Сраилова Г.Н.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
In present day the legislation of Karaganda is presented by Internal Revenue Code it is common codified document and includes all tax system rules.
There were clearly determined rights and duties of tax legal relationship’s participants, regulated the process of tax obligation’s execution, established the rules of tax controls realization, determined closed list of tax and other compulsory payments in budget, and all important conceptions and instruments which in necessary for operation of Kazakhstan tax system.
Налоговое законодательство Казахстана представлено Налоговым кодексом. В нем определены все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен закрытый перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Ключевые слова: Налоги; налоговая система; налогообложение.
На сегодняшний день налоговое законодательство Казахстана представлено Налоговым кодексом - единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен закрытый перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана. Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижение сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Следует отметить, что Налоговый Кодекс полностью соответствует международным принципам налогового законодательства. В то же время существует ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, которые нашли отражение в Налоговом кодексе. В Казахстане установлена достаточно оптимальная структура налогов. Всего существует 18 основных видов налогов, включая платы. Также существует 12 видов сборов, носящих разовый характер, уплата которых производится в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков [1].
Для финансовых учреждений определен отдельный порядок формирования вычетов (провизии) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств. Кроме того, предусматривается освобождение по операциям с ценными бумагами. По индивидуальному подоходному налогу выделяется два объекта обложения, различающиеся между собой по способу уплаты налога:
1) доходы, облагаемые у источника выплаты, по которым исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога производится налоговыми агентами;
2) доходы, не облагаемые у источника выплаты, по которым исчисление и уплата в бюджет налога производится физическим лицом самостоятельно на основании представляемой Декларации [2].
Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок от 5% до 30%, применяемой в зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15%.
В Налоговом Кодексе РК выделены в отдельный раздел все положения, касающиеся вопросов международного налогообложения. Положения эти основаны на международных принципах налогообложения доходов нерезидентов. Нерезиденты производят уплату подоходного налога с доходов, возникающих из источников в Республике Казахстан, перечень которых включает как «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти, имущественный доход), так и «активные» доходы, получаемые в результате осуществления предпринимательской деятельности. Понятие постоянного учреждения большей частью следует международной практике. Однако имеются и некоторые виды деятельности, которые образуют постоянное учреждение с первого дня работ, например, строительство и другие виды долгосрочных проектов. Также для краткосрочных проектов предусмотрен временной лимит деятельности, по истечении которого образуется постоянное учреждение - 90 календарных дней. В настоящее время Республикой Казахстан заключено 34 Конвенций об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и имущество [3].
Эффективное функционирование налоговой системы Казахстана в современных условиях нацелено на выполнение ряда задач:
- во-первых, это безусловное обеспечение фискально перераспределительной функции;
- во-вторых, это стимулирование производственной деятельности;
- в третьих, обеспечение органичной связи с идеями социально-экономической справедливости.
В настоящее время основным направлением совершенствования налогового законодательства Казахстана является усиление администрирования сбора налогов, что позволит нам идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и является одним из условий для обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения администрирования сборов налогов в Казахстане осуществляется автоматизация работы налоговых органов посредством внедрения информационных систем. Внедрены электронные формы налоговой отчетности [4]
В различных странах доля различных видов налогов в мобилизации доходных ресурсов страны варьирует. Так, наиболее весомый вклад в доходы государственного бюджета вносит индивидуальный подоходный налог. Его доля в ВВП колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии до 16-24% в Финляндии, Новой Зеландии.
Вторым по значению в доходах бюджета является налог на социальное страхование, доля которого в ВВП составляет в среднем 9,1%. Его удельный вес также различается по странам, в некоторых он достигает пятой части ВВП. Далее следуют налоги с оборота и на добавленную стоимость, налог на прибыль корпораций и налог на собственность (или поимущественный налог), удельный вес которых в среднем составляет в ВВП соответственно 6%, 3%, и 2%. Важнейшим принципом построения налоговых систем служит четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. В соответствии с типом государственного и бюджетного устройства налоги делятся на общенациональные, региональные и местные. Такое разграничение обусловлено автономным функционированием бюджетов различных уровней, их относительной самостоятельностью, укреплением в последние годы финансовой и экономической базы региональных и местных органов власти.
Распределение налогов между различными органами власти зависит, в первую очередь, от особенностей их функций в экономической и социальной сферах. Ведущую роль среди поступлений центрального бюджета играют индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. В центральный бюджет поступают также взносы на социальное страхование и большая часть налога на добавленную стоимость. Главный источник поступлений региональных и местных бюджетов образуют имущественный налог и налог с оборота.
Все более активизирующиеся процессы мировой глобализации, особенно в последние годы, оказывают значительное влияние на экономику стран - членов Евразийского сообщества. Либерализация внешнеэкономических связей страны, стремительное развитие отношений в рамках системы международной торговли и международных финансовых расчетов, создание благоприятных условий для вложений инвестиций, членство во многих международных экономических организациях - все это наглядно демонстрирует необходимость дальнейшей интеграции наших стран в мировое сообщество.
Анализ функционирования налоговых систем государств ЕврАзЭС показывает, что в настоящее время происходит этап совершенствования налоговой системы, рационализации структуры налоговых органов, ее адаптирования к складывающимся условиям экономического развития, а также международным торгово-экономическим отношениям. В период рыночных преобразований их национальных экономик (1992-2001 годы) в странах «пятерки» были приняты основы налогового законодательства, а позднее появились и более узкие по объекту регулирования законодательные акты, определяющие порядок использования отдельных видов налогов и сборов, характерных для экономик рыночного типа. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определили плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется органами законодательной власти и в соответствии с вышеуказанными законами. Особой сферой законотворчества стало создание правовой базы для привлечения в страну иностранных инвестиций и создание для них благоприятного климата [5].
Первым и практически повсеместным шагом в формировании инфраструктуры рынка в странах ЕврАзЭС стало формирование на базе нового налогового законодательства системы фискальных органов. Определение и разработка налоговой политики предоставлена национальным Министерствам финансов. Несмотря на то, что основы налогового права в этих странах были заложены еще до 1992 года, система налоговых органов стран «пятерки» создавалась практически заново после провозглашения ими государственного суверенитета. В результате происшедших изменений во всех государствах были сформированы налоговые службы. В дальнейшем с учетом новых требований, а также стремления приблизить условия и методы работы к мировым стандартам, развернулась компьютеризация налогового учета, усилены аудиторские возможности налоговых инспекций [6].
Таким образом, основная часть совокупного предложения финансовых ресурсов исторически закреплена за налогами. Благодаря развитой системе налогообложения в большинстве стран смешанного типа хозяйствования бюджетная процедура приобретала и приобретает современные институциональные формы.
Литература:
1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. № 209-11 с изменениями и дополнениями от 12.01.2007 г. № 224-3
2. Саутбаев С. Из истории налогообложения в Казахстане // Правовая реформа в Казахстане № 3 (11), 2010, С.85
3. Барулин С.В. Налоги и налогообложение. – М.: Экономист, 2006. – 398с.
4. Байдусенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансовая система Казахстана №4, 2009, С.23
5. Идирисова Э. К. Налогообложение. Алматы, 2010. – 145с.
6. Нурумов А.А. Основные итоги и направления развития налоговой системы // Финансовый менеджер №1, 2008, с.74