Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 330.341.42:37.072

Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В.

Методический подход к оценке показателя эффективности регионального развития

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (университет «Дубна»)

 

Предлагаемый методический подход дает возможность оценить эффективность социально-экономического развития региона на основе принципа сравнения «с проектом» и «без проекта». Это предполагает оценку взаимовлияния университета и региона.

Ключевые слова: эффективность регионального развития; методический подход; оценка эффективности; социально-экономические процессы.

В современных условиях особую актуальность приобретает экономическая самостоятельность регионов и возможность использования ими инвестиций в сфере образования для ускорения их социально-экономического развития. Такой подход подразумевает необходимость регионов самостоятельно заботиться о своем социально-экономическом развитии, рассматривая в качестве внутреннего ресурса региональную систему высшего профессионального образования, выпускники которой могут быть востребованы во всех областях экономики региона. Оценка эффективности влияния университета как объекта сферы высшего профессионального образования на социально-экономическое развитие региона становится актуальной темой для экономического исследования.

Проводимое исследование является развитием идеологии, изложенной в [3], в части методического подхода к оценке эффективности влияния университета – своеобразного «инвестиционного проекта» – на социально-экономическое развитие региона на основе принципа сравнения «с проектом» и «без проекта». Эта оценка проводится путем сравнения двух ситуаций развития региона. Первая – реальная, с учетом функционирования на территории региона университета (ситуация «с университетом»). Вторая – гипотетическая, развитие региона в отсутствие университета на территории региона (ситуация «без университета») [2]. Такой подход подразумевает анализ участников проекта и прогнозирование развития социально-экономических процессов общественной жизни региона. Более того, приходим к идее не просто развития региона с участием университета, но с учетом принципа опережающей функции образования опережения темпов развития университета над темпами развития региона [3]. Тогда можно рассматривать изменение показателей состояния региона как отклик на изменение показателей университета.

Разработанный методический подход предполагает следующий алгоритм оценки эффективности регионального развития: 1) выявить наличие влияния университета на развитие региона на основе развитого инструментария теории мультипликатора и анализа рассчитанного коэффициента взаимосвязи; 2) на основе адаптированного к сфере образования инструментария методологии оценки эффективности инвестиционных проектов, в т.ч. принципа сравнения «с проектом» и «без проекта» определить составляющие итогового показателя оценки эффективности регионального  развития – интегрального дисконтированного эффекта (∆NPV); 3) выявить потоки доходов и расходов для ситуации регионального развития «с университетом» (NPVс); 4) выявить потоки доходов и расходов, возникающих в регионе как в ситуации «с университетом», так «без университета» (равнозначные потоки); 5) выявить потоки доходов и расходов для ситуации регионального развития «без университета» (NPVбез); 6) свести выделенные потоки для ситуаций регионального развития «с университетом» и «без университета» в разностные потоки и определить формулы для их расчетов; 7) определить способ получения статистической информации по выделенным потокам для проведения дальнейших расчетов; 8) на основе имеющейся статистической информации провести расчет показателя эффективности регионального развития для ситуации «с университетом» (NPVс); 9) на основе инструментария социологического исследования разработать программу исследования субъективных мнений участников проекта; 10) оценить уровень надежности полученных при исследовании статистических данных на основе математического аппарата эконометрики и прикладной статистики; 11) на основе собранной в результате исследования информации провести расчет показателя эффективности регионального развития для ситуации «без университета» (NPVбез); 12) рассчитать и проанализировать полученный итоговый показатель региональной эффективности ∆NPV = NPVсNPVбез.

В результате апробации представленного выше методического подхода на примере взаимовлияния университета «Дубна» как хозяйствующего объекта с учетом его социально-экономической ценности и Московской области было получено отрицательное значение рассчитанного итогового показателя региональной эффективности (∆NPV). Главной причиной такого результата можно считать тот факт, что университет «Дубна» является бюджетной организацией, для которой извлечение прибыли не является приоритетной целью. Также проведенные расчеты выявили достаточно большой престиж университета среди населения региона, что дает право говорить о благотворном влиянии университета «Дубна» на социально-экономические параметры региона.

 

Литература.

1. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учеб. Пособие / П.Л.Виленский, В.Н.Лившиц, С.А.Смоляк. – М. : Дело, 2008. – 1104 с.

2. Пахомова Е.А. Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития – Москва: Изд. ООО «МЭЙЛЕР», 2010. – 725 с.

3. Пахомова Е.А. Методологические и инструментальные основы оценки влияния вуза наукограда на эффективность регионального развития – Дубна: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2010. – 341 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.