Володин Р.С.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Южный федеральный университет
Внедрение систем экологического менеджмента позволяет компании более эффективно взаимодействовать с элементами внешней среды организации. Данное взаимодействие даёт компании дополнительные конкурентные преимущества.
Ключевые слова: экологический менеджмент, охрана окружающей среды, экологические стандарты.
The implementation of the environmental management’s systems allows a company to interact more effectively with the elements of the external environment of the organization. This interaction gives to the company extra edges.
Keywords: the environmental management, protection of the environment, the ecological standards.
Одним из главных принципов жизни на Земле является принцип жизни в согласии с природой.
Конец XX - начало XXI века можно охарактеризовать, как период перехода от фронтальной модели экономического развития к модели охраны окружающей среды. Отношение к экологическим проблемам, как к проблемам отдельных регионов постепенно сменяется совершенно новым видением, основанным на глобальном подходе к экологии. Достижение экологической безопасности и устойчивого развития общества возможно только в условиях глобальной экологизации.
В 1987 в докладе «Наше общее будущее», представленном Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд была сформулирована концепция устойчивого развития, которая поставила перед обществом ключевой вопрос современности: вопрос о возможности достойного, разумного, неразрушительного и продолжительного сосуществования человечества и окружающей природной среды [1].
В данной концепции ключевая роль в обеспечении устойчивого развития отводилась деловому сообществу. Именно деловое сообщество определяет эффективность ресурсов, делает выбор между возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами для удовлетворения потребностей человечества. Ответственность бизнеса в формировании устойчивого развития нашла отражение в опубликованной в 1991 году Хартии «Бизнес и устойчивое развитие» [2].
Одним из корпоративных приоритетов высшего порядка, согласно Хартии, является экологический менеджмент. Высокая роль экологического менеджмента связана с тем, что именно он обеспечивает систематизацию подходов компаний к вопросам, связанным с состоянием окружающей среды, и включение экологически значимых целей в стратегию бизнеса как ее неотъемлемых компонентов.
Также экологический менеджмент был признан одним из основных путей решения экологической проблемы в мире в 1992 году в ходе Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в повестке дня на XXI век [3].