Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Бугаев А. А.

Семья как фактор воспроизводства человеческого капитала.

Вологодский государственный технический университет

 

This is the thesis about the factors of reproduction of human capital in the family.

Keywords: family, human capital, the reproduction of human capital.

В этих тезисах исследуется факторы воспроизводства человеческого капитала в семье.

Ключевые слова: семья,человеческий капитал, воспроизводство человеческого капитала.

Все больше экономистов высказывают мысль о перспективном направлении развития экономической науки в нашем веке является концепция человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал являются самыми перспективными с точки зрения капиталоотдачи. Высокий уровень и качество накопленного ЧК влияет на ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д.

Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал».Нам кажется более удачный вариант  И.В. Ильинского. Он выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

где ЧК – человеческий капитал;

      Ко – капитал образования;

      Кз – капитал здоровья;

      Кк – капитал культуры.[6]

Рассматривая человеческий капитал стоит не стоит забывать, что он состоит не только из индивидуального капитала, в его состав также можно разделить на уровни:

ñ На микро-уровне находятся: семья,фирмы.

ñ На мега-уровне находятся: национальная экономика или экономика государства.

ñ На макро-уровне находятся мировая экономики.

С ранних лет человек получает своеобразный потенциал, одновременно получая возможности для его реализации. Семья совершенствует способности человека, присущие ему от рождения либо формирует и открывает новые. Развитие человека – важнейший процесс, на который опирается теория человеческого капитала, и аспекту семьи в этом отводится фундаментальная роль.

Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.[9]

Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Семья является фундаментом формирования человеческого капитала. Более того, уровень образования родителей, особенно матери, их уклад жизни способствуют дальнейшим успехам, здоровью детей. Как указывал А. Маршалл, общая способность в большой мере зависит от окружения человека в детском и юношеском возрасте. Здесь первейшее и наисильнейшее влияние оказывает мать. Далее следует влияние отца, других детей, а в некоторых случаях и слуг. [4]

Семья  выполняет функции социализации и воспитательную, которая заключается в подготовке детей к полноценной жизни в обществе. Развитие и функционирование человеческого капитала первоначально происходит за счет воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, затем в вузах. Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так и для самого ребенка. Следовательно, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки воспитания детей, которые представляют собой инвестиции, так как уменьшают текущие затраты на потребление родителей, их еще называют «эффект их воздержания». Действительно, велико влияние семьи и окружающей обстановки, поэтому оздоровление и благосостояние семьи, образование, здоровье детей и молодежи, вложения в человеческий капитал становятся первоочередной задачей.

Г. Беккер в своих работах уделил  вопросу семьи особое внимание. Он писал -«Альтруизм как исходная посылка применим к подавляющему большинству семей, хотя отношения детей и родителей определяются и другими мотивами. Альтруизм, приходящийся на одного ребенка, по-видимому, обратно пропорционален количеству детей, так что дополнительный ребенок уменьшает полезность, извлекаемую родителями от каждого отдельного ребенка, подобно тому, как …. покупка дополнительной машины сокращает полезность, приходящуюся в среднем на один автомобиль».[2]

Так же, «Сильный альтруизм родителей способствует эффективным вложениям в детей, повышая вероятность того, что родители будут делать дарения или оставлять наследство взрослым детям. Однако сильный альтруизм может снижать эффективность другим путем — например, если дети понимают, что в случае неудачи родители их обязательно выручат. Так, дети, которые пока не получали дарений, но ожидают их от альтруистичных родителей в будущем, станут меньше сберегать и больше брать в долг, увеличивая свое текущее потребление и снижая будущий объем ресурсов, поскольку альтруистичные родители склонны увеличивать поддержку детей, находящихся в нужде». [2]

Поскольку способности человека, создаются длительное время за счет инвестиций семьи. То можно составить таблицу  классификации функций семьи придерживаясь А.Г. Харчева.[7] (таблица.1)

Таблица 1

Воспроизводство человеческого капитала

функции

общественное значение

индивидуальное

репродуктивная

воспроизводство населения

удовлетворение потребности в детях

воспитательная

социализация и поддерживание культурной непрерывности общества

формирование гармоничных взаимоотношений между членами семьи

социально-статусная

социальный статус членов семьи

удовлетворение потребности, общественное признание

 

В таблице функции семьи поделены на стадии в воспроизводстве человеческого капитала. Они начинают выполнятся начиная с репродуктивной,воспитательной,далее первичного социального контроля и социально статусные. На этом этапе происходит  физическое формирование человеческого капитала,который развивается и одновременно адаптируется  к социально-экономической системе жизни- деятельности.

Сегодня в  России  создание семьи является необходимостью только для 58% населения. Остальные относятся к этому более сдержанно, и заводить семью собираются только в крайнем случае. В последнее время особенно актуальны гражданские браки, они давно перестали быть чем-то ненормальным в нашем обществе. Поэтому и рождение внебрачных детей стало повседневным явлением. По мнению многих россиян, заводить семью нужно, когда тебе уже за 30. К этому времени как раз таки захочется стабильности и покоя, которые и будут обеспечены юридически оформленным браком.

Сегодня  положение  брака от которого от которого зависит семья , в шатком положении. Брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Падает заинтересованность молодых людей в вступление в законный брак, опасаясь за возможные потери собственных материальных благ, если отношения у супругов разладятся. Так развивается и набирает масштабы явление гражданского брака.

По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви.  В Северной Америке брак считают необходимым этапом в развитии нормальных отношений 78% респондентов, в Европе – 61%.

1/3 опрошенных респондентов вообще не желают оформлять отношения и считают, что институт брака исчерпал сам себя. По последним данным, в Европе распадается каждый второй брак, да и в России число разводов растет с каждым днем.

Не смотря на эти данные, 71% мужчин и 68% женщин во всем мире считают, что брак – это неотъемлемая часть жизни.

Согласно данным Росстата, число браков в РФ в 2005 году составило 1 066 366, в 2006-м – 1 113 562, число же разводов: в 2005-м – 604 942, в 2006-м – 640 837. Соответственно, естественный прирост населения в России превратился в естественную его убыль и составил -846 559 чел. за 2005 год и -687 066 чел. за 2006 год.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.

В 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».  В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» Прошедший 2009 год стал "особенным" для России, поскольку естественный прирост населения впервые за 20 лет превысил естественную убыль.

Сегодня положение такого важного института  как семья,  как  никогда раньше  требует подержу и стимулирования   со стороны государства. Решение  проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности. Иначе могут усугубиться в связи с тенденцией снижения рождаемости негативные последствия, а именно:

ñ Снижение темпов экономического развития, поскольку возможно сокращение населения в трудоспособном возрасте;

ñ Ввиду недостатка рабочей силы возникнет необходимость в притоке иностранной рабочей силы, что может вызвать дополнительные проблемы как для принимающей страны, так и для трудовых мигрантов;

ñ Увеличится число людей пожилого возраста, не имеющих поддержки от родных, что потребует дополнительных государственных вложений [8].

 

 Литература:

  1.  http://ru.wikipedia.org/wiki/семья (интернет ресурс)
  2.  С.Беккер Избранные труды по экономической теории. Человеческое повидение.Экономический подход.
  3.  Цыренжапова, Ульяна Владимировна Семья в воспроизводстве человеческого капитала на мезоуровне Год: 2009
  4.  Колин К.К. На пути к новой системе образования. М. 1999. С. 10.
  5.  Маршалл А. Принципы экономической науки. I. М. Издательская группа «Прогресс». 1993. С. 284.
  6.   http://ru.wikipedia.org/wiki/человеческий_капитал (интернет ресурс)
  7.   Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.
  8.  А. Г. Харчев, "Брак и семья в СССР" Изд-во "Мысль", г. Москва, 1979 г. С.243-255.
  9.  Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // МЭ и МО. – 2007. – №3. – С.3-14.
  10.  
  11. С.Б. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 76-78
    11.  http://statistika.ru (интернет ресурс)

 

 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.