Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Калитвинцева М.В.

Основные направления инновационной деятельности в туризме

Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный университет

 

This work is about the importance and strength of the influence of innovation on the state of tourism. The article suggested that the key definition of innovation in tourism. The basic directions of innovation in tourism. 

Keywords: innovation, tourism, innovation in tourism, the direction of innovation in tourism

Эта работа о  значимости и силе влияния инновационной деятельности на состояние туризма. В статье предложено ключевое определение инновационной деятельности в туризме. Определены основные направления инновационной деятельности в туризме.

Ключевые слова: инновационная деятельность; туризм; инновационная деятельность в туризме; направления инновационной деятельности в туризме

Динамика и масштабы происходящих изменений в сфере инновационной деятельности предопределили необходимость исследования, упорядочения и систематизации научных знаний в этой области.

Научных разработок, посвященных проблемам инновационного развития экономических систем, сегодня не мало.

Инновационное развитие экономических систем характеризуется появлением новых конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде.

Направления исследований в сфере инновационной деятельности затрагивают деятельность организаций различной отраслевой принадлежности.

В процессе изучения фундаментальных трудов отечественных и зарубежных ученых по теории управления инновационными процессами, автор пришел к выводу, что направления исследований в области инноваций в полном объеме не раскрыты в такой сфере деятельности как туризм.

В настоящее время в работах отечественных и зарубежных специалистов в области туризма, в частности В.М. Аньшина, И. Балабановой, М.Н. Забаевой, М.В. Ефремова, А.А. Трифиловой, О.В. Федорова и др рассматривались: проблемы управления конкурентоспособными туристскими организациями на основе использования инновационных методов; механизмы обеспечения и оценки инновационного развития туристских организаций; характеристики хозяйствования и развития отечественных туристских предприятий в современных экономических условиях.

Туризм, являясь одной из самых доходных отраслей национальной экономики, предопределяет интерес к себе со стороны многих ученых. В табл. 1 представлены наиболее распространенные подходы к экономическому пониманию туризма.

Таблица 1

Подходы к туризму

Авторы

Понятие туризма

Осадин Б.

индустрия, содержащая в себе различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги[7]

Дмитриев М.Н., проф., Забаева М.Н., доцент

межотраслевой комплекс национального хозяйства, удовлетворяющий потребности специфической категории потребителей (туристов) и состоящий из организаций отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы[2]

Жукова М.А.

важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления иностранной валюты и т.д[3]

Кабушкин Н.Н.

отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять[4]

Анализ трактовок понятия «туризм», позволил установить, что большинство авторов сходятся во мнении, и считают, что туризм: является отраслью экономики; состоит из организаций, удовлетворяющих потребности туристов; является источником дохода, за счет формирования, продвижения и реализации туристских продуктов и услуг. На основании сделанного анализа предлагается придерживаться мнения большинства ученых и в дальнейшем рассматривать туризм как совокупность организаций, деятельность которых существенно влияет на экономические показатели региона за счет формирования, продвижения и реализации качественных, уникальных и конкурентоспособных туристских продуктов и услуг.

Результатом туристской деятельности, является продукт, который по разным причинам устаревает. На основе того, что потребитель туристских услуг, потребляет некоторое количество продуктов или услуг, с одной стороны среди поставщиков туристских услуг появляется конкуренция. С другой стороны поставщикам приходится кооперироваться между собой, когда потребитель нуждается в дополнительных услугах. В процессе кооперации и конкуренции возникает новый туристский продукт. В этот момент традиционный туризм преобразуется в инновационный.

Идея классифицирования туристкой деятельности по степени новаторства не нова. В одном из трудов проф Дмитиевым, доц Забаевой, доц Малыгиной дается четкое разграничение классического и инновационного туризма.[2]

Деление туризма на классический и инновационный предопределяет необходимость уточнения понятийного аппарата, отражающего особенности развития той или иной модели. В контексте настоящего исследования предложим понятия инновационной деятельности в туризме, традиционно рассматриваемые исследователями разных стран в различные временные периоды: инновационная деятельность, инновационный продукт.

Исследовав авторские трактовки понятия, туристская деятельность и инновационная деятельность автором приводится определение понятия инновационная деятельность в туризме.

Инновационная деятельность в туризме – это тесно связанные между собой процессы по формированию, реализации, продвижению и послепродажному обслуживанию инновационного туристского продукта субъектами инновационной деятельности в туризме, а также по финансовому обеспечению этих процессов, приводящих к получению экономического эффекта.

В контексте данного исследования целесообразно использовать толкование процессов входящих в состав инновационной деятельности в туризме на основе определений взятых из ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (таблица 2)

Таблица 2

Трактовка процессов инновационной деятельности в туризме

Процессы

Традиционный туризм[10]

Инновационный туризм

Формирование

деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие)

процесс возникновения идеи, который представлен как результат упорядоченной деятельности туроператора по заключению и исполнению договоров с поставщиками туристских услуг, оказывающими отдельные новые или усовершенствованные услуги, входящие в инновационный турпродукт

Продвижение

комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое)

деятельность турфирм, направленная на стимулирование спроса производимого инновационного туристского продукта и на формирование положительного имиджа предприятия

Реализация

деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором

деятельность турфирм по заключению договора о реализации инновационного туристского продукта с потребителем, а также деятельность турфирм и (или) поставщиков инновационных туристских услуг по оказанию потребителю самих инновационных туристских услуг в соответствии с данным договором

Базируясь на положениях изложенных Новиковым В.С.[6], в туризме инновационная деятельность развивается по трем направлениям: внедрение нововведений (организационные инновации); маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов; периодические нововведения (продуктовые инновации)

Новиковым В.С. проведена классификация основных направлений инновационной деятельности в туризме в зависимости от технологических параметров (продуктовая инновация), внутреннего содержания (организационная и маркетинговая инновация), по принципу принадлежности направления к какому-либо виду инновации. Нами предлагается усилить данный подход для использования его в дальнейших исследованиях. Рассмотрев предложенные различными авторами виды инноваций и их классификацию, нами выбрана классификация, описанная в научных трудах А. И. Пригожина[8] и позволяющая достаточно широко описать основные направления инновационной деятельности в туризме. Автором классификация разбита на 5 групп: 1) По распространенности: единичные; диффузные; 2) По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые; 3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения; 4) По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические; 5) По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие. В рамках данного исследования для нас наиболее важный интерес представляет последнее направление классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций в любой отрасли экономики и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Классификация видов инноваций специалиста А.Н. Кобышева является аналогом классификации предложенной А.И. Пригожиным. В своей работе А.Н. Кобышев рассматривает результат инновационной деятельности в виде маркетинговой инновации, подразумевая приложение маркетинговых усилий в двух направлениях. На стадии маркетинга инновационной идеи существенно определение степени ее инновационного потенциала. По этому критерию инновации делятся на три типа: радикальные, комбинаторные, модифицирующие.

Несколько иной подход к определению основных направлений инновационной деятельности в туризме в своих работах показал Яковлев Г.А. По его мнению основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг, внедрение новых услуг с новыми свойствами, изменения в организации производства и потребления традиционных туристских услуг, использование новых туристских ресурсов ранее не использованных, выявление и использованных новых рынков сбыта туристских услуг и товаров. Яковлевым Г.А. не указанна, по какому принципу проведена классификация. Рассмотрев предложенные варианты, нами предлагается объединить и усилить подходы, принимая во внимание, данное ранее определение экономической категории «инновационная деятельность в туризме» и рассмотреть основные направления инновационной деятельности в зависимости от того к какому процессу они относятся (таблица 3).

Таблица 3

Основные направления инновационной деятельности в туризме

                          Вид

Вид           процесса

инновации

Формирование

Продвижение

Реализация

радикальные

использование при производстве инновационных продуктов и услуг новых туристских ресурсов ранее не использованных

использование новой техники и технологий при продвижении традиционных услуг

появление нового потребителя и нового рынка сбыта туристских услуг

комбинаторные

внедрение услуг с новыми свойствами в традиционный туристский продукт

продвижение традиционных туристских услуг с использованием новых, для данных услуг, маркетинговых ходов

Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг

совершенствующие

изменения в организации производства традиционных туристских услуг

улучшение организации продвижения традиционных туристских услуг

сохранение или усиление рыночных позиций туристских фирм

 

Принимая во внимания трактовки видов инноваций предложенных Кобышевым А.Н.[5] и учитывая отраслевую составляющую инновационной деятельности, нами определены основные направления инновационной деятельности в туризме.

 

Литература:

  1.  Александрова А Ю Международный туризм М Аспект пресс, 2002 С 12
  2.  Дмитриев, М.Н. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме (учебник) М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2006. 398 с.
  3.  Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе
  4.  Кабушкин Н. Н. Основы менеджмента. – М.: «Новое знание», 2005.
  5.  Кобышев А.Н. Продукты инновационной деятельности http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_0AFD1368-94B2-423E-BA0A-DEF99A6C416F.html
  6.  Новиков, В.С. Инновации в туризме
  7.  Осадин Б. // Туризм: практика, проблемы, перспективы.2000. №2. С.45.
  8.  Пригожин А.И. “Нововведения: стимулы и препятстия (социальные проблемы инноватики)”, М. “Политиздат”, 1989г.
  9.  Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с: ил.

10.  ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" | Статья 1. Основные понятия

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.