Учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 294 с.

2.    Журнал "Современные проблемы науки и образования". - №5, 2010.

3.    Медушевский В.В. "Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства для общеобразовательных школ". М., 2000.

4.    Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: учеб. пособие / В.Ф. Байнев. - М.: БГУ, 2003. - 191 с.

5.    Приходько А.В. Экономика организаций: учебник / А.В. Приходько, В.Н. Карташова.- Приор, 2006. - 160 с.

6.    Перепелюк А. В., Бондаренко В. О., Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2002.-336с.

7.    Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2002. - 304с.

 

 

 
Секции/подсекции