Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 338

Беглова Е.И.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Башкирский государственный университет Стерлитамакский филиал

 

В статье обосновывается необходимость создания нового механизма рыночного регулирования заработной платы. Автор предлагает ряд мер, способствующих повышению уровня жизни трудоспособного населения.

Ключевые слова: заработная плата; минимальный размер оплаты труда; прожиточный минимум.

DIRECTIONS OF THE REFORM OF PAYMENT IN THE ECONOMY OF RUSSIA

 The necessity of the creation of the new mechanism of market regulation of a salary is proved in this article. The author offers a number of measures promoting the increase of standards of living of able-bodied population.

Key words: salary, the minimum wage rate, living minimum standart

Наличие огромной массы малоквалифицированного труда (рабочих мест) и низкой заработной платы в большинстве видах экономической деятельности – основная причина массовой бедности в среде работающих в России. Именно это служит тормозом развития экономики, причиной низкого уровня производительности труда, низкой платежеспособности большинства населения и негативно влияет на формирование социальных фондов государства. Поэтому с обеспечением эффективной занятости тесно связана давно назревшая реформа оплаты труда в экономике РФ. На наш взгляд, в первую очередь, необходимо проведение следующих мероприятий:

  1.  Подъем общего уровня оплаты труда во всех секторах экономики в четыре раза, пропорционально темпам повышения производительности труда. При этом средняя зарплата по стране уже к 2014 г. должна составить не менее 30 тыс. рублей в месяц.
  2.  Сглаживание необоснованно резких различий в уровне оплаты труда работников бюджетной сферы и других секторов экономики, сокращение разрыва в обеспечении социальными гарантиями между ними: заработная плата бюджетников должна быть одновременно повышена в пять раз с ее более обоснованной дифференциацией.

В перспективе же, как нам представляется, бюджетники в нашей стране должны стать основой широкого среднего класса. Это будет способствовать как экономическому развитию, так и политической стабильности в стране.

Увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривает повышение качества занятости, ликвидацию неэффективных рабочих мест и должно сопровождаться ростом производительности труда, улучшением качества услуг и товаров.

Основой повышения заработной платы должно стать повышение качества государственных услуг и реформирование бюджетной сферы. Рост оплаты труда в бюджетном секторе, сопровождающийся необходимыми структурными изменениями в данных отраслях, приведет к росту оплаты труда в целом по экономике и будет служить стимулом для изменения структуры занятости.

Значительный рост оплаты труда в бюджетном секторе и повышение производительности труда повлечет изменения в структуре занятости. Вместе с тем возможности работников, занятых в бюджетных отраслях, перейти во внебюджетный сектор пока ограничены, что сдерживает перелив рабочей силы. В этих условиях потребуется координация усилий органов власти федерального, регионального и местного уровня, объединений работодателей для решения вопросов, связанных с оказанием содействия занятости населения, в том числе путем превентивного обучения высвобождаемых работников, развитием в регионах малого предпринимательства с целью создания условий для высвобождаемых работников организовать собственное дело.

  1.  Дополнительное стимулирование труда высококвалифицированных кадров бюджетных отраслей и, в первую очередь, работников академической науки и высшей школы.
  2.  Полная автоматическая индексация заработной платы бюджетников на величину, опережающую темп инфляции, осуществляя ее при отсутствии у государства финансовых средств за счет целевой контролируемой эмиссии денег. При этом:

а) индексации должны подлежат все зарплаты, независимо от их величины;

б) уровень инфляции следует брать в расчет относительно роста всех цен потребительского рынка, а не только предметов первой жизненной необходимости.

  1.  Непременным условием восстановления покупательной способности заработной платы является коренное изменение уровня минимальной заработной платы, которая не только определяет минимальный уровень потребления, но и определяет минимально допустимый уровень производительности труда. На наш взгляд, следует принять меры по превращению минимальной заработной платы в реально значимую величину, пересмотреть роль МРОТ как социального норматива, с уровнем которого связаны размеры социальных выплат - размеры штрафов, поощрений, пособий.

Рост минимальной заработной платы изначально может быть обеспечен преимущественно за счет перераспределения имеющегося фонда оплаты труда, и лишь затем в незначительной мере источником роста в состоянии может оказаться увеличение объемов производства. При этом подтягивание минимальной заработной платы к прожиточному минимуму не должно автоматически приводить к пропорциональному увеличению всех тарифных ставок и окладов, здесь не исключена регрессия. На последующих этапах источником повышения минимальной оплаты труда способен стать постепенный рост эффективности работы предприятий, к чему они будут подталкиваться самой необходимостью увеличения этого минимума.

Для восстановления воспроизводственной функции заработной платы целесообразно отказаться от установления единой для всей России минимальной заработной платы: МРОТ должен рассчитываться по каждому субъекту РФ и иметь различную величину с учетом особенностей последних.

  1.  С 2015 г. сделать основой всех экономических расчётов социальный стандарт потребления (минимальный потребительский бюджет) с более широким набором товаров и услуг в потребительской корзине (включающий расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, лечение, отдых, минимум развлечений, собственная квартира (по социальным нормам), воспитание в семье не менее двух детей).
  2.  Законодательно утвердить, что предприятия любой формы собственности не могут устанавливать размер заработной платы ниже социального стандарта.
  3.  Дифференциация минимальной гарантированной оплаты труда в зависимости от сочетания следующих факторов:

- уровня классификации работника;

- места его проживания, предопределяющего дифференциацию величины прожиточного минимума;

- сектора экономики - государственного или частного.

  1.  Переход на отраслевую систему оплату труда, что позволит снять отраслевые ограничения в размерах заработной платы, в том числе в бюджетной сфере.
  2.  Стимулирование вложения трудовых доходов в инвестиционные проекты, направленные на совершенствование образования, здравоохранения, жилищного сектора и т.д.
  3.  Установление фиксированной доли бюджетного сектора в ВВП и, по возможности, ее увеличение (увеличение государственных расходов на образование и здравоохранение до 12%). Для сравнения затраты консолидированного бюджета на образование и здравоохранение в России в 2001 г. составили 5,1% ВВП, в 2009 г. – 8,8% ВВП.
  4.  Легализация теневой экономики, разработка и реализация мер по легализации заработной платы, прекращению практики неформального трудового найма работников, в том числе в сфере потребительского рынка, образования и медицины. К мерам, направленным на легализацию неформальных доходов, относим:

а) программы ликвидации разрыва между минимальной заработной платой и величиной прожиточного минимума в РФ;

б) эксклюзивные программы, нацеленные на контроль доходов высшего звена менеджеров;

в) вытеснение неденежных форм оплаты труда;

г) программа снижения ставки НДФЛ;

д) введение регрессивной шкалы отчислений во внебюджетные фонды.

Итогом реформирования оплаты труда должно стать создание механизма рыночного регулирования заработной платы, формирующего ее как цену рабочей силы на рынке труда и обеспечивающего оптимальное сочетание интересов работодателей и работников.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.