Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

                                                                                                             Попов Е.В.   

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

              Воронежская государственная лесотехническая академия

 

Статья рассматривает современные проблемы маркетинга возникающие в деятельности мебельных предприятий на конкурентном рынке и  усугубляющихся ввиду экспансии иностранных мебельных сетей на отечественном рынке.

Ключевые слова: предприятия, стратегия, проблемы, политика, конкурентоспособность.

Актуальность выбранной тематики обуславливается возросшим количеством оптовых и розничных продавцов, а так же растущим спросом на импортную мебель. Возрастающей конкуренцией с иностранными компаниями. Решению проблем способствует превентивное управление маркетингом предприятий отрасли сегмента.

Особенности маркетинга на предприятиях мебельной и деревообрабатывающей промышленности России тесно связаны со спецификой самих мебельных предприятий. Предприятия продолжающие работать со времен СССР представляют из себя, масштабные поточные производства полного цикла выполняющие множество технологических операций. В условиях советской экономической системы, при ограниченном предложении мебельной продукции и в целом ее дефиците, производитель диктовал свою волю потребителю, что негативно сказывалось на ассортименте, качестве и приводило к неразвитости системы сбыта продукции. С изменением политической ситуации, крупные предприятия оказались не приспособлены к новым условиям. На мебельном рынке  российские предприятия вынуждены соперничать с такими сильными иностранными конкурентами. В частности производители мебели Германии, Италии и набирающая силу мебельная отрасль Китая и в целом Азии.

По сравнению с первым полугодием 2010 года доля импортной мебели на рынке по данным официальной статистики увеличилась на 2 пункта, а с учетом «теневого» оборота снизилась на 1 пункт (таблица 1)[1].

                                                                                                       Таблица 1

Динамика мебельного рынка РФ 2010-2011 г.

Показатели

ед.изм.

2010 6мес.

2010

+6мес.

2011

6 мес.

2011

+6 мес.

Примечание

Объемпроизв-ва мебели

Млн.р.

37476,5

61156,5

45664,3

85175,2

В расчете среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю принят:

2009(6мес.)
33,068

2010(6мес)
30,068

2011(6мес.)
28,624

млн.$ США

1246,4

2043,9

1595,5

2975,7

Темп роста произв-ва к предыдущему периоду

     %**

  104,3

110,5

121,8

139,3

      %***

  114,7

122,1

128,0

145,6

Экспорт*

   млн.р.

  3707,4

3707,4

3097,1

3097,1

 млн. $ США

  123,3

123,3

108,2

108,2

Импорт* всего

  млн.р.

  26676,3

26676,3

36398,3

36398,3

 млн. $ США

  887,2

887,2

1 271,6

1 271,6

Объем продаж на российском рынке, всего

   млн.р.

  101939,7

136038,9

134252,1

191147,8

 млн. $ США

  3390,3

4524,4

4690,2

6677,9

 

* - по данным ФТС РФ и с учетом Белоруссии;

** - в рублевом исчислении;

*** - в долларовом исчислении.

Присутствие импортной мебели на рынке остается значительным, пока не наблюдается реальных действий отечественных производителей по замещению зарубежной продукции.

Основными причинами низкой конкурентоспособности производителей мебели являются отсутствие эффективных подходов к управлению бизнесом, низкая вовлеченность маркетингового инструментария в процесс взаимодействия с потребителями, слабое использование маркетинговых инноваций и современных методических рекомендаций по развитию предприятий отрасли. Кроме того, недостаточно проработаны вопросы оценки конкурентоспособности российских производителей мебели и влияния на нее отдельных составляющих маркетинговой активности, в силу чего возникают сложности как с определением текущих позиций отдельных предприятий на рынке, так и с прогнозированием динамики конкурентоспособности.

В свою очередь европейские предприятия, работающие в условиях рыночной экономики  уж более 100 лет, отработали механизмы маркетинга до высокого уровня и успешно внедряют их в РФ.

В сложившейся ситуации, постоянно возрастает доля иностранной мебели на Внутреннем рынке России. Отечественным предприятиям необходимо активно перенимать опыт зарубежных партнеров, применяя на практике успешные и проверенные годами маркетинговые стратегии. Использовать уникальными знаниями специфики рынка РФ. Привлекать к работе профессионалов в области маркетинга.

К сожалению, у отечественных предприятий остается не так много времени для совершенствования своей маркетинговой политики, так как после вступлении России в ВТО на отечественный рынок прейдут опытные зарубежные игроки, конкурентоспособные и умеющие сокращать издержки.  

 

Литература

1.  http://www.mebelrus.ru

2.  Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.

3.  Шульгин С.Н. Мебельная промышленность Росии сегодня.// Мир мебели.-1998,- №2. с.2-4.

4.  Жан Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейские перспективы, пер. с фр. Спб.: Наука, 1996.

5.  Кузьмин В. Вопросы развития маркетинговых систем. // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№5. с.113-119.

 

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.