Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК: 338.012 

Угольников В.В.

ВОПРОСЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Annotation. The article presents the health and economic problems of providing a high-tech medical care. The analysis of public-private partnerships as one possible solution to these problems was carried out. Based on a combination of factors two scenarios of the high-tech medical care commercialization was investigated. The conclusion about its prospects for business projects was reached.

Keywords: high-tech medical care; public-private partnership; competitiveness; commercialization.

Аннотация. В работе представлены медико-экономические проблемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Проведен анализ частно-государственного партнерства как одного из возможных путей решения указанных проблем. На основании совокупности ряда факторов исследованы два сценария коммерциализации высокотехнологичной медицинской помощи. Сделан вывод о ее перспективах для бизнес-проектов.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь; частно-государственное партнерство, конкурентоспособность; коммерциализация.

В современном мире мегаполис – это центр промышленности, торговли, туризма, науки, образования, финансов и ключевой потребитель инноваций в перечисленных областях. Проблемы городов создают спрос на инновации, формируют их предложение и проводящую среду в таких областях как транспорт, энергетика, экология, промышленность, безопасность и др. [1]. Центральное место среди перечисленных отраслей экономики занимает здравоохранение, включающее безопасность жизнедеятельности и здоровья человека.

Качество и уровень жизни населения могут быть оценены по критериям, относящимся к сфере здравоохранения [2, 3]. Они позволяют оценить привлекательность городской среды и становятся критериями конкурентоспособности города.

Россия в течение многих десятилетий XX столетия практиковала индустриально-освоенческую парадигму градостроительства. На современном этапе происходит формирование успешных клиентоориентированных технологий управления и самоорганизации в целях обеспечения на территории Российской Федерации комфортной и гостеприимной среды обитания. В советский период, с присущей ему командно-административной экономической системой, управление здравоохранением строилось исключительно на административных методах, а понятие «экономика здравоохранения» и практика медико-экономического анализа насчитывают в России чуть более 20 лет. До этого в отрасли здравоохранения практически не было экономических отношений.

В [4, 5] уже исследованы экономические принципы и методы управления с позиций их внедрения в здравоохранение. Оценке эффективности системы здравоохранения посвящен целый ряд работ отечественных экономистов [6, 7], однако теоретические и практические аспекты отмеченных проблем в российской науке все еще переживают период становления.

Результаты медицинской деятельности приносят значительный экономический эффект в случае ее правильной организации на всех этапах оказания, вследствие чего экономическая оценка медицинской помощи, разработка модели ее организации заслуживает самого серьезного изучения. Актуальность указанного вопроса для России подтверждается принятием в 2005 году приоритетного национального проекта «Здоровье», включающего направление «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» [8]. Разграничим медико-экономические проблемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП) в узком и широком смысле. К первому отнесем изучение экономической эффективности лечебно-профилактического учреждения при минимальных материальных и трудовых затратах и получении желаемых результатов. Сохранение и укрепление трудовых ресурсов национальной экономики и роль в этом высокотехнологичной медицинской помощи составит содержание второго широкого смысла.

В настоящее время существует ряд проблем, существенно ограничивающих оказание высокотехнологичной помощи, которые уже исследованы автором данной работы в [9]. Там же были предложены пути их решения, среди них – частно-государственное партнерство как взаимовыгодная форма сотрудничества бизнеса и государства. Указанное партнерство в предоставлении общественных услуг вызывает большой интерес во всем мире. Его концепция сочетает лучшее из двух миров: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, а также государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов [10]. Среди примеров успешных практик особого внимания заслуживает проект клинического центра «Сюд Франсильен». Рассматривая перспективы создания госпитального комплекса, среди многих других проектов Франция объявила победителем компанию «Eiffage» и заключила контракт на сумму 315 млн. евро. Начало использования объекта было назначено на 2011 год. Площадь клинического центра – 110 тыс. кв. м (эквивалентно площади 15 футбольных полей). Компания «Eiffage» дала кредиторам и партнерам гарантии покрытия всех возможных в строительстве рисков с целью предоставления частному сектору эффективно нести бремя рисков. Правительство было заинтересовано в передаче максимального объема рисков частному сектору на данном этапе финансирования проекта. Во Франции действует законодательство, позволяющие упростить процедуры заключения договоров между бизнесом и государством. Новый госпитальный комплекс предоставит пациентам услуги здравоохранения на самом высоком уровне при завершении строительства в кратчайшие сроки.

Частно-государственное партнерство быстро развивается и в России: государство заинтересовано в снижении бюджетных затрат и развитии инфраструктуры, а бизнес – в государственных гарантиях для размещения инвестиций. С учетом отнесения медицинских технологий (диагностического оборудования и лекарственных средств) к приоритетным направлениям модернизации российской экономики [11], лучшие практики в сфере частно-государственного партнерства необходимо эффективно внедрять в здравоохранение, особенно в области оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Однако в структуре инновационных расходов бюджета в процентах от общих объемов инновационных расходов высокотехнологичная медицинская помощь составила 3,3% в 2008 г. и 4,3% в 2010 г., а в качестве приоритетов инновационного развития медицинская техника была профинансирована на сумму 28,5 млрд. руб. и заняла предпоследнюю из 5 позиций (2010 г.). Для сравнения: направление энергоэффективность профинансировано в размере 140 млрд. руб., космос и телекоммуникации – 96,1 млрд. руб., стратегические компьютерные технологии – 69,1 млрд. руб.

В силу указанных причин ряд исследователей и практиков предлагают коммерциализировать высокотехнологичную медицинскую помощь и разделить финансовые затраты по привлечению инвестиций между бизнесом и государством [12]. В этой работе предложено «…привлекать пациентов… из других стран – Казахстана, Таджикистана, Армении…, Китая. Есть рынок, за который можно побороться», указаны сроки пребывания в стационаре по высоким технологиям в 5 – 10 дней, стоимость 1 дня – 500 евро, проведено сравнение с аналогичными услугами в медицинских центрах Германии. Главными факторами привлечения потенциальных пациентов выступают сниженная в 1,5 – 2 раза стоимость одного койко-дня и отсутствие квалифицированных специалистов и центров в странах ближнего и дальнего зарубежья. Автор работы [8] делает вывод, что «таким образом можно привлечь десятки миллиардов рублей».

Проведем анализ, разделяя направления оказания высокотехнологичной медицинской помощи на бюджетное и коммерческое. Отметим, что в соответствии с документами по приоритетному национальному проекту «Здоровье» [8], обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью связано со строительством 15 новых центров высоких медицинских технологий в различных субъектах Российской Федерации по направлениям: сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, эндокринология, нейрохирургия, трансплантология и репродуктивные технологии. В документе предполагалось увеличение в 4 раза к 2008 году объема ВТМП, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров ВТМП. Важно подчеркнуть, что в соответствии с рассматриваемым документом за 2 года планировалось пролечить всего 298 тыс. человек (на эти цели государством было предусмотрено выделение 16,1 млрд. руб.). На основании Приказа минздравсоцразвития РФ, РАМН об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи [13], в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям входили 63 медицинских учреждения, подведомственные Росздраву и ФМБА России, 24 – подведомственных РАМН и 7 – подведомственных ФМБА России.

Выполним расчеты при условии оказания ВТМП на платной основе только 15-ю центрами федерального значения, оснащенными самым передовым оборудованием и высококвалифицированным медицинским персоналом мирового уровня. В качестве расчетных возьмем те числовые значения выбранных параметров, как в [12]: 1000 пациентов в год на центр, 20000 руб. – стоимость одного койко-дня, 10 дней – длительность госпитализации. Для сравнения, в [12] – «несколько тысяч», 500 евро и 5-10 дней соответственно. Согласно данным, планируемая выручка составит 200 млн. руб. в год на один специализированный профильный медицинский центр. Потенциальная совокупная выручка 15 специализированных центров составит 3 млрд. руб. в год при привлечении 1000 пациентов каждым и конкурентной стоимостью ВТМП 500 евро (20000 руб.). Общая численность пациентов центров составит 15000 человек. Чтобы на взаимовыгодной основе организовать коммерческую деятельность в сфере ВТМП, государству достаточно окупить затраты в 8 млрд. руб., предусмотренные в [13]. Для этого бизнесу необходимо привлечь в среднем 40000 пациентов на 15 центров или 2600 человек на один центр в год (222 человека в месяц). С учетом 10-дневного пребывания пациента в стационаре, на одной койке можно пролечить трех пациентов в месяц. Возможны два различных сценария коммерциализации ВТМП в центрах с учетом объективных условий их деятельности.

Первый сценарий – аналогично работе [12]: недогруженность центра (необеспеченность квотами), государственное недофинансирование, как минимум, в 2 раза. Возможен другой вариант. Центр максимально использует помещения, коечный фонд, оборудование, персонал. В данном случае необходимо дополнительно минимум 35 комфортабельных одно – двух- местных палат (с учетом коммерческого обслуживания), и каждый центр должен проводить дополнительно к операциям, проходящим в предусмотренном правилами предоставления субсидий из федерального бюджета для реализации мероприятий по оказанию ВТМП порядке, еще минимум 7 операций ежедневно. В случае ситуации со стабильным потоком пациентов в центр на оказание ВТМП семь ежедневных дополнительных операций являются существенной нагрузкой. Общий вывод для обоих указанных случаев состоит в следующем: совокупный объем инвестиций составляет не менее 8 млрд. руб. и покрывает расходы бизнеса на оказание ВТМП пациентам на уровне ее качества по квотам. Во втором случае затраты увеличатся в связи с необходимостью открытия новых отделений центра. Таким образом, бизнес, инвестирующий в коммерческую медицину по профилю ВТМП, несет первоначальные издержки, превышающие 8 млрд. руб. в год на все центры или 500 млн. руб. на один центр.

В качестве минимальной прибыли бизнеса в совместном проекте частно-государственного партнерства в области ВТМП установим 50%. Эта прибыль складывается не за счет увеличения количества пролеченных пациентов, а за счет увеличения стоимости услуг. В противном случае пропорционально возрастут затраты бизнеса на оказание услуг ВТМП и содержание инфраструктуры, а государство откажется от выполнения в полном объеме социально-ориентированных программ по ВТМП. Следовательно, стоимость одного дня лечения пациента по ВТМП превысит 750 евро, что сопоставимо с его стоимостью в развитых европейских странах – 800 евро [12]. Кроме того, однопрофильные центры будут конкурировать между собой за привлечение коммерческих пациентов, и для бизнеса риск проекта коммерциализации ВТМП отдельного центра повысится.

Выполненный в данной работе анализ позволяет сделать вывод: в рамках частно-государственного партнерства перевод отечественной ВТМП в коммерческий сектор услуг в пропорции 50:50 и при ставке прибыли 50% не делает оказание ВТМП конкурентоспособным на мировом рынке услуг здравоохранения. Условием участия российских центров в мировой конкуренции по оказанию ВТМП является привлечение, как минимум, 2600 зарубежных пациентов в год (222 человека ежемесячно). Опыт ведущих федеральных центров России, оказывающих ВТМП, свидетельствует о крайней сложности достижения приведенных цифр, более того – пациенты ближнего зарубежья могут получать ВТМП на условиях государственного финансирования.

Рассматривая частно-государственное партнерство важным механизмом повышения конкурентоспособности в сфере здравоохранения в целом следует отметить его перспективные направления: совместное участие в создании фармацевтических кластеров и кластеров медицинского оборудования, технологической платформы «Медицина будущего», частно-государственных научно-исследовательских и образовательных центров. Необходимые предпосылки для этого в России создаются, осуществляется поиск конкретных механизмов, приобретается опыт применения частно-государственного партнерства. Специфика государственного финансового сопровождения оказания ВТМП в России на современном этапе не позволяет рассматривать коммерциализацию ВТМП как перспективное направление для бизнес-проектов.

 

Литература:

  1. Научно-технические инновации и развитие городов // Urban practice, Международная библиотека лучших практик решения городских проблем и развития городов. [Электронный ресурс] URL: http://www.urban-practice.com/RU/articles/chapter2.
  2. Суслин С.А. Характеристика основных показателей оценки медицинской деятельности стационарных учреждений // Заместитель главного врача, №11 – 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID=18675.
  3. Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – Приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 №627. [Электронный ресурс] URL: http://rofss.spb.ru/documents/federal/nomenklatura.
  4. Кадыров Ф.Н. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе / Ф.Н. Кадыров, И.П. Петриков. – СПб.: Ривьера, 1995. – 347 с.
  5. Кадыров Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений /Ф.Н. Кадыров. – М.: МЦФЭР, 1999. – 195 с.
  6. Дуганов М. Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях / М. Д. Дуганов. – М.: ИЭПП, 2007. – 112 с.
  7. Мажаров В. Ф. Об оценке эффективности здравоохранения: Пре-принт № 20 / В. Ф. Мажаров. – Новокузнецк: НИИГТиПЗ, 2000. – 76 с.
  8. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье». Утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005).
  9. Угольников В.В. Высокотехнологичная медицинская помощь: новые подходы к вопросу экономической эффективности // Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов и молодых ученых // под общ. ред. В.А. Черненко – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – С. 208 – 212.
  10. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере частно-государственного партнерства. // Европейская экономическая комиссия ООН. – ООН, Нью-Йорк и Женева, 2008г. – 115 с.
  11. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ 12.11.2009 г. [Электронный ресурс] URL: http://президент.рф/transcripts/5979.
  12. Акулов С. Высокотехнологичная медицина. // Журнал «Национальный прогноз», июнь – июль 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.tass-ural.ru/reviewer/vysokotekhnologichnaya_meditsina.html.
  13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, РАМН «Об организации оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, федеральному медико-биологическому агентству и российской академии медицинских наук» № 259/19 от 06.04.2005 г.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.