Попов Е.В.
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Воронежская государственная лесотехническая академия
Статья рассматривает современные проблемы маркетинга возникающие в деятельности мебельных предприятий на конкурентном рынке и усугубляющихся ввиду экспансии иностранных мебельных сетей на отечественном рынке.
Ключевые слова: предприятия, стратегия, проблемы, политика, конкурентоспособность.
Актуальность выбранной тематики обуславливается возросшим количеством оптовых и розничных продавцов, а так же растущим спросом на импортную мебель. Возрастающей конкуренцией с иностранными компаниями. Решению проблем способствует превентивное управление маркетингом предприятий отрасли сегмента.
Особенности маркетинга на предприятиях мебельной и деревообрабатывающей промышленности России тесно связаны со спецификой самих мебельных предприятий. Предприятия продолжающие работать со времен СССР представляют из себя, масштабные поточные производства полного цикла выполняющие множество технологических операций. В условиях советской экономической системы, при ограниченном предложении мебельной продукции и в целом ее дефиците, производитель диктовал свою волю потребителю, что негативно сказывалось на ассортименте, качестве и приводило к неразвитости системы сбыта продукции. С изменением политической ситуации, крупные предприятия оказались не приспособлены к новым условиям. На мебельном рынке российские предприятия вынуждены соперничать с такими сильными иностранными конкурентами. В частности производители мебели Германии, Италии и набирающая силу мебельная отрасль Китая и в целом Азии.
По сравнению с первым полугодием 2010 года доля импортной мебели на рынке по данным официальной статистики увеличилась на 2 пункта, а с учетом «теневого» оборота снизилась на 1 пункт (таблица 1)[1].
Таблица 1
Динамика мебельного рынка РФ 2010-2011 г.
Показатели |
ед.изм. |
2010 6мес. |
2010 +6мес. |
2011 6 мес. |
2011 +6 мес. |
Примечание |
Объемпроизв-ва мебели |
Млн.р. |
37476,5 |
61156,5 |
45664,3 |
85175,2 |
В расчете среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю принят: 2009(6мес.) 2010(6мес) 2011(6мес.) |
млн.$ США |
1246,4 |
2043,9 |
1595,5 |
2975,7 |
||
Темп роста произв-ва к предыдущему периоду |
%** |
104,3 |
110,5 |
121,8 |
139,3 |
|
%*** |
114,7 |
122,1 |
128,0 |
145,6 |
||
Экспорт* |
млн.р. |
3707,4 |
3707,4 |
3097,1 |
3097,1 |
|
млн. $ США |
123,3 |
123,3 |
108,2 |
108,2 |
||
Импорт* всего |
млн.р. |
26676,3 |
26676,3 |
36398,3 |
36398,3 |
|
млн. $ США |
887,2 |
887,2 |
1 271,6 |
1 271,6 |
||
Объем продаж на российском рынке, всего |
млн.р. |
101939,7 |
136038,9 |
134252,1 |
191147,8 |
|
млн. $ США |
3390,3 |
4524,4 |
4690,2 |
6677,9 |
* - по данным ФТС РФ и с учетом Белоруссии;
** - в рублевом исчислении;
*** - в долларовом исчислении.
Присутствие импортной мебели на рынке остается значительным, пока не наблюдается реальных действий отечественных производителей по замещению зарубежной продукции.
Основными причинами низкой конкурентоспособности производителей мебели являются отсутствие эффективных подходов к управлению бизнесом, низкая вовлеченность маркетингового инструментария в процесс взаимодействия с потребителями, слабое использование маркетинговых инноваций и современных методических рекомендаций по развитию предприятий отрасли. Кроме того, недостаточно проработаны вопросы оценки конкурентоспособности российских производителей мебели и влияния на нее отдельных составляющих маркетинговой активности, в силу чего возникают сложности как с определением текущих позиций отдельных предприятий на рынке, так и с прогнозированием динамики конкурентоспособности.
В свою очередь европейские предприятия, работающие в условиях рыночной экономики уж более 100 лет, отработали механизмы маркетинга до высокого уровня и успешно внедряют их в РФ.
В сложившейся ситуации, постоянно возрастает доля иностранной мебели на Внутреннем рынке России. Отечественным предприятиям необходимо активно перенимать опыт зарубежных партнеров, применяя на практике успешные и проверенные годами маркетинговые стратегии. Использовать уникальными знаниями специфики рынка РФ. Привлекать к работе профессионалов в области маркетинга.
К сожалению, у отечественных предприятий остается не так много времени для совершенствования своей маркетинговой политики, так как после вступлении России в ВТО на отечественный рынок прейдут опытные зарубежные игроки, конкурентоспособные и умеющие сокращать издержки.
Литература
2. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
3. Шульгин С.Н. Мебельная промышленность Росии сегодня.// Мир мебели.-1998,- №2. с.2-4.
4. Жан Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейские перспективы, пер. с фр. Спб.: Наука, 1996.
5. Кузьмин В. Вопросы развития маркетинговых систем. // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№5. с.113-119.