Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК:658.5.011 (574)

Аубакирова Г.М.

АДАПТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К ВЫЗОВАМ СОВРЕМЕННОСТИ

Карагандинский государственный технический университет

Введение

Экономика Республики Казахстан (далее РК) признается международными межправительственными организациями как наиболее динамично развивающаяся на постсоветском пространстве [1]. Процесс эффективного реформирования экономики РК, неотъемлемым элементом которого являются институциональные преобразования с учетом тенденций в геоэкономическом развитии мира, предполагает адаптацию предприятий реального сектора для обеспечения устойчивого функционирования промышленности с учетом факторов, обеспечивающих воспроизводственную целостность. В условиях углубления рыночных отношений адаптация предприятий может быть обеспечена на пути их инновационного развития. При этом способность предприятий быстро адаптироваться к внутренним и внешним изменениям является одним их главных факторов, влияющих на социально- экономическое развитие государства.

 

Радикальные изменения в среде бизнеса требуют новых взглядов на предприятие. Современному предприятию необходимы методы адаптивного управления, которые позволяют увязать стратегические цели с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и персоналом. В общем виде адаптивное управление предприятием подразумевает необходимость адекватной оценки приближения к долгосрочным целям. Сегодня конкурентные преимущества предприятия во многом определяются его способностью мобилизовать и использовать свои материальные, нематериальные и финансовые активы, обеспечить синергетический эффект от реализации выбранных бизнес направлений.

Перемены в экономике РК сделали предприятие не только объектом управления, но и субъектом, формирующим законы управления по собственным критериям. Трудности формализации процессов предприятия обосновывают целесообразность применения механизма адаптивного управления, предполагающего изменение структуры и параметров модели описания этих процессов, в соответствии с изменением их характеристик.

Современные условия функционирования рыночной системы таковы, что адаптация предприятий зависит, прежде всего, от эффективного использования их внутреннего потенциала, который является реальной основой создания высокоэффективного производства. Медленная адаптация объясняется во многом трансформационными процессами и ростом дифференциации экономического положения экспортоориентированных добывающих производств и предприятий обрабатывающего сектора, обеспечивающих внутренний спрос. Для преодоления диспропорций в реальном секторе необходимы различные элементы адаптивного механизма регулирования.

Адаптационные процессы, характерные для предприятий, отражают как объективные состояния/тенденции условий их работы в виде оценок, ожиданий и проектов так и субъективные (внутренние) и поведенческие эффекты взаимодействия названных элементов. К факторам, раскрывающим механизм адаптации, отнесены: особенности ориентации в социально-экономическом пространстве; достижение активности/пассивности органов управления, креативность решений, принятие «новых» ценностей, умение делать выбор, многовариантность развития [1,2].

Как показали исследования автора, промышленные предприятия в течение всего постсоветского периода боролись за то, чтобы не прекращать выпуск продукции, сохранить производственно-технологический аппарат и трудовые ресурсы, наладить материальные и финансовые потоки, необходимые для связи с партнерами. Предприятиям пришлось выработать множество способов приспособления к новой экономической жизни, утвердившейся с развертыванием радикальных реформ. В целом они сумели адаптироваться к новым реальностям, хотя и не смогли избежать серьезных потерь [2].

В качестве объектов исследования представлены градообразующие предприятия - ТОО «Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко», объединенный машиностроительный завод УД АО «АрселорМиттал Темиртау», литейно-машиностроительный завод корпорации «Казахмыс», завод металлоконструкций ОАО «Имсталькон», ЗАО Степногорский подшипниковый завод холдинга «Европейская подшипниковая корпорация».

Проведенное исследование состояния и развития предприятий с 1991 по 2010гг. направлено на решение нескольких задач: выявление особенностей их адаптации к рынку, анализ адаптивного потенциала с акцентом на маркетинговую ориентацию, оценку потенциала безинвестиционного роста.

Для анализа адаптации предприятий рассмотрен такой актуальный для перехода от плановой экономики к рыночной вопрос, как механизм формирования планов выпуска продукции помощью адаптивных экстраполяционных моделей [3,4]. В условиях переходных экономик подобные исследования позволяют ответить на вопрос: произошло ли изменение принципов поведения производителей, адаптировались ли предприятия к новой среде.

Установлено, что обстоятельства толкали предприятия к вынужденным приспособительным или адаптационным мерам. В частности, они покрывали убытки неплатежами, амортизацией, иногда государственными целевыми средствами. В прибыльные годы предприятия вкладывали средства в собственное оборудование, однако оптимистические рыночные ожидания не оправдывались, поскольку рынок наполнялся импортной продукцией, загрузка мощностей уменьшалась, и предприятия несли убытки.

Расчеты показали, что до 1999г. предприятия позволяли пренебрегать возможными изменениями платежеспособного спроса при разработке ценовой политики. Причины неполного удовлетворения спроса были самыми разными (недостатки планирования производства, нехватка сырья, недостаток запасов готовой продукции и пр.), но результат один - спрос превышал производственные возможности, и у производителя появились основания для увеличения цен.

Основные выводы о характере поведения предприятий:

- очевидна определенная эволюция, носящая рыночный характер, в формировании производственных планов предприятий. В середине девяностых годов происходит постепенный отказ от планирования выпуска только по принципу «от достигнутого уровня»: классическая однофакторная экстраполяционная модель перестает работать;

- бартер оказывал влияние на производственные планы предприятий до 1999г., т.е. до тех пор, пока не начался рост промышленности за счет платежеспособного спроса. Из всех видов спроса только продажи за наличные оказывали значимое влияние на планы выпуска промышленной продукции. Этот фактор влиял и на пересмотр производственных планов. Причем, точность планов выпуска относительно продаж оказалась важнее для предприятий, чем простая точность собственных планов. Отклонения выпуска от неденежных видов спроса также оказались менее важны, чем отклонения от платежеспособного спроса, но значительно влияли на пересмотр производственных планов в периоды проблем с продажами;

- самое значимое экстраполяционное влияние продажи за наличные имели во времена высокой бартеризации, когда любое изменение этого показателя сразу же учитывалось в планах выпуска. По мере нормализации экономического роста, связанного с увеличением и стабильностью доли продаж за наличные, предприятия позволяли большую свободу в обращении с платежеспособным спросом;

- адаптивные модели формирования производственных планов показали, что предприятия были готовы корректно учитывать отклонения фактических изменений от предыдущих прогнозов, скорее всего, в том случае, если этот факт имеет желаемую для предприятий динамику. Поэтому только неденежные виды спроса в период их снижения оказались работоспособными факторами в моделях такого типа. Основным фактором здесь стал платежеспособный спрос и предприятия учитывали должным образом отклонения своего выпуска от продаж;

- модели подтвердили вывод о формировании рыночных принципов ценовой политики. Влияние неденежных видов спроса никогда не было для предприятий значимым. С 1999г. механизм пересмотра ценовой политики в промышленности находился под влиянием точностей прогнозов продаж за деньги и - в меньшей степени - бартера. Точность выпуска относительно продаж за деньги также является единственным фактором среди аналогичных точностей, которая значимо сказывалась на ценовой политике предприятий. Ужесточение макроэкономических условий может вынудить производителей прибегнуть к «защитным» мерам, например, когда промышленность столкнется со сбытовыми проблемами. Тогда в арсенал «плановых факторов» опять будут включены зачеты;

- результаты исследований поведения предприятий позволяют говорить об определенной прорыночной эволюции в принципах формирования производственных планов. С 1996-1997гг. только продажи за наличные оказывали значимое влияние на планы выпуска промышленности и на пересмотр производственных планов. Точность планов выпуска относительно продаж за наличные оказалась важнее для предприятий, чем простая точность собственных планов производства. Вместе с тем самое сильное экстраполяционное влияние продажи имели во времена высокой бартеризации, когда любое изменение этого показателя сразу же учитывалось в планах выпуска.

Таким образом, к концу 90-х годов сложился вполне рыночный механизм формирования производственных планов, произошло становление предприятий как рыночных производителей товаров и услуг [2].

Наиболее актуальной для предприятий РК с точки зрения их адаптации является достижение устойчивого развития реального сектора экономики, что будет способствовать росту их конкурентоспособности. Адаптация предприятий РК может быть обеспечена лишь на базе ускоренного развертывания конкурентоспособных производств, что напрямую зависит от темпов технологического перевооружения обрабатывающей отрасли. Поэтому предстоит не только расширить масштабы инвестирования, но и придать ему инновационный характер, что потребует комбинации таких условий как общий благоприятный инвестиционный климат, наличие источников масштабных капиталовложений, отлаженность механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капитала.

В ближайшие годы скорость адаптации к новым условиям во многом будет зависеть от функционирования инновационно-инвестиционного механизма, который призван обеспечить индустриальный прорыв и предполагает рост капиталовложений в сектора, способные обеспечить конкурентоспособность экономики, и их инвестиционную поддержку, инновационное наполнение инвестиций, ускоренную модернизацию и развитие машиностроение, обеспечивающего отечественное производство инновационно-инвестиционной продукцией [5].

Суть современных проблем в экономике РК можно кратко представить как отсутствие действенного механизма конкуренции, опережающий рост издержек, коррупция в механизме государственного управления экономикой, неблагоприятный инвестиционный климат. К этим негативным факторам, являющимся препятствиями на пути модернизационных преобразований, можно с полным основанием добавить неэффективное государственное регулирование экономики.

Возможно уже сейчас назрела необходимость национализации жилищно-коммунального хозяйства, восстановления единого топливно - энергетического комплекса, принятия ряда институциональных мер для формирования экономики современного типа

Анализ основных финансово-экономических показателей работы предприятий и оценка их адаптивного потенциала свидетельствует о том, что одной из причин медленной адаптации было сжатие спроса и неумение маневрировать запасами, т.е. главный источник трудностей предприятий находился внутри них, а не вовне.

Расчеты на базе статистических данных предприятий позволили получить ряд количественных характеристик адаптивного потенциала под влиянием общеэкономических факторов [6,7]. Регрессионный и факторный анализ показали, что материальные затраты на производство оказались наиболее сильно влияющим фактором, практически подавляющим другие воздействия.

Оценки воздействия на производство факторов, выбранных для анализа по критериям сопоставимости статистических показателей и масштабу коэффициентов значимости полученных регрессионных статистик, а также анализ приоритетности факторов и степени зависимости производственной деятельности от них позволили сделать выводы:

- даже относительно высокий темп роста инвестиций в основной капитал предприятий не привел к радикальному улучшению его использования. В частности, сохраняется тенденция старения производственного аппарата. Увеличение капитальных вложений не компенсирует в полной мере естественного выбытия производственных мощностей, в результате чего граница производственных возможностей предприятий, определяемая наличными мощностями (старыми и новыми), будет продолжать снижаться. Для преодоления мощностных ограничений необходимо существенное увеличение темпов прироста производственных капитальных вложений;

- параметры по степени значимости их влияния на производство имеют последовательность: степень встроенности в крупные хозяйственные структуры; уровень обеспеченности заказами и загрузки мощностей; экспорт в дальнее зарубежье; вывод устаревшего оборудования; применение новых форм учета и планирования;

- имеет место производство отрицательной добавленной стоимости, что связано с накопленными долгами по уплате налогов, давлением избыточных простаивающих мощностей, демпинговым ценообразованием. Актуальными остаются задачи модернизации производственных мощностей и адаптации имеющихся активов к запросам рынка. Предприятия продолжают использовать капитал в основном вследствие нецелевого использования амортизации и низкого объема инвестиций, поэтому активизация структурной перестройки и модернизации, наращивание инвестиций в обновление продукции и производственного аппарата остаются жизненной необходимостью;

- отличительной особенностью кадровой политики стал постепенный отход от адаптации кадровых проблем к шокам рыночных преобразований и начало формирования кадровых стратегий по отдельным направлениям. Причиной тому послужили позитивные качественные трансформации в промышленности, свидетельством чему стал возрастающий спрос на квалифицированный труд, что способствовало увеличению численности персонала и изменению роли заработной платы, постепенно превратившейся в механизм регулирования занятости и привлечения квалифицированных кадров;

- в целом, потенциал предприятий, обесцениваемый инфляцией и подчиненный конъюнктурным краткосрочным интересам, возрастал очень медленно; внутренние воспроизводственные факторы, стимулы экономического развития и укрепления адаптивного потенциала еще не приведены в действие полностью [5].

Объекты исследования больше ориентированы на краткосрочное планирование, хотя достижение устойчивости финансово-экономического положения, укрепление положения на рынке должно привести к смещению акцента на среднесрочное планирование. Структура и система хозяйствования постепенно адаптируются к требованиям рыночной системы: необходимость работать на платежеспособный спрос, свободно выбирать поставщиков и потребителей и т.д.

Даже абсолютное сокращение производственных мощностей нельзя априори расценивать как однозначно отрицательное явление. Особенность работы предприятий в последние годы – ускорение вывода хронически низкозагруженных, бесперспективных мощностей, списание оборудования, задействование которых в принципе не способно обеспечить выпуск востребуемой рынком продукции. Проблема в том, что и в таких случаях, не происходит адекватной замены выбывающих мощностей. В целом, при современном уровне износа можно было ожидать значительно больших масштабов и интенсивности ликвидации мощностей.

Застойность воспроизводственного процесса в постсоветский период привела к тому, что значительная часть функционирующего сегодня промышленного капитала создавалась в рамках предыдущей (нерыночной в своей основе) социально- экономической системы, при этом резко физически и морально устарела.

Таким образом, наиболее существенным препятствием адаптации предприятий к рынку оказалась системная институциональная проблема, которую обобщенно можно обозначить как нарушение целостности предприятий, т.е. взаимосогласованности и внутренней сбалансированности процессов производства и реализации продукции, воспроизводства используемых ресурсов, а также инновационных процессов в этих сферах. Альтернативой целостности является фрагментарность предприятия, утрата единства и преемственности развития во времени, невозможность использовать накопленный опыт и знания. Ослабление функциональной составляющей целостности предприятий выражалось, прежде всего, в сокращении доли инновационно-инвестиционных процессов, запаса технологических и коммуникационных знаний.

В процессе адаптации предприятий к изменившейся среде выделены три стадии: социального шока, мобилизации адаптивных резервов (ресурсов) и ответа на вызов среды [2]. Предприятия неравномерно проходили эти стадии: некоторые «вырывались вперед», другие осваивали новые модели поведения медленнее, третьи «застряли» на стадии переживания шока. Мобилизация предполагает «ревизию» предприятием ресурсов, которые могут быть задействованы в ходе адаптации. Дуализм ситуации заключается в том, что предприятие определяет требования среды и одновременно оценивает, соответствует ли этим требованиям его адаптивный потенциал.

Но какой бы уровень не рассматривался, на каждом из них для разрешения проблемы неопределенности возникала необходимость разработки и принятия конкретного управленческого решения. Главными же источниками неопределенности в деятельности предприятий оказались:

- нечеткость и постоянная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих их функционирование;

- ограниченность управленческого сознания в плане разработки и принятия своевременных решений.

На основе выработанных решений формировались различные механизмы адаптации предприятий.

Анализ показал, что в период 1999-2005 гг. не происходило существенного улучшения качественных характеристик мощностного потенциала объектов исследования. Соответствующую современным технико-экономическим требованиям продукцию предприятия производили в основном на «новых» мощностях, поэтому даже при наличии высокого спроса «дозагрузить» эти мощности фактически невозможно.

Высокий уровень износа, технологическая разбалансированность, применяемые ресурсозатратные технологии – вот то, что препятствует росту производства на «старых мощностях». Использование производственных мощностей, сопряженное с применением устаревших технологий влечет за собой удорожание продукции и снижение её качества. В целом, современная структура мощностного потенциала предприятий накладывает ограничения на дальнейшее увеличение загрузки производственных мощностей даже при наличии положительной динамики роста. Возможности дозагрузки «старых мощностей» крайне ограничены, а вводимых мощностей с высоким уровнем использования пока явно недостаточно для обеспечения роста продукции. Проектируемая динамика развития предприятий при ограниченных инвестиционных возможностях их производственного аппарата потребует увеличения загрузки мощностей. А это повлечет за собой необходимость высокой загрузки ныне задействованных устаревших мощностей посредством мобилизации резервов их дозагрузки, ибо мощности по выпуску новой продукции уже сегодня используются на пределе возможностей.

В целом, сохранение сложившейся качественной структуры мощностного потенциала объектов исследования, будет способствовать превращению локальных очаговых дефицитов мощностей во всеобще устойчивый дефицит. Это создаст серьёзные препятствия на пути наращивания выпуска продукции или вообще его заблокирует. В данном случае нормализация воспроизводства и ускорение обновления основного капитала предприятий на современном технико-экономическом уровне становится ключевой задачей адаптивного управления ими. Но для этого необходимо не только восстановить запас капитала, но и провести его модернизацию.

Проведенный анализ деятельности промышленных предприятий РК, целью которого явилась оценка влияния неопределенности внешней и внутренней среды на процесс принятия решений, а также на формирование механизмов адаптации предприятий к работе в новых условиях показал, что предприятия связывали неопределенность с недостатком, противоречивостью и нечеткостью информации. Среди факторов макросреды, в наибольшей степени влияющих на неопределенность экономических процессов, первое место было отдано административно-правовым, второе – политическим, третье – региональной политике.

Факторы внутрирегиональной среды влияли на неопределенность экономических процессов, следующим образом: в наибольшей степени – внутренняя политика региональных властей, затем – административные и правовые. Неопределенность в регионе в большей степени зависела, от неопределенности на отраслевом уровне.

Способы выживания, выбранные предприятиями, оказались не только многочисленны, но и разнохарактерны. Наряду с известными механизмами экономической адаптации были задействованы специфические алгоритмы, не всегда соответствующие традиционным теоретическим представлениям о работе предприятий в нестабильной внешней среде.

Механизмы адаптации можно разделить на две группы: конструктивные и неконструктивные. Конструктивная адаптация способна сгладить проявление неопределенности, которая считается существенной характеристикой предприятий. Она включает: выявление и использование собственных ресурсов, сознание трудной ситуации как источника совокупности новых или дополнительных шансов; множественное видение сфер приложения потенциальных возможностей, предметность оценок мобилизационных ресурсов, намерений, планов. Предприятие располагает потенциалом, но умение сфокусироваться на решении конкретной проблемы и ситуации является механизмом, переводящим опыт в эффективное поведение; накопление опыта поведения на свободном рынке с последующей выработкой эффективной стратегии. Ко второй группе относятся: хаотический поиск, защитное поведение, поиск в условиях ограниченной информационной базы. Для предприятий была характерна «смешанная» адаптация, когда различные механизмы дополняли друг друга.

Исследованиями установлено, что характер и масштаб возникших проблем требовали более существенных действий по сравнению с традиционным набором микроуровневых рыночных рецептов. Поэтому основой жизни предприятий в новых экономических условиях стали другие - «нетрадиционные» - методы и механизмы адаптации (например, неплатежи, уход от налогов, занижение реального оборота, монопольная деятельность).

Взаимные неплатежи стали типичной реакцией предприятий на чрезмерное ужесточение правительственной денежной политики. Уход от налогов оказывался иногда естественным ответом на усиленное фискальное давление со стороны органов власти. Существующий уровень налогообложения не всегда соответствовал задачам экономического развития и реструктурирования предприятий. Монополизация, равно как и увеличение правонарушений, суть следствия чрезмерного ослабления макроэкономической роли государства. Хотя эти действия позволяли некоторым крупным предприятиям регулировать экономические процессы, такую подмену субъектов макрорегулирующих функций нельзя считать удовлетворительной. В этом случае усиливались ценовые и материальные диспропорции, еще более искажались критерии эффективности [3,5]. Поэтому адаптация промышленных предприятий к экономическим сложностям происходила, по сути, за счет других секторов экономики, а не на основе улучшения показателей их деятельности.

Значимость перечисленных способов адаптации различна: одни применялись многими предприятиями и часто, другие - в единичных случаях, и их влияние на общую экономическую ситуацию было незначительно. Так, решение внутренних проблем посредством неплатежей практиковали подавляющие большинство предприятий, а участие в спекулятивных операциях применяли немногие (те, кто имел доступ к высоколиквидным ресурсам) и только в относительно короткие периоды благоприятной конъюнктуры.

На выборе «нетрадиционных» методов адаптации сказались отраслевые и региональные особенности, форма собственности и размер предприятия. Так, небольшие частные предприятия чаще, чем крупные оказались склонны к теневым операциям, в то время как гиганты имели больше возможностей для лоббирования своих интересов в органах власти.

Невысокие темпы адаптации были связаны, прежде всего, с недостаточностью внутреннего спроса, т.е. главное препятствие адаптации - значительная дифференциация предприятий реального сектора по уровню рентабельности и обеспеченности собственными оборотными средствами. Это усугублялось ценовой недоступностью банковских кредитов и отсутствию реальных возможностей долгосрочного заимствования.

Трудности адаптации промышленных предприятий были обусловлены ключевой проблемой - промышленное производство перестало быть массовым, серийным и ритмичным, потеряло эффект масштаба. Причина такого положения - качество продукции, производительность, конкурентоспособность, а первопричина - базисные экономические условия, в которые поставлены промышленные предприятия.

Механизмы адаптации зависели от изменений внутренней организации и управления предприятием, что влияло на адекватное восприятие рыночных сигналов и адаптации к требованиям потребителей, как элемент рыночной политики. Реализация приоритетов долгосрочного развития, которые задают контуры рыночной политики, невозможна без внутренней перестройки самого предприятия - появления новых функций и видов деятельности, повышения его коммуникационной активности, создания условий для управления интегрированными процессами, комплексного использования маркетингового инструментария.

Активизация рыночной политики предприятия способствовала установлению устойчивых взаимоотношений между субъектами рынка, появлению новых институтов, в которых зарождались формы саморегулирования.

Отметим основные изменения в системе управления предприятиями. По мере формирования рыночной среды в их деятельности наметился сдвиг интересов среди менеджеров и собственников: помимо решения задач «выживания» они все активнее участвовали в реализации средне и долгосрочных приоритетов. Постепенно для предприятий прояснилось их положение на рынках товарной продукции; начали просматриваться перспективы сбытовой политики; более определенным стал взгляд акционеров и менеджеров на развитие бизнеса, к тому же расширились ресурсные возможности по проведению реформирования. Предприятия активизировали действия по освоению новых рынков и увеличили расходы на маркетинг. Именно эти направления реформирования – освоение новой продукции, выход на новые рынки сбыта, внедрение новых технологий – свидетельствовали об адаптации и наличии мотиваций к средне и долгосрочной перспективе развития. В качестве стратегии выступало целенаправленное формирование сети товародвижения; развитие партнерских отношений с поставщиками, направленных на упрочение связей с конечными потребителями на рынке.

Главная проблема казахстанской промышленности состоит не в перестройке собственно самих предприятий, и не в отсутствии спроса, а в отсутствии современного, развитого посреднического сектора, умеющего транслировать ей фактический и потенциальный спрос. Формирование крупных, конкурирующих стратегических посредников - одна из центральных задач инновационно-индустриальной политики РК. При появлении механизмов или институтов такого транслирования предприятия легко смогут задействовать свои незагруженные мощности. Сегодня возможны два пути: или посреднический сектор вырастет до требований крупной промышленности, или промышленность снизится до уровня, адекватного слабому посредническому сектору. Сейчас эти процессы идут навстречу друг другу и от того, в какой точке они сойдутся, зависит будущее промышленных предприятий.

Для реализации экономического потенциала, которым располагает РК, требуются крупные капитальные вложения. На протяжении 90-х годов рынок капитала был недостаточно развит. В силу ограниченных возможностей внутренних государственных накоплений, недостатка финансового капитала в промышленности, углубление кризисных процессов указанного периода экономического развития страны (обусловленных как объективными, так и субъективными причинами), норма накопления на протяжении этого периода заметно снизилась. Это обусловлено двумя основными факторами, во-первых, период трансформации экономической системы характеризуется резким сокращением использования внутренних инвестиционных ресурсов, что не позволяло предприятиям заниматься инвестиционной деятельностью, направленной на развитие отечественной экономики. Во-вторых, инвестиционная активность и, соответственно экономический рост во многих странах поддерживается и усиливается участием иностранного капитала. В РК это направление приобрело приоритетный характер.

Таким образом, уже сегодня возможна постановка задачи создания нового государственного сектора. В него будут входить предприятия, пусть не приносящие высоких доходов, но создающие условия для получения высокой прибыли в сопряженных сферах и технологических цепочках, а также способные стать прибыльными в перспективе.

Наиболее актуальной для промышленных предприятий с точки зрения их адаптации является достижение устойчивого развития реального сектора экономики, что будет способствовать росту конкурентоспособности продукции. Здесь не обойтись без институциональных инноваций в целях стимулирования процессов взаимодействия субъектов, осуществляющих инновационно-инвестиционную деятельность. Государственное регулирование необходимо на уровне процессов, а не только объектов и субъектов. Системный подход связан с формированием институционально - правового и социально - финансового регулирования интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц в сфере науки и научного обслуживания [5].

Речь идет о реализации способностей хозяйственной системы к качественным изменениям на основе превращения знаний в инновационные блага в рамках инновационно-инвестиционной системы, которая относительно реального сектора экономики выступает элементом инфраструктуры, так как насыщает его инновационно-инвестиционными ресурсами. Система обладает такими структурными качествами, как сложность и иерархичность, и функциональными - устойчивостью и информационностью. Кроме того, системе присуще адаптивность, способность к обновлению и динамичность [6].

К основным направлениям создания эффективных институтов, способствующих новому качеству экономического роста, на взгляд автора, могут быть отнесены:

- формирование рынка инновационных благ и инновационных посредников;

- переориентация экономических интересов субъектов бизнеса на инновационное предпринимательство в реальном секторе;

- государственное регулирование инновационного развития предприятия.

Скорость адаптации предприятий зависит от фактора неопределенности специализации производства в обрабатывающей промышленности, уровень и масштабы которой предопределяются исследованиями и прогнозом как внутреннего, так и внешнего рынка. Практические результаты в этой области важны для повышения уровня конкуренции, реализации индустриально - инновационной политики, начального этапа кластерной инициативы, принципиальному изменению содержания государственной промышленной политики. В РК кластеры могут зарождаться, прежде всего, в экспортоориентированных отраслях, поскольку вертикально и горизонтально интегрированные компании, образующие потенциальный стержень кластера, обладают большой ресурсо- и трудоемкостью и могут привлекать к кооперации средние и малые предприятия, действующие в определенной географической близости. Одним из главных направлений экономических реформ и ускорения адаптации предприятий к рыночным отношениям в изучаемом периоде стала реализация инвестиционной политики, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста.

Одним из экономически эффективных способов решения задачи ускорения адаптации является вертикальная интеграция, т.е. объединение добывающей и обрабатывающей промышленности на уровне собственности, труда и основного капитала. К элементам адаптивного механизма, обеспечивающего решение данной задачи, можно отнести: формирование интегрированных корпоративных структур и развитие экспортоориентированных производств; меры налоговой и денежно-кредитной политики, в частности целевое субсидирование. Такие меры направлены на достижение промышленного, высокотехнологического и конкурентоспособного роста, поскольку появятся субъекты интегрированного и устойчивого внутреннего спроса на новый промышленный капитал и высокопроизводительные рабочие места.

Адаптация предприятий может быть обеспечена лишь на базе ускоренного развертывания конкурентоспособных производств, что напрямую зависит от темпов технологического перевооружения обрабатывающей отрасли. Поэтому предстоит не только расширить масштабы инвестирования, но и придать ему инновационный характер, что потребует комбинации таких условий как общий благоприятный инвестиционный климат, наличие источников масштабных капиталовложений, инвестиционная привлекательность предприятий, отлаженность механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капитала [3,6].

В ближайшей перспективе привлечению заемных ресурсов в обрабатывающий сектор будут препятствовать сохраняющаяся низкая (по сравнению с топливно-сырьевыми отраслями) инвестиционная привлекательность предприятий, высокие риски вложения средств в их модернизацию. Решение этих задач невозможно без расширения государственной поддержки предприятий с использованием различных бюджетно-финансовых инструментов предусматривающих развитие высокотехнологичных и наукоемких конкурентоспособных производств. Усиление роли государства в регулировании инвестиционных процессов по этим линиям – направления радикального обновления производственного потенциала предприятий как непременного условия их адаптации к нечеткой среде [7].

Многими авторитетными международными институтами, в том числе Международным Валютным Фондом, отмечаются позитивные шаги правительства РК в направлении улучшении инвестиционного климата и системы государственного управления экономикой, что свидетельствует об адаптации промышленности к рыночной экономике. Приоритетными считаются реализация инициативы прозрачности в добывающих секторах экономики, корректировка антимонопольной и антикоррупционной базы.

Проблема адаптации предприятий к вызовам современности является ключевой для транзитных экономик. Создание макроэкономических и политических условий, обеспечивающих свободное развитие рыночных сил, оказывается успешным и приводит к росту конкурентоспособности экономики лишь в случае, когда изменяются и становятся конкурентоспособными сами предприятия. Если же предприятия в функциональном или институциональном смысле не гармонизированы социально-экономической институциональной средой, то проведенные преобразования неизбежно окажутся либо неустойчивыми, либо неэффективными.

Реформирование институтов функционирования предприятий РК невозможно в рамках отдельно взятых субъектов. Для этого требуется общегосударственная программа, сопряженная с другими видами государственной политики - внешнеэкономической, научно-технической, социальной и другими. По сути, нужен институт микроэкономического реформирования. Для РК как развивающейся рыночной системы, активно интегрирующейся в мировое сообщество, важен целенаправленный экономический курс в соответствии с общими принципами устойчивого развития. Экономические результаты, отражающие адаптацию предприятий к работе в новых условиях, во многом зависят от их адаптивного потенциала: научно-технического, производственно-ресурсного, интеллектуального. Адаптация предприятия предполагает трансформацию его деятельности, повышения гибкости и приспособляемости.

Как показала практика рыночных реформ, каждой стране потребовалось существенное структурно-функциональное обновление имеющегося потенциала в русле движения национальных экономик к устойчивому экономическому росту. РК, одной из первых на постсоветском пространстве реализовавшей антикризисные, адаптационные и стабилизационные программы, необходимо согласованное развитие с общемировыми тенденциями.

 

Литература:

1. Голос Республики. №30 (206) от 02.09.2011, С.17.

2. Аубакирова Г.М. Адаптация предприятий к работе в условиях рынка Монография. - Караганда: Санат-Полиграфия. 2004, - 213 с.

3. Чиркович Ю.А. Моделирование прогнозных оценок. - М.: Финансы. ЮНИТИ. 2000, - 275 с.

4. Экономика и статистика фирм/ Под. ред. В.Горфинкеля, Е.Куприянова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2007, - 203 с.

5. Аубакирова Г.М. Стратегии, модели и механизмы развития промышленного предприятия: инновационно-ориентированный подход: Монография. - Караганда: КарГТУ. 2011,- 260 с.

6. Ятов К.С., Грунвеческая А.О. Формирование модели адаптивной реструктуризации управления на предприятии. – М.: ИНФРА-М. 1997, - 194 с.

7. Aдаптация промышленных предприятий к научно-техническим новшествам/ Под ред. докт. экон. наук В.М. Гончарова. - Киев: Техника. 1992, -316 с.