Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Синяк А. А.

КАК ВЛИЯЮТ ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ НА СОВРЕМЕННУЮ ЭКОНОМИКУ

Донецкий национальный технический университет

Эта работа расскажет об истории возникновения оффшорных зон, их наличие в современном мире, влиянии на мировую экономику. В тексте указаны современные преобразования, которые затронули оффшорные зоны и отношение в ним специалистов

Налоговая гавань, антиоффшорная политика, ФФС, оффшорные штаты

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время государство – это сформированный институт и его наличие предполагает существование налогов. Там, где есть налоги, появляется стремление их минимизировать. Оффшорный механизм – один из способов добиться этого.

Поэтому цель данного исследования – установить, насколько  опасным является существование оффшорных зон. Для этого нам нужно рассмотреть следующие вопросы: что такое оффшорная зона и чем она характеризуется; их основные достоинства и недостатки; мотивы антиоффшорной политики; меры и рекомендации, направленные против оффшорных зон; каково будущее оффшорных зон.

Над данной проблемой работали исследователи: И. Пилипюк, И. Киян, О. Бозуленко, В. Пинзеник, Л. Бакаев, О. Бакаев.

Понятие «оффшор» впервые начали использовать СМИ восточного побережья США в середине прошлого столетия. Слово происходит от английского слова «off-shore», что в переводе означает «на расстоянии от берега». Оффшорные зоны – это центры бизнеса, связанные с уменьшением или полным исключением налогообложения доходов иностранных лиц, создающих холдинги в этих центрах [1].

Признаки «оффшорного финансового центра» (ОФЦ):

-                  большая часть финансовых организаций ориентируется на обслуживание нерезидентов;

-                  незначительное государственное регулирование финансового сектора;

-                  высокая степень банковской секретности и анонимности осталась в прошлом, т. к. сегодня счета могут подвергаться проверке при наличии большой суммы наличными.

Банки, созданные в оффшорных зонах, осуществляют операции и предлагают  такие финансовые услуги:

-                  кредитование в СКВ и привлечение соответствующих финансовых ресурсов;

-                  эмиссия международных ценных бумаг (хотя их размещение происходит на ведущих финансовых рынках мира);

-                  операции с производными финансовыми инструментами (опционы, фьючерсы);

-                  привлечение депозитов клиентов, желающих оптимизировать свои налоговые выплаты;

-                  создание кэптивных страховых компаний для минимизации налогов и управления страховыми рисками;

-                  управление активами путем создания инвестиционных фондов разных типов и трастов [2].

Экономисты делят оффшорные государства на две категории. К первой относят страны, которые развиваются, сознательно проводящие политику льготного налогообложения с целью получения иностранных капиталов. Другая группа стран характеризуется тем, что льготы в налогообложении возникают относительно некоторых видов доходов и обусловлены особенностями законодательства [1].

Преимущества оффшорных зон:

-     эффективное привлечение иностранных инвестиций при помощи низких налоговых ставок, облегченного валютного контроля и возможности свободного перемещения капитала;

-      укрепление экспортного потенциала принимающей страны;

-     повышение уровня жизни населения;

-     могут быть полигоном для апробации рыночных нововведений;

-     повышение инновационных возможностей территории (способствует созданию «центров развития»);

-     увеличение поступлений в бюджет.

Недостатки оффшорных зон:

-     размеры вложенных средств в организацию оффшорной зоны неоправданно большие в сравнении с объемом зарубежных инвестиций;

-     стремление фирм в зонах использовать внутренний рынок как поле для демпинга товаров, не соответствующих международным стандартам;

-     невозможность точных экономических прогнозов.

G-20 активизировала антиоффшорную политику, выделяя три главных мотива такого решения государств:

-     латание бюджетных дыр. Конгресс США заявляет, что 83% крупнейших корпораций страны разместили свои дочерние кампании в оффшорных зонах. Из-за этого экономика ежегодно теряет до 100 млрд $. Возврат денег из оффшоров, которые скрыты от налоговых органов, станет существенным источником пополнения государственного бюджета;

-     восстановление доверия избирателей и мирового сообщества. Борьба с оффшорами - одно из немногих эффективных имиджевых инструментов, которые остались в руках правительств. Создание образа внешнего врага перекладывает ответственность за кризис на оффшоры, финансово-банковскую элиту с астрономическими суммами бонусов;

-     контроль над избыточной ликвидностью в мировых валютах. США и ЕС увеличивают денежную массу (антикризисная мера) и они заинтересованы в контроле над движением ликвидных средств. Избыток долларов и евро оседают не только в резервах Центробанка Китая, с которым можно централизованно договориться. Оффшорные зоны, принимающие во время кризиса миллиарды условных единиц, могут легко вернуть их из забвения, как только начнется устойчивое восстановление, что может обесценить мировые валюты (особенно доллар) [5].

К организациям, занимающимся проблемами оффшорных зон, относят ОЭСР, FATF, Форум финансовой стабильности. Борьба с оффшорными зонами осуществляется в двух направлениях: борьба с вредной налоговой конкуренцией (за нее отвечает ОЭСР); борьба с недостаточно высоким уровнем финансового контроля и преступлениями в сфере финансов, за которую отвечает ФФС и FATF [2].

На практике нет четких мер антиоффшорной политики. Самое простое – это отказ от оффшорного бизнеса, когда в законодательстве страны прописывается запрет открытия оффшоров на ее территории.

Вторая мера - это желание США реформировать финансовые системы оффшоров в соответствии с международными стандартами. Третья мера - отмена банковской тайны, которая даст возможность государствам проверять оффшорные  компании [5]. Швейцария, контролирующая более трети всех оффшорных потоков, согласилась предоставлять информацию о клиентах, которые подозреваются в уклонении об уплате налогов. Банк UBS сообщил своим американским клиентам о закрытии оффшорных счетов. К Швейцарии присоединились Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Австрия, Андорра.

Рекомендации ОЭСР по преодолению проблем, связанных с существование оффшорного механизма:

-     общая стажировка и обмен опытом между специалистами по налогообложению;

-     основание Форума по вопросам пагубной налоговой политики;

-     составление перечня стран и территорий, которые отказываются от участия в инициативе ОЭСР;

-     наложение особых обязательств на страны, которые имеют специальные отношения с оффшорными территориями.

Эти меры и рекомендации способствовали преобразованию оффшорного бизнеса в более престижный инструмент финансов предприятий, т. к. теперь контроль над движением средств осуществляется и на родине, и в оффшоре. Но нужно обратить внимание на возможное последствие международного контроля над операциями в оффшорных зонах – предприниматели, утратив возможность легального налогового планирования с использованием оффшоров, начали использовать криминальные схемы избежания налогов. К ним относится пользование услугами фиктивных предприятий и фирм-однодневок.

Интересен опыт США в рамках антиоффшорных мер. Они разрешают регистрацию за границей предприятий, но требуют обязательное включение в состав облагаемой налогом прибыли, дивидендов от этих предприятий. Неоплата этого налога грозит административными и криминальными наказаниями. В результате прямолинейное использование оффшоров не имеет эффекта для американских предприятий. Подпольное использование оффшоров невозможно, допускается только использование внутренних «оффшорных» штатов. Т. о., правительство стремится достичь компромисса между государственными и предпринимательскими интересами [2].

Анализируя методы борьбы ведущих государств с оффшорами, можно увидеть их ограниченность и декларативный характер принимаемых решений. Политика G-20 не в состоянии серьезно повлиять на рентабельность оффшорного бизнеса, устранив конфиденциальность финансовой информации.

В результате борьбы с оффшорами и раскрытии информации возможно усиление контроля движения избыточной ликвидности в рамках монетарной политики; наполнение бюджета ресурсами; борьба с мировым терроризмом и отмыванием денег; аресты счетов в оффшорных банках и др. Для правительств недемократических стран это будет означать возможность борьбы с олигархическими группами при помощи проведения выборочного контроля за оффшорными сделками.

Некоторые специалисты утверждают, что все меры, направленные против оффшоров, не достигнут результатов в полной мере. Страны Европы (особенно Франция) заявляют, что оффшоры мешают им нормально развиваться. На данный момент существуют страны, которые согласны пойти на встречу Европе в вопросе об оффшорах, однако большое количество стран все еще придерживаются строгой секретности в плане предоставления информации о клиентах. Эти оффшорные зоны останутся востребованными, даже если попадут в «черный список», ведь желание предпринимателя снизить свои издержки путем уменьшения выплаты налогов является естественным.

Сформулируем вывод. Существование оффшоров не является большим недостатком. Антиоффшорные меры постепенно достигают результатов. Считается, что создание оффшорных зон способствует развитию стран и ликвидации большого разрыва между ними. Необходимо применять положительные особенности оффшорных зон. Отток капиталов в оффшорные зоны может означать несовершенство налоговой политики государства. Акцент на это способствует улучшению налогового законодательства и стремление государства совместить свои интересы и интересы предпринимательского сектора.

Список литературы

  1. Палєй С. Б. Податкова система (основа теорії і практики): Навч. посібник. – Донецьк: ДонДУУ, 2004
  2. Уманців Ю. М. Офшорне підприємство у сучасній економіці. –  К:Атака, 2004
  3. Журнал Економіст №1 січень 2008
  4. Журнал Баланс №1 январь 2006
  5. Газета "Рынки & Бизнес" №6 2008

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.