Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Сраилова Г.Н.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

 

In present  day the legislation of Karaganda is presented by  Internal Revenue Code it is common codified document and includes all tax system rules. 

There were clearly determined rights and duties of tax legal relationship’s participants, regulated the  process of tax obligation’s execution, established the rules of tax controls realization, determined closed list of tax and other compulsory payments in budget, and all important conceptions and instruments which in necessary for operation of Kazakhstan tax system.

На­логовое законодательство Ка­захстана представлено Нало­говым кодексом. В нем определены все важнейшие понятия и ин­струменты, необходимые для функционирования всей нало­говой системы Казахстана, регламентирован процесс исполне­ния налогового обязательства, установлены правила осуще­ствления налогового контроля, определен закрытый перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Ключевые слова: Налоги; налоговая система; налогообложение.

На сегодняшний день на­логовое законодательство Ка­захстана представлено Нало­говым кодексом - единым ко­дифицированным документом, включившим в себя все поло­жения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников нало­говых правоотношений, регламентирован процесс исполне­ния налогового обязательства, установлены правила осуще­ствления налогового контроля, определен закрытый перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и ин­струменты, необходимые для функционирования всей нало­говой системы Казахстана. Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направле­на на обеспечение справедли­вости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемо­сти, достижение сбалансиро­ванности налоговой нагрузки для всех категорий налогопла­тельщиков, обеспечение ней­тральности налоговой систе­мы по отношению к экономи­ческим процессам. Следует отметить, что На­логовый Кодекс полностью со­ответствует международным принципам налогового законо­дательства. В то же время су­ществует ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, которые на­шли отражение в Налоговом кодексе. В Казахстане установлена достаточно оптимальная струк­тура налогов. Всего существу­ет 18 основных видов налогов, включая платы. Также существует 12 видов сборов, нося­щих разовый характер, уплата которых производится в слу­чае совершения государствен­ными органами юридически значимых действий в интере­сах плательщиков [1].

Для финансовых учрежде­ний определен отдельный порядок формирования вычетов (провизии) против сомнитель­ных и безнадежных активов, условных обязательств. Кроме того, предусматривается осво­бождение по операциям с цен­ными бумагами. По индивидуальному по­доходному налогу выделяется два объекта обложения, разли­чающиеся между собой по способу уплаты налога:

1)  доходы, облагаемые у источника выплаты, по кото­рым исчисление, удержание и перечисление в бюджет нало­га производится налоговыми агентами;

2) доходы, не облагаемые у источника выплаты, по кото­рым исчисление и уплата в бюджет налога производится физическим лицом самостоя­тельно на основании представ­ляемой Декларации [2].

Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок от 5% до 30%, применяемой в зависимости от размера полу­ченного годового дохода. Од­нако данная шкала ставок не применяется в отношении до­ходов, полученных в виде ди­видендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15%.

В Налоговом Кодексе РК выделены в отдельный раздел все положения, касающиеся вопросов международного на­логообложения. Положения эти основаны на международ­ных принципах налогообложе­ния доходов нерезидентов. Нерезиденты производят уплату подоходного налога с доходов, возникающих из ис­точников в Республике Казах­стан, перечень которых включает как «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роял­ти, имущественный доход), так и «активные» доходы, по­лучаемые в результате осуще­ствления предпринимательс­кой деятельности. Понятие постоянного уч­реждения большей частью сле­дует международной практике. Однако имеются и некоторые виды деятельности, которые образуют постоянное учрежде­ние с первого дня работ, на­пример, строительство и дру­гие виды долгосрочных проек­тов. Также для краткосрочных проектов предусмотрен вре­менной лимит деятельности, по истечении которого образу­ется постоянное учреждение - 90 календарных дней. В настоящее время Рес­публикой Казахстан заключе­но 34 Конвенций об избежа­нии двойного налогообложе­ния и предотвращении уклоне­ния от уплаты налогов на до­ход и имущество [3].

Эффективное функционирование налоговой сис­темы Казахстана в современных условиях нацелено на выпол­нение ряда задач:

- во-первых, это безусловное обеспечение фискаль­но перераспределительной функции;

- во-вторых, это стимулирование производственной деятельности;

- в третьих, обеспечение органичной связи с идеями социально-экономической справедливости.

В настоящее время основ­ным направлением совершен­ствования налогового законо­дательства Казахстана является усиление администрирования сбора на­логов, что позволит нам идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и являет­ся одним из условий для обес­печения экономической и политической стабильности госу­дарства, улучшения инвестици­онного климата в стране. В це­лях улучшения администриро­вания сборов налогов в Казах­стане осуществляется автома­тизация работы налоговых ор­ганов посредством внедрения информационных систем. Внедре­ны электронные формы налого­вой отчетности [4]

В различных странах доля различных видов нало­гов в мобилизации доходных ресурсов страны варь­ирует. Так, наиболее весомый вклад в доходы государственного бюджета вносит индивидуальный по­доходный налог. Его доля в ВВП колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии, Нидерлан­дах и Италии до 16-24% в Финляндии, Новой Зе­ландии.

Вторым по значению в доходах бюджета являет­ся налог на социальное страхование, доля которого в ВВП составляет в среднем 9,1%. Его удельный вес также различается по странам, в некоторых он достигает пятой части ВВП. Далее следуют налоги с оборота и на добавлен­ную стоимость, налог на прибыль корпораций и налог на собственность (или поимущественный на­лог), удельный вес которых в среднем составляет в ВВП соответственно 6%, 3%, и 2%. Важнейшим принципом построения налоговых систем служит четкое разграничение доходов цент­рального бюджета и бюджетов других уровней, ко­торое соответствует типу государственного устрой­ства страны. В соответствии с типом государственного и бюд­жетного устройства налоги делятся на общенацио­нальные, региональные и местные. Такое разграни­чение обусловлено автономным функционировани­ем бюджетов различных уровней, их относительной самостоятельностью, укреплением в последние годы финансовой и экономической базы региональных и местных органов власти.

Распределение налогов между различными орга­нами власти зависит, в первую очередь, от особен­ностей их функций в экономической и социальной сферах. Ведущую роль среди поступлений централь­ного бюджета играют индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. В централь­ный бюджет поступают также взносы на социаль­ное страхование и большая часть налога на добав­ленную стоимость. Главный источник поступлений региональных и местных бюджетов образуют имущественный налог и налог с оборота.

Все более активизирую­щиеся процессы мировой гло­бализации, особенно в после­дние годы, оказывают значи­тельное влияние на экономи­ку стран - членов Евразийско­го сообщества. Либерализа­ция внешнеэкономических свя­зей страны, стремительное развитие отношений в рамках системы международной тор­говли и международных фи­нансовых расчетов, создание благоприятных условий для вложений инвестиций, член­ство во многих международных экономических организациях - все это наглядно демонстри­рует необходимость дальней­шей интеграции наших стран в мировое сообщество.

Анализ функционирова­ния налоговых систем госу­дарств ЕврАзЭС показывает, что в настоящее время проис­ходит этап совершенствова­ния налоговой системы, раци­онализации структуры налого­вых органов, ее адаптирова­ния к складывающимся усло­виям экономического разви­тия, а также международным торгово-экономическим отно­шениям. В период рыночных пре­образований их национальных экономик (1992-2001 годы) в странах «пятерки» были при­няты основы налогового зако­нодательства, а позднее по­явились и более узкие по объекту регулирования зако­нодательные акты, определя­ющие порядок использования отдельных видов налогов и сборов, характерных для эко­номик рыночного типа. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систе­му налогов, сборов, пошлин и других платежей, определили плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых орга­нов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуще­ствляется органами законода­тельной власти и в соответ­ствии с вышеуказанными за­конами. Особой сферой зако­нотворчества стало создание правовой базы для привлече­ния в страну иностранных ин­вестиций и создание для них благоприятного климата [5].

Первым и практически по­всеместным шагом в форми­ровании инфраструктуры рын­ка в странах ЕврАзЭС стало формирование на базе ново­го налогового законодатель­ства системы фискальных ор­ганов. Определение и разра­ботка налоговой политики предоставлена национальным Министерствам финансов. Несмотря на то, что осно­вы налогового права в этих странах были заложены еще до 1992 года, система нало­говых органов стран «пятерки» создавалась практически за­ново после провозглашения ими государственного сувере­нитета. В результате происшед­ших изменений во всех госу­дарствах были сформированы налоговые службы. В даль­нейшем с учетом новых тре­бований, а также стремления приблизить условия и мето­ды работы к мировым стан­дартам, развернулась компь­ютеризация налогового учета, усилены аудиторские возмож­ности налоговых инспекций [6].

Таким образом, основная часть совокупного предложения финансовых   ресурсов исторически закреплена за налогами. Благодаря развитой сис­теме налогообложения в большинстве стран сме­шанного типа хозяйствования бюджетная процеду­ра приобретала и приобретает современные институциональные формы.

 

Литература:

1.  Кодекс  Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. № 209-11 с изменениями и дополнениями от 12.01.2007 г. № 224-3

2.  Саутбаев С. Из истории налогообложения в Казахстане // Правовая реформа в Казахстане № 3 (11), 2010, С.85

3.  Барулин С.В. Налоги и налогообложение. – М.: Экономист, 2006. – 398с.

4.  Байдусенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансовая система Казахстана №4, 2009, С.23

5.  Идирисова Э. К. Налогообложение. Алматы, 2010. – 145с.

6.  Нурумов А.А. Основные итоги и направления развития налоговой системы // Финансовый менеджер №1, 2008, с.74

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.