Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кравчук Я.О.

СУЩНОСТЬ КИБЕРМАРКЕТИНГА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА

Донецкий национальный технический университет

 

В работе рассмотрены понятие "кибермаркетинг" как комплекс мероприятий и его ключевые компоненты влияющие на реализацию задач интернет-бизнеса.

Ключевые слова: кибермаркетинг, он-лайновый маркетинг, интернет-маркетинг, сетевая экономика, интернет-реклама.

Кибермаркетинг является важной составной частью электронной коммерции. Впервые этот термин был использован в 1995 г. Л. Килером. Под кибермаркетингом подразумевалось использование сетевых коммуникаций и цифровой интерактивной среды для достижения маркетинговых целей компании. Многими специалистами также используются термины «он-лайновый маркетинг» и «интернет-маркетинг»., однако в последнем случае следует помнить, что спектр используемых технологий при этом ограничивается лишь одним Интернетом.

Главной целью кибермаркетинга является не столько применение новых технологий, сколько создание стабильных и взаимовыгодных торговых отношений, используя в полной мере преимущества информационных и коммуникационных технологий. При этом следует обратить особое внимание на опасность вовлечения предприятия в так называемую технологическую гонку или создание web-страниц исключительно из-за того, что это является модным, или потому, что так поступают конкуренты - при отсутствии четкой кибермаркетинговой стратегии результаты такой деятельности зачастую могут оказаться контрпродуктивными.

При использовании Интернета каждое предприятие заинтересовано в первую очередь в привлечении наибольшего числа покупателей для сбыта собственной продукции.

К ключевым факторам, которыми должна обладать web-страница фирмы для успешного ведения электронной торговли, относятся: предложение конкурентоспособных цен и широкого ассортимента продукции, простота оформления заказа, наличие сопутствующей информации о каждом товаре, реклама web-страницы с помощью газет, журналов и т.п., оперативная реакция на запросы потребителей. В настоящее время наиболее преуспевшими отраслями в области электронного бизнеса стали услуги, связанные с компьютерной техникой и обработкой разнообразной информации, медицина, операции с недвижимостью, услуги в области архитектуры и проектирования, розничная продажа книг, музыкальной продукции, автомобилей и запасных частей к ним, проведение аукционов, страхование, банковское дело, брокерские услуги, валютные торги, взаимодействие поставщиков и субподрядчиков, организация закупок.

Приведенные данные позволяют выдвинуть предположение, что некоторые виды товаров и услуг более пригодны для успешного продвижения с помощью сети Интернет, чем остальные, хотя, чтобы точно определить эти группы товаров и услуг, тщательные исследования не проводились. Многие тем не менее склонны утверждать, что потенциально любой товар или услуга могут рекламироваться и предлагаться с помощью Интернета. В любом случае следующие факторы могут значительно помочь при определении тех товаров, которые фирма собирается предлагать в киберпространстве.

Конкуренция. Если товар или услуга являются уникальными в своем роде или по крайней мере могут быть описаны с помощью уникальных терминов, то в этом случае будет легче наладить их сбыт с помощью Интернета за счет эксклюзивности и удобства при размещении на различных поисковых серверах.

Цена. В связи с тем, что Интернет позволяет сравнивать цены на идентичные товары, можно сказать, что низкие цены являются залогом успеха в электронном бизнесе. Также следует отметить, что для подавляющего большинства товаров цены при покупке в режиме он-лайн существенно ниже, чем при покупке традиционными способами - это делается для создания определенного импульса, который бы позволил покупателю преодолеть страх, связанный с неуверенностью в надежности он-лайновых сделок, а также в какой-то мере компенсировать невозможность тотчас же взять с собой товар после покупки.

Фактор «осязаемости». Потребители еще нуждаются в том, чтобы потрогать, посмотреть, попробовать на вкус, поэкспериментировать с товаром или обсудить с кем-либо те или иные его достоинства и недостатки.

Уровень стандартизации. Товары серийного и массового производства, как правило, легче находят свой сбыт в режиме он-лайн, чем те, что изготовлены вручную или очень малыми партиями, за счет большего постоянства своих товарных характеристик, более предсказуемых издержек производства и лучшего знакомства потребителей с такими товарами.

Незамедлительность доставки. С тех пор, как производители стали составлять свои производственные планы с учетом времени на оформление заказа, погрузку и доставку, им становится вполне под силу квалифицированно и эффективно использовать Интернет для выполнения заказов и осуществления поставок.

Знакомство покупателей с товаром. Важной причиной, по которой электронная коммерция класса «бизнес - бизнес» развивается более высокими темпами, чем розничная электронная торговля, является то, что большинство предпринимателей обычно имеют возможность подробно ознакомиться с товарной спецификацией, чего пока лишены рядовые потребители.

Неоднократное использование товара. Закупка хорошо знакомых потребителю товаров, потребность в которых обычно возникает на регулярной основе (например, бакалея, детская одежда, офисные принадлежности, книги и т.п.), может быть осуществлена через Интернет со значительным удобством, обеспечивая экономию денег, сил и времени клиентов.

Электронная торговля способна обеспечить значительную экономию расходов при распространении стандартизированных (для производства и потребления) товаров в связи с тем, что Интернет обладает потенциалом по снижению информационных издержек, связанных с производством, продажей и закупками таких товаров.

Там, где изготовитель/продавец дает возможность в режиме он-лайн заказывать стандартизированные товары, имеющие предсказуемые издержки и время производства, зачастую становится реальным гибко управлять производственным планом и более точно отвечать конечным требованиям клиента. Это позволяет либо напрямую сократить собственные складские издержки, либо распределить товары среди посредников (оптовых торговцев), которые могут принять на себя часть складских рисков, связанных с колебаниями в потребительском спросе.

И в этом случае основным преимуществом электронного ведения бизнеса является то, что информация в цифровом формате, составляющая основу основ любого бизнес-процесса, может быть получена и распространена с помощью Интернета со значительно меньшими издержками, чем при использовании любого другого средства коммуникации.

Низкие коммуникационные расходы при использовании Интернета являются одной из причин, по которой особенно успешно стал развиваться процесс поиска кадров и найма на работу через Сеть - работодателям не требуется больше проводить масштабные и дорогостоящие рекламные кампании в печатных средствах информации, а ищущие работу лица могут более быстро (используя различные поисковые службы) получить доступ к широкому кругу вакансий, который обычно недоступен в местных печатных изданиях. Так что в этом случае отчетливо видна двусторонняя выгода, которая будет увеличиваться по мере роста числа участников информационного обмена.

Использование Интернета способно также приводить к резким сдвигам в структуре формирования добавочной стоимости. Например, внедрение систем заказа путешествий с помощью Интернета привело к исчезновению огромного числа фирм-посредников (туристических бюро) и, как следствие, к значительному снижению тарифов на подобного рода услуги. Подобная ситуация может повториться и во многих других отраслях сферы услуг.

И даже в тех секторах, где для предоставления услуги требуется непосредственный физический контакт (парикмахерские, уборка помещений, большинство медицинских услуг), можно найти применение Интернету, например, для резервирования времени визита и т.п.

 

Литература

  1. Дегтярев Д.  Развитие интернет-магазина // Маркетинг Менеджмент. 2010. №7-8. С. 56
  2. Янченко О.К. Інтернет-технології сьогодні. – Х.: ХНАМ, 2003. – 250с.
  3. Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. С. 208
  4. http://pc.uz/publish/doc/text49648_znachenie_informacionnyh_tehnologiy_v_jizni_sovremennogo_cheloveka
  5. http://www.mrcb.ru/?25648

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.