Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Субботина М.Б., Субботина Е.Б.

управление налоговыми рисками предприятия в системе антикризисного управления

НОУ ВПО «Московский Гуманитарно – Экономический Институт»,

ФГБОУ ВПО «Государственный Университет –Учебно – Научно – Производственный Комплекс»

 

This work about tax risks in activity of the modern organization. In work the concept of management by tax risk and management methods it also is reflected.

Keywords: risk; tax risk; management of risk; management of tax risks; management methods tax risks

Эта работа о налоговых рисках в деятельности современной организации. В работе также отражено понятие управления налоговым риском и методы управления им.

Ключевые слова: риск; налоговый риск; управление риском; управление налоговыми рисками; методы управления налоговыми рисками

В деятельности любого предприятия существует множество рисков. Их своевременное прогнозирование позволяет во многом избежать негативных последствий. Налоговые риски не являются исключением. А с учетом известных тенденций последних лет вновь начинают быть наиболее существенными.

Для выработки теоретических основ управления и оценки налоговых рисков в системе антикризисного управления предприятием необходимо сопоставить точное представление о налоговом риске как экономической категории, рассмотреть экономическую и правовую природу налоговых рисков, их место и значение в системе управления налоговыми отношениями, выяснить причины возникновения налоговых рисков и возможные пути их снижения.

Итак, налоговый риск с точки зрения налогоплательщика (предпринимателя) – вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени.

Налоговый риск же с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов – это вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве. [1]

Помимо трактовки налогового риска – современная практика определяет некие критерии налоговых рисков.

Налоговой службой определены следующие критерии налоговых рисков для самостоятельной оценки налогоплательщиками своей финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления возможных ошибок и неточностей в исчислении налогов и сборов:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Каждый из приведенных критериев имеет под собой как практическую, так и теоретическую базу. Обоснован как судебными решениями, так и деловым оборотом организаций. [2]

Поиск решений проблем налогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.

Само по себе управление рисками может быть определено как: «совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий». [3]

Кроме того, управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этом случае состоит в том, чтобы найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное сочетание риска и дохода для данного действия или деятельности, исходя из того, что чем прибыльнее деятельность, тем выше степень риска при ее осуществлении.

Современные методы управления налоговыми рисками и обязательствами в российских компаниях существенно отличаются в зависимости от размера компании, степени ее публичности и уровня развития принципов корпоративного управления:

1) так для небольших компаний управление налоговыми рисками заключается в оспаривании решений налоговых органов по результатам проверки, а также в отдельных случаях – в отслеживании разъяснений налоговых органов и Министерства финансов РФ по налоговым вопросам.

Этот метод часто позволяет уменьшить вероятность споров с налоговой инспекцией, поскольку базируется на принципах максимального консерватизма и следования разъяснениям налоговых органов. Однако минусом в данном случае, как правило, выступает переплата налогов и низкая эффективность налогообложения в целом, поскольку принцип консерватизма мешает использовать существующие законные способы налогового планирования, а трудоемкость внедрения и администрирования отдельных идей служит причиной отказа от них в пользу удобства учета. Помимо этого, поскольку принципы оценки рисков и принятия решений по налогам не формализованы и целиком зависят от уровня квалификации конкретного сотрудника, подобный подход часто приводит к поздней реакции и материализации на практике (т.е. появлении в акте налоговой проверки) наиболее сложных налоговых рисков или рисков, по которым отсутствуют официальные разъяснения налоговых органов и правоприменительная практика. [4]

2) для крупных компаний методика иная – осуществляется управление как предъявленными налоговыми рисками через оспаривание претензий, так и еще не выявленными налоговой проверкой/предъявленными через отслеживание практики. Также осуществляется подача исправительных деклараций, получение разъяснений консультантов и налоговых органов/Министерства финансов РФ по отдельным вопросам. [4]

Методики, как мы видим, различны – но имеют одну цель – минимизацию налогового риска.

Эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами сегодня может стать одним из существенных источников повышения эффективности бизнеса и дополнительной ликвидности, которые так необходимы сегодня российским компаниям в условиях кризиса.

Теоретики и практики выделяют два основных направления работы налоговых функций, которые могут принести ощутимую практическую пользу бизнесу:

1) Идентификация и снижение существующих налоговых рисков;

2) Устранение налоговой неэффективности.

Как построить такую систему? Ведь такая система должна позволять осуществлять «активное» управление налоговыми рисками (т.е. своевременно выявлять и устранять риски до появления их в актах налоговой проверки), а также выявлять и устранять источники налоговой эффективности.

Для этого предлагается заложить в основу этой системы следующее принципы:

1) Разработка единых критериев оценки налоговых рисков;

2) Детальная проработка методологии расчета основных налогов;

3) Четкое определение сферы ответственности налогового отдела и его места в организационной структуре компании;

4) Последовательное применение единых принципов выявления и оценки рисков с использованием инструментов внутреннего контроля;

5) Регулярная отчетность по налоговым вопросам перед высшим руководством компании. [4]

Помимо системы управления налоговыми рисками эксперты рекомендуют следующие меры, способствующие снижению налогового риска:

1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии:

организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;

повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;

регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;

разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;

управление выполнением налоговых обязательств;

учет налогового риска при инвестировании;

создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве меры самострахования;

применение способа переплаты;

мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая работа с налоговыми органами:

обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;

снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;

проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа с контрагентами:

экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;

раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности. [5]

Все мероприятия требуют тщательно продуманной подготовки и реализации.

А можно ли вообще избежать налоговых рисков? И как это сделать? Безусловно, свести на нет налоговые риски полностью не удастся, хотя стремиться к этому нужно. Как представляется, работа по созданию условий для реализации программы снижения налоговых рисков включает постановку и решение следующих задач:

устранение или максимальная минимизация противоречий в налоговом законодательстве;

компетентная экспертиза изменений, вносимых в российское законодательство о налогах и сборах;

возможно полная оценка влияния предполагаемых изменений в налоговое законодательство на деятельность хозяйствующих субъектов, на налоговое бремя и физических, и юридических лиц;

возможно полная оценка потерь для бюджетной системы в результате предполагаемых изменений налогового законодательства;

постоянный мониторинг законодательства о налогах и сборах с целью выявления в нем противоречий.

В современных условиях активное управление налоговыми рисками становится особенно актуальным, поскольку позволяет сократить объем налоговых доначислений по результатам проверок, которые могут стать особенно болезненными для компаний, испытывающих проблемы с текущей ликвидностью. По мере усиления международной интеграции российских компаний и их выхода на международные рынки капитала мы ожидаем дальнейшую трансформацию налоговых функций российских компаний. Скорее всего, приоритетными задачами для крупнейших российских компаний в ближайшие годы станут системное управление налоговыми рисками и повышение эффективности налогообложения. Однако те преимущества, которые дает бизнесу эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами, делают эту задачу одной из наиболее приоритетных для российских компаний в условиях кризиса.

 

Литература:

1. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. Пепеляева С.Г. – М.: «Статут», 2007.

2. http://organictheory.ru/taxplaning/taxrisk/

3. Браун В. Риски под управлением. – М.; ЭкстраН, 2004, 58 с.

4. Родионов И. Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса// Финансовый директор, №5, 2009.

5. http://www.elitarium.ru/2010/11/10/upravlenie_nalogovymi_riskami.html

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.