Штанько Е.И.
РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Донецкий национальный технический университет
В данном докладе рассматривается актуальность маркетинговых исследований на предприятии
Ключевые слова: необходимость маркетингового исследования на современном предприятии
This report examines the actuality of marketings researches on an enterprise
Key words: necessity of marketing research on a modern enterprise
Эффективное использование маркетинговых исследований является актуальной проблемой в Украине, поскольку без них невозможно существование современных предприятий. Актуальность и значимость исследований проблемы маркетинговых исследований очевидны, поскольку, с одной стороны, возрастает значимость маркетинга для деятельности любого предприятия, а с другой стороны, маркетинг становится все более разнообразной и сложной формой деятельности, а так же на результатах исследования и анализа рынка базируются все важные управленческие решения. Целью данной статьи является анализ необходимости маркетингового исследования для современного предприятия.[1]
С точки зрения микроэкономики, маркетинг — это система функционирования конкретного предприятия. В процессе анализа, планирования и проведения маркетинговых мероприятий руководителям требуется информация о состоянии рынка: клиентах, конкурентах и т.д.
Маркетинговые исследования это комплекс мероприятий, предполагающих сбор, регистрацию и анализ информации (о клиентах, конкурентах, ценах и др. составляющих рынка) с целью облегчения процесса принятия ответственных управленческих решений. Эти исследования необходимы в первую очередь для получения информации, потому что именно достоверная информация позволяет: снизить риск принятия решений, приводящих к неблагоприятному исходу, с большей вероятностью принимать решения оптимальные для развития компании. Их потенциал обеспечения рыночного успеха достигает 80%. Однако одного исследования недостаточно, необходимо осуществлять управленческую деятельность, базируясь на их основе. А так же исследования значительно уменьшают неопределенность при принятии важных маркетинговых решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал.[2]
Анализ маркетинговой информации является самым важным и основным инструментом получения достаточно достоверных данных о состоянии всех компонентов маркетингового окружения. Причем выбор методов анализа обязательно должен подбираться в соответствии с целями и задачами исследования, от этого в полной мере будет зависеть эффективность и достоверность исследования, его конечные результаты. Хорошо организованное, продуманное исследование - залог успеха на рынке.
По мнению Джеффри Дж. Фокса, приоритетная задача крупных «маркетинговых» компаний и компаний, которые являются успешными в конкурентной борьбе – приобрести, удерживать и контролировать самую большую долю рынка в отрасли. Самой сложной задачей является удержание и контроль сегмента рынка. Изучение внешней и внутренней среды и её регулярный мониторинг, что по своей сути и является основой исследований, для любого предприятия является важным элементом стратегии успешного развития в условиях современной рыночной экономики. Роль маркетинговых исследований возрастает многократно в условиях несформировавшегося сегмента рынка предприятия. При принятии выборе между выпуском совершенно нового продукта или оставить уже существующий, но ориентироваться на новый рынок, необходимо владеть информацией о конъюнктуре рынка и других необходимых составляющих. [3]
Использование маркетинговых исследований в условиях современного, уже практически сложившегося рынка не только полезно, а просто необходимо для успешного ведения бизнеса и конкурентоспособности фирмы. В зависимости от целей и объемов отпускаемых на это средств фирма может выбрать любой из вариантов ведения данного направления работы: иметь собственное маркетинговое подразделение на фирме, постоянно пользоваться услугами аналитических фирм по проведению исследований и мониторинга рынка по тем или иным направлениям, заказывать отдельные однократные исследования и т.д. На сегодняшний день спектр услуг, которые могут быть предложены фирмам в этой области достаточно обширен. Однако, что тем компаниям, которые по роду своей деятельности нуждаются в постоянном получении информации или получении самых последних и свежих данных, следует отдать предпочтение мониторингу рынка.
Только эта форма работы может обеспечить заказчика регулярным получением самой последней и актуальной информации. Любой другой вид исследования, являющийся необходимым и полезным в ряде других случаев, с данной задачей справиться не сможет, так как за время, прошедшее от момента получения информации исследователем, а также необходимое для ее анализа, обработки и представления заказчику, она может несколько «устареть». В маркетинге формируется информационная среда и маркетинговая информационная система, состоящая из трех факторов: человеческого, методологического и технологического. [4]Для получения информации в ходе маркетингового исследования обычно используются один или несколько из возможных методов: опрос, наблюдение, эксперимент, мониторинг, анализ вторичных данных, холл-тесты, фокус-группы, экспертная оценка и многое другое, в зависимости от задачи исследования. Можно отметить, что информация в маркетинговом исследовании как форма общения, представляет собой совокупность данных, необходимых для анализа и прогнозирования рыночной деятельности.
Литература:
- Похабов В.И. Основы маркетинга: Учебное пособие - Мн. 2001. - 271 с.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 320 с.
- Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. 2003. № 5. С. 24 - 28.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.