Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Андреева О.В.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

 

This work is about the necessity of  improving the practice of program-oriented budgeting at the municipal level. The characteristics of the municipal program of  small and medium-sized businesses developement in the city of Azov is given.

Keywords: performance budgeting; local budget; monitoring; planning; budget expenses; financing; purpose-oriented programme.

Эта работа о необходимости совершенствования практики программно-целевого бюджетирования на муниципальном уровне. Дана характеристика муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове.

Ключевые слова: бюджетирование, ориентированное на результат; местный бюджет; мониторинг; планирование; расходы бюджета; финансирование; целевая программа.

Планирование бюджетных расходов с применением целевых программ является одним из важнейших направлений реализации бюджетирования, ориентированного на результат, широко применяемого в зарубежной практике и внедряемого в России с 2004 года [3]. Несмотря на значительный отечественный опыт разработки и реализации целевых программ в России имеются значительные проблемы их применения в качестве инструмента результативного бюджетирования. Выделим наиболее часто встречаемые: ежегодное сокращение финансирования (по сравнению с плановыми паспортными показателями); не корректируются цели и задачи программы, перечень мероприятий при сокращении финансирования; отсутствуют эффективные механизмы привлечения и управления внебюджетными средствами; не отработаны механизмы мониторинга выполнения целевых программ; существующая система отчетности не ориентирована на анализ результативности целевых программ; не оценивается эффективность реализации программ.

На муниципальном уровне все указанные недостатки проявляются в большей мере, т.к. высок уровень финансовой зависимости органов местного самоуправления от вышестоящих (региональных и федеральных) органов власти, не накоплен достаточный опыт разработки и реализации целевых программ. В тоже время все большая часть расходов бюджетов планируется в части включения в целевые программы.

Так, Администрацией города Азова Ростовской области в 2010 году было предусмотрено 23 программы: 3 муниципальных, 9 ведомственных, 10 долгосрочных, 1 муниципальная адресная. В бюджете города с 2011 года добавились расходы еще на несколько долгосрочных программ.

Охарактеризуем муниципальную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове на 2009-2011 годы [5]. Сравнительный анализ состояния малого сектора экономики в городе Азове показал, что в целом малое предпринимательство развивается с положительной динамикой. Так, оборот малых предприятий в 2009 году по отношению к 2005 году увеличился  в 2,8 раза. Основными привлеченными источниками инвестиций в 2009 году в основной капитал у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выступали кредиты банков, заемные средства других организаций, а также собственные средства. Приток инвестиций в основной капитал с 2005 года увеличился в 3,7 раза, за последние 5 лет количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в городе,  увеличилось с 2732 чел. в 2006 году до 3668 человек в 2009 году (рост -  134,3%), а малых предприятий - в 1,5 раза (552 единицы).   

Администрацией города была организована работа по выводу  зарплаты из «тени» путем заключения соглашений о сотрудничестве с предприятиями малого и среднего бизнеса, что способствовало повышению показателя средней зарплаты с 2011,7 рублей в 2005 году до 10608,6 рублей в 2009 году, увеличение произошло в 5,3 раза.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания (70%) в связи с достаточно высоким оборотом капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе; на бытовое обслуживание, здравоохранение, ЖКХ приходится 20%; промышленность, транспорт и строительство – 10%.

Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики. По данным соцопроса, среди них были отмечены:

- низкое качество предпринимательской среды;

- нестабильность законодательной базы;

- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;

- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;

- нехватка квалифицированных кадров;

- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;

- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Для решения проблем и успешного развития малого и среднего предпринимательства Администрацией города должна вестись системная и целенаправленная работа, с применением программно-целевого комплексного подхода.

В декабре 2007 года в городе создано Некоммерческое партнерство «Азовское агентство поддержки предпринимательства», деятельность которого заключается в оказании всевозможных видов услуг субъектам малого и среднего бизнеса города и создании благоприятных условий для развития предпринимательства в городе.

При администрации города созданы и работают Межведомственная комиссия по устранению административных барьеров и Совет по  предпринимательству.

Все эти меры позволили городу удерживать стабильные позиции по развитию предпринимательства. По итогам рейтинговой оценки муниципальных образований области на территории города созданы удовлетворительные условия для развития предпринимательства.

Основная цель муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове на 2009-2011 годы [5] -обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) – должна быть достигнута в результате решения следующих задач:

  • § повышения роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения;
  • обеспечения взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечения предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
  • наполнения регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
  • увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса;
  • увеличения налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
  • повышения инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства.

Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников (табл. 1).

Таблица 1

Финансирование мероприятий муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове на 2009-2011 годы, тыс. рублей

№ п/п

Источники финансирования

Всего

В том числе по годам

2009

2010

2011

1.

Средства федерального бюджета

14,1

14,1

-

-

2.

Средства областного бюджета

2974,1

1015,9

1958,2

-

3.

Средства городского бюджета

4644,4

 

1274,4

 

1550,0

 

1820,0

4.

Средства коммерческих банков

1446500

392500

470500

583500

5.

Средства прочих исполнителей

25426,1

65,3

10180,4

15180,4

 

Итого

1479568,7

394869,7

484198,6

600500,4

 

Из таблицы видно, что основным источником финансирования программы являются внебюджетные средства, причем 97% всего объема финансирования приходится на средства коммерческих банков

В приоритетном порядке муниципальную поддержку получают субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в следующих сферах: промышленное производство и инновационная деятельность; создание на территории города бизнес-единиц производственного назначения (технопарков-кластеров, бизнес-инкубаторов, в том числе в сфере IT-технологий), осуществляющих деятельность на условиях субконтрактации; коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда; въездной, внутренний туризм и развитие гостиничного комплекса; здравоохранение; общественное питание в учреждениях образования; ремесленничество и народные художественные промыслы.

Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий.

1) Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования. В рамках данного мероприятия в 2009 году банковскими учреждениями города  выдано субъектам МСП 64 кредита на сумму 392430,0 тыс.руб.

Также в городе активно привлекаются субъекты МСП к участию в конкурсах (торгах) на размещение государственного и муниципального заказа (табл. 2).

Таблица 2

Размещение государственного и муниципального заказа среди СМСП в 2009 году

Наименование показателя

Общее число

В т.ч. по малым предприятиям

В % к общему числу

Количество заключенных контрактов

 

             12818

            

             7269

 

56,7%

Стоимость заключенных контрактов, тыс.руб.

 

689257,0

           

            65175,0

 

9,46%

 

Вместе с тем, в рамках расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам в городе можно получить субсидию на возмещение части уплаты процентной ставки по привлеченному кредиту, займу. В 2009 году 7 получателям перечислено субсидий на сумму 500,0 тыс. руб. за счет средств городского бюджета и 316,4 тыс.руб. за счет средств Фонда софинансирования расходов, что позволило создать дополнительно 28 рабочих мест и  способствовало увеличению: заработной платы в среднем на 1,6%;  суммы налоговых платежей на 4,6%; объемов производства на 5%.

Еще одной перспективной формой финансовой поддержки является субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с присоединением к сетям: электрическим;  газораспределительным; водопровода и канализации. В 2009 году на эту форму поддержки из городского бюджета 12 субъектам МСП  перечислено субсидий в сумме 181,9 тыс.руб.

2)  Поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества: организация выставочных мероприятий, сельскохозяйственных ярмарок.

3) Субсидирование части затрат субъектам МСП, связанным с оплатой обучения по образовательным программам подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

4) Методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках данного мероприятия осуществляется содействие прохождению трудовой практики, а также временной занятости учащейся молодежи на предприятиях субъектов МСП. В 2009 году на предприятиях малого и среднего  бизнеса было трудоустроено 680 человек из числа учащейся молодежи, в возрасте от 14 до 18 лет. Из числа выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального обучения, ищущих работу впервые, трудоустроено 15 человек.

Благодаря проводимым мероприятиям в городе значительно улучшился климат  для создания и развития малого бизнеса, поэтому предусмотрена пролонгация целевой программы на 2012-2013 годы. Отметим, что для обеспечения дальнейшей качественной поддержки необходимо улучшить координацию органов местного самоуправления с налоговой службой, центром занятости населения, органами статистики, а также контролирующими и правоохранительными органами.

Опыт планирования и реализации рассмотренной целевой программы позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности комплекса требований к оценке эффективности и результативности программ, мониторингу их реализации, условиям финансирования, механизмам  усиления ответственности исполнительных органов муниципальной власти перед обществом за результаты реализации программы.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.consultant.ru

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. №1123-р. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.consultant.ru

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. О мерах по повышению результативности расходов. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.consultant.ru

4. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (проект). [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.minfin.ru

5. Решение Азовской городской Думы от 26.08.2008 г. «Муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Азове на 2009-2011 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.gorodazov.ru

6. Жигалов Д.В., Перцов Л.В., Чалая Ю.Ю. Использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в практике муниципального управления. 2009. – 21 с.

7. Тимченко В.С., Пронина Л.И. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Финансы. 2008. № 9. – С.19 – 24.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.