Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК: 338.012

Угольникова О.Д.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: КАЧЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Annotation. We consider the concrete steps to improve the quality of generate knowledge infrastructure organizations, other institutes as actions of a society, government, business development innovation economy in Russia.

Keywords: personnel of the innovative economy; knowledge generation infrastructure; the private-state partnership; commercialization of innovations.

Аннотация. Рассмотрены конкретные шаги качественного совершенствования организаций инфраструктуры генерации знаний, других институтов как действий общества, государства, бизнеса по развитию инновационной экономики России. 

Ключевые слова: кадры инновационной экономики; инфраструктура генерации знаний; частно-государственное партнерство; коммерциализация инноваций.

В начале второго десятилетия XXI века перед Россией стоит задача в кратчайшие сроки построить модель инновационной экономики. Срок ее реализации – 2020 г. Основу решения составляет долгосрочная стратегия инновационного роста, опирающаяся на внутренние источники. Осуществление стратегии базируется на формировании конкурентоспособной инновационной экономики. Современные ориентиры  развития экономики меняются в сторону интересов человека. Городская среда становится не только потребителем, но и производителем инноваций, а образование является одним из ключевых факторов развития новой комфортной городской среды.

Критериями определения приоритетных отраслей развития отечественной экономики названы: значительный задел и признаки конкурентоспособности, ориентированность на нужды обороны и национальной безопасности, способность дать широкий мультипликативный эффект [1]. Развитие выбранных секторов связано с использованием новых, современных инструментов организации, к которым следует отнести кластеры. Ключевыми факторами становятся: дополнительное финансирование научных разработок инновационных продуктов, закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, разработка и внедрение в производство инновационных образцов изделий, доведение до серийного, массового производства, обеспечение поддержки экспорта конкурентоспособного инновационного продукта. Непрерывный поток инноваций в конкретном секторе, эффективная кооперация разработчиков и производителей соответствующих продуктов – условие лидерства и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Значительный ресурс инновационных идей, товаров, услуг (в том числе – для бизнеса), высококвалифицированных кадров формирует предложение, как составляющую среды инноваций. Детерминантой современных кадров является высокий интеллектуальный, научно-изобретательский потенциал, что предполагает новые подходы в вопросах их подготовки, включения в общественное производство и развития. Указанные факторы выводят подготовку кадров на уровень самых актуальных российских проблем.

Главными поставщиками кадров инновационной экономики являются российские университеты. Будущие профессиональные кадры готовятся в системе высшего образования, находящегося в настоящее время на этапе реформирования. В России исторически сложилась мощная образовательная система. Уровень развития инфраструктуры генерации знаний – базы создания инновационного продукта, по соотношению количества объектов и их эффективности признается значительным [2]. Однако в большинстве своем отечественные университеты не стали научно-инновационными центрами, не создали «поясов коммерциализации знаний». Среди других проблем – несоответствие качества образования реальному спросу на рынке из-за оторванности от реальной экономики и несоответствие уровня организации вузовской научной работы при отсутствии контроля этой деятельности. Из наиболее часто предлагаемых решений: формирование цепочки «школа – университет – малый бизнес», внедрение лучших практик, студенческих инициатив, технологий стимулирования, создание образовательных программ подготовки высококвалифицированных кадров в инновационных отраслях, формирование положительного имиджа предпринимательства среди учащейся молодежи, студенчества, общества в целом. Необходима последовательная и активная работа по их реализации.

Деятельность российских университетов оценивается через аккредитационные показатели, большая часть которых связана с организацией и результатами научной работы. К ним относятся количество подготовленных кадров высшей квалификации (аспирантов), диссертационных исследований, защиты которых прошли в течение года после окончания аспирантуры, участие в конкурсах и грантах, объем финансирования научно-исследовательских работ. Отдельный блок – показатели студенческой научной деятельности: количество членов студенческого научного общества, заявителей грантов и участников конкурсов различных уровней, статей, докладов, исполнителей НИР от университета. Научная деятельность играет особую роль в образовательной траектории студентов, а также при представлении на персональные стипендии, награды региональных и национальных конкурсов, финансирование личных проектов. Все перечисленное служит формированию инновационной среды, инновационной культуры университетов.

Современная российская образовательная система в соответствии с требованиями Болонского процесса выстраивается, в основном, по цепочке «бакалавриат – магистратура». Бакалавриат как базовое образование, магистратура – как возможность сформировать образовательную траекторию, ориентируясь на кадровые запросы определенного этапа развития инновационной экономики. Такая гибкость позволит государству, бизнесу, обществу, как работодателям, и потенциальным работникам ориентироваться на рынке труда и будет способствовать равновесному состоянию рынка. Предложение подготовленных вузами специалистов должно быть пролонгированным результатом на кадровый запрос конкретной отрасли, квалификации. На рынке образовательных услуг государство имеет возможность регулировать спрос через количество бюджетных мест, открытие (закрытие) специальностей, выдачу (отзыв) лицензий.

Бакалавры – выпускники вузов, получающие базовое профессиональное образование, обеспечивают запросы производства, сформированные субъектами хозяйственной деятельности. В процессе их обучения образовательный процесс сочетается с научными исследованиями, консультационными услугами экспертов, практиками на базовых кафедрах, работой в профильных лабораториях, научно-образовательных центрах (НОЦ) и центрах коллективного пользования (ЦКП).

Коммерциализация знаний проводится в ходе реализации студенческих бизнес-проектов в рамках университетских бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы как подразделения инфраструктуры разработки и внедрения инноваций пока не получили широкого распространения в отечественной практике молодежного предпринимательства. Однако распределенный по институтам, кафедрам, базам практик, лабораториям, научно-образовательным центрам, центрам коллективного пользования, университетский бизнес-инкубатор служит формированию бизнес-культуры, элементов предпринимательской среды, приобретению навыков и умений, необходимых в условиях рыночной, инновационной экономики.

Включение выпускников вузов непосредственно в инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в большей степени относится к магистрантам. Заложенный в магистерских программах индивидуальный подход, преобладание исследовательской компоненты и самостоятельной работы над научным проектом позволяют сформировать у выпускников магистратуры навыки и умения, первостепенные в инновационной деятельности предприятия, работе инновационного предприятия, бизнес-проектах. Особым видом умений является менеджерское сопровождение инновационных идей, доведения их от стадии зарождения, лабораторного этапа до серийного производства. Другой феномен инновационной деятельности предприятий: постоянная смена команд и последовательная смена лидеров различных этапов продвижения инновации от идеи до массового производства, своеобразный горизонтальный лифт инновационного проекта, всегда меняющий команды сопровождения, но не обязательно - менеджеров.

Инновационные проекты ориентированы на международные рынки сбыта продукции, что требует наличия знающих их специфику специалистов. Вступление России в Болонский процесс внесло в отечественный лексикон термин «образовательная мобильность». Особую роль приобретают знания и умения международной практики и общения. Образовательные учреждения, готовящие кадры инновационной экономики, используют разнообразные возможности включения студентов в систему такой подготовки: международные стажировки, летние международные школы, программы двойных дипломов, международные образовательные семестры в университетах – партнерах государств с лучшими системами образования, программы обучения иностранных и российских студентов в общих группах, выполнение совместных с зарубежными студентами научных проектов. Однако важнейшей стратегией отечественных университетов остается коммерциализация инноваций. Зарубежные эксперты считают, что только три российских университета успешно внедряют результаты научных исследований в производство: Томский, Санкт-Петербургский и Московский государственные университеты. Лучший из них – МГУ им. М.В. Ломоносова в международном рейтинге занимает 157 место, с учетом таких критериев, как число медалей, нобелевских лауреатов, количественный показатель цитирования.

В структуре отечественного высшего образования недостает звена, ориентированного непосредственно на инновационные производства, инновационные предприятия, обеспечивающего как внутренние, так и внешние процессы. Специальные Центры образования, науки и производства (ЦОНиП), как связующие звенья, были бы способны подготовить магистрантов и аспирантов именно для работы в экономике, использующей современные инструменты развития - кластеры. Реальные процессы профессиональной деятельности и управления инновационными предприятиями, производствами инновационной продукции в кластере необходимо моделировать в рамках учебного процесса, проводить обучение в условиях созданной модели. Магистерский уровень позволяет учитывать в ЦОНиП еще одну специфику кластерной модели – междисциплинарные научные исследования и создание временных научных коллективов, как узких специалистов, так и специалистов междисциплинарного профиля. Наконец, научно-образовательная деятельность ЦОНиП предполагает широкое привлечение известных зарубежных ученых и успешных бизнесменов. Именно такой подход может обеспечить включение подготовленных Центром выпускников – магистрантов, аспирантов к эффективной деятельности предприятий кластеров, формирующихся и развивающихся в условиях инновационной экономики. Параметрами результатов работы кластера считаются: доля продуктов с высокой добавленной стоимостью в валовом национальном (региональном) продукте; доля устаревших фондов; число малых инновационных предприятий в общем количестве предприятий кластера; объем инвестиций, привлеченных в инновационный кластер; количество результатов интеллектуальной деятельности, на которые оформлены права; количество результатов интеллектуальной деятельности, введенных в гражданско-правовой оборот; объем инновационной продукции кластера в общем объеме товаров и услуг, произведенных в кластере; объем экспортируемых товаров и услуг, произведенных в кластере; число созданных рабочих мест; средний доход работников кластера и другие. Практически каждый названный параметр связан с необходимо высоким уровнем подготовки выпускников ЦОНиП, готовящим кадры предприятий кластеров. Отдельной проблемой следует признать подготовку лидеров из среды молодых ученых, способных выдвигать и воплощать идеи на уровне кластерных инициатив.

В практику создания условий для развития научных школ и непрерывной подготовке кадров инновационных секторов экономики начинают входить Научно-исследовательские образовательные центры. В рамках таких специализированных научно-исследовательских образовательных центров будет происходить интегрирование частно-государственного партнерства, вузовской и прикладной науки через создание и поддержку малых инновационных предприятий. Примером научно-образовательных структур инновационной экономики в фармацевтической и медицинской отрасли является Уральский научно-исследовательский образовательный центр. О его создании было заявлено на конференции «Новая индустрия России: Уральский опыт кластерной трансформации экономики» [3].

Преобразований требует и система среднего профессионального образования. Предпринимательское сообщество совместно с государством и профсоюзами согласовывают действия, направленные на обновление. Инновационная экономика остро нуждается в специалистах со средним профессиональным образованием, выпускниках рабочих профессий. Решая эту задачу на современном этапе, необходимо закреплять за каждым профтехучилищем, техникумом, лицеем предприятие крупного, среднего, малого бизнеса, развивающее инновационные производства: это позволит в крупных промышленных регионах практически удвоить необходимое число квалифицированных рабочих кадров [4].

Интеграция российского образования в мировой инновационный рынок предполагает поиски стандартов самой системы образования, направлений и механизмов установления частно-государственного партнерства, эффективного взаимодействия образования, науки, бизнеса, малых инновационных предприятий, государства. Именно качественное совершенствование организаций инфраструктуры генерации знаний (частью которой являются высшие учебные заведения), других институтов (в том числе – частно-государственного партнерства), обязательно должно входить в перечень действий общества, государства, бизнеса по развитию инновационной экономики России.

 

Литература:

  1. Кузмин В. Пять приоритетов Президента. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4935 (111) от 12 июня 2009 г.
  2. Инновации в Российской промышленности: инфраструктура, механизмы, перспективы. Материалы Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций. Екатеринбург, 15-19 июля 2010 г. Электронный ресурс www.irpgroup.ru.
  3. Материалы конференции «Новая индустрия России: Уральский опыт кластерной трансформации экономики» [Электронный ресурс] URL: http://www.midural.ru/news/exposition/100471/page2/
  4. Региону нужны рабочие руки. Федеральный кадровый холдинг. [Электронный ресурс] URL: http://www.kazan.estrabota.ru/index.php/article/archive/965/.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.