Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Деркунская Ю.В.

КАЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Донецкий национально технический университет

 

В статье показано соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции. Дан анализ составных элементов управления качеством и конкурентоспособностью продукции, основных направлений его совершенствования.

Ключевые слова: качество; конкурентоспособность; управление качеством.

The correlation of quality and production competitiveness concepts is shown in the article. An analysis has been given to quality control and production competitiveness components, the main directions of its improvement.

Key words: quality; competitiveness concepts; quality control.

Актуальность проблемы. В условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие выживет, останется на плаву, не прекратит свое существование, особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности продукции, ее качество.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследование управления качеством продукции и конкурентоспособностью производства актуально для экономической жизни. Ему посвящены работы таких известных авторов как: М.К. Розовой [1], Р.А. Фатхутдинова [2], В.Я. Белобрагина [3], А.В. Гличева [4] и др. Вместе с тем, ряд аспектов проблемы остается недостаточно изученными и, в том числе, особенности управления качеством и конкурентоспособностью на различных этапах воспроизводственного цикла.

Задачи. Первоочередные задачи, стоящие перед предприятием, для того чтобы внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления качество это – решения экономических вопросов качества, обеспечить конкурентоспособность продукции. Однако до сих пор нет однозначного определения соотношения понятий «качество продукции» и его «конкурентоспособность».

Цель статьи – показать соотношение понятий качества продукции и конкурентоспособности, дать характеристику системы управления ими.

Основной материал. Понятие конкурентоспособности может быть сформулировано как обобщенная экономическая категория, которая характеризует экономическую ситуацию, присущую всем элементам экономической системы от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. Угрожающей для Украины в современных условиях является не просто неконкурентоспособность продукции, предприятий, отраслей, национальной экономики в целом, а значительный отрыв ее от группы ведущих стран из-за несовместимости технологий, низкой способности экономики к нововведениям, а также структурно-отраслевой и институциональной несовместимости.

Конкурентоспособность продукции – это мера привлекательности для потребителя, она определяется степенью удовлетворения совокупности различных потребностей. Каждая потребность независимо от того, относится она к сфере производства или к сфере личного пользования, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для изготовления конкурентоспособной продукции производитель должен стремиться, максимально точно, прогнозировать потребности потенциального потребителя. Для покупателя товара большое значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей.

Конкурентоспособность – свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Качество продукциисовокупностью свойств, характеризующих степень его общественной полезности с учетом общественно-необходимых затрат труда на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Только продукция и услуги высокого уровня качества способны обеспечить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках. Однако при этом следует учитывать, что на конкурентоспособность влияют также и другие факторы. Можно согласиться с исследователями, считающими, что на конкурентоспособность, кроме качества продукции влияют и другие факторы [2, с.354-355]. Эффективность национальной политики в области качества и её реализации в наибольшей мере связана с тем, что для её решения необходим комплексный подход. Особую актуальность в этой связи приобретает разработка и внедрение систем управления качеством.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости уточнения сущности управления качеством, которое, на наш взгляд, целесообразно определить как процесс комплексного воздействия системы взаимосвязанных мероприятий экономического, организационно-технического характера, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции, на этапах маркетинговых исследований, материально-технического снабжения, производства, контроля и испытания, упаковки и хранения, эксплуатации и восстановления.

Выводы. Проблемы качества в сегодняшних экономических условиях приобретают все большее значение. В наши дни вопросы качества для потребителя являются первоочередными, часто преобладая над ценовыми. Потребитель в своей массе предпочитает получать лучшее качество даже за немного большую цену, предпочитая переплатить, но купить товар наилучшего качества. Важнейшей составляющей частью исследования системы управления качеством является анализ ее инвариантного аспекта. Объективно может и должна существовать единая система управления качеством, конкурентоспособностью и эффективностью производства. Неуклонное повышение качества продукции и ее конкурентоспособности – это средство и результат интенсификации производства, что с общеэкономических позиций способствует повышению эффективности общественного производства.

Поэтому, установление взаимосвязей качества, конкурентоспособности и эффективности на всех стадиях общественного воспроизводства является главным условием совершенствования управления. Следовательно, при условии справедливости выводов изложенных в статье, совершенствование системы управления качеством влияет на повышение конкурентоспособности продукции, что способствует росту эффективности на всех стадиях воспроизводственного цикла.

 

Литература:

  1. Розова М.К. Управление качеством продукции / М.К. Розова. СПб: Питер, 2002.-224 с.
  2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособ-ностью организации. Учебное пособие / Р.А. Фат-хутдинов. - М.: Изд-во «Экомо», 2004.– 544 с.
  3. Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность / В.Я. Белобрагин. - М.: АСМС. - 2003.
  4. Гличев А.В. Основы управления качеством / А.В. Гличев. – М.: АМИ. – 2000.
 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.