Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 330.341 (571.6) : 351.712

Иголкина Л.М.

ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА  И БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

 

В статье рассматриваются перспективы  развития Дальнего Востока России на основе государственно-частного партнерства.

The article discusses the prospects of the Russian Far East on the basis of public-private partnership.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, развитие Дальнего Востока

State-private partnership, investment projects, development of the Far East

Дальний Восток России – территория, обладающая серьезным экономическим потенциалом за счет богатейших природных ресурсов и географического положения. Стратегическое значение этого региона для России многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими и политическими процессами.

В настоящее время соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, на которые приходится три четверти мирового валового внутреннего продукта, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового внутреннего продукта, и в международной торговле.

В этих условиях  Дальнему Востоку России, являющегося форпостом страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо повышенное внимание государства.

Однако высокий потенциал развития региона недостаточно используется по причине низкого уровня развития транспортной и энергетической инфраструктуры. В этой связи для реализации инвестиционных проектов и масштабного привлечения инвестиций необходимо опережающее развитие инфраструктуры.

      К   основным   проблемам,   затрудняющим   развитие   Дальнего Востока относят:

  • недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;
  • наличие     инфраструктурных     ограничений     освоения     природно-ресурсной   базы,   прежде   всего   в   энергетической   и   транспортной сферах;
  • низкая экологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат в ходе освоения природных ресурсов;
  • неразвитость или полное  отсутствие производств,  обеспечивающих комплексную   и   безотходную    переработку   сырья,    что    ведет   к нерациональному использованию сырьевой базы; 
  • дефицит     рабочей      силы,      неразвитость      системы      подготовки квалифицированных кадров.

В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона на период до 2025 г.» целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее, по сравнению со среднероссийскими темпами, социально-экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд неотложных задач, среди которых первоочередными являются: [1]

- создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциал в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;

- формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

- снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, при обязательном формировании нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;

- сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, необходимо отметить, что на Дальнем Востоке в силу особых климатических и географических условий, существующей системы расселения и размещения производительных сил рыночная логика реализации индустриальных проектов сегодня работает слабо. Ни одна компания, какой бы крупной она ни была, не может себе позволить в рамках одного проекта построить сотни километров дорог, линий электропередач, поскольку такие затраты отразятся на цене, а следовательно, и на конкурентоспособности конечной продукции и снижении эффективности проектов.

В связи с этим здесь необходимы особые формы государственно-частного партнерства, при этом государство должно выступить в роли координатора или инициатора запуска крупных инфраструктурных проектов.

Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" от 19 марта 2002 года (№ 169). С учетом проектов государственно-частного партнерства общий объем инвестиций в объекты, включенные в ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, составит более 566 миллиардов рублей. 

В регионе, согласно ФЦП, протяженность новых дорог и линий электропередач составит 8,5 тысяч километров, появятся новые электростанции, которые будут вырабатывать почти 1,5 гигаватт дополнительной электроэнергии. Программа направлена на создание инфраструктуры, при наличии которой сюда придут инвесторы.

Итак, обобщая сказанное, сделаем следующие выводы.  В Российской Федерации положено начало диалогу государства и бизнеса; крупные отечественные и иностранные компании готовы к реализации на Дальнем Востоке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло- и гидроэнергетике, угольной промышленности. Для успешного привлечения частных инвестиций в социально-значимые сферы необходимо сформировать региональную нормативно-правовую базу, способствующую разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, а также предоставлять социально ориентированным компаниям льготы и преференции по налогам;

 

Литература:

[Электронный ресурс] / ПРАЙМ-ТАСС. – 2010. – Режим доступа: http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B392262D9-DDF4-4800-BA82-C9DD8992F519%7D.uif

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.