Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Метов А. О. 

Повышение инвестиционной привлекательности предприятий нефтяного комплекса

Финансовый университет при Правительстве РФ

Актуальность темы данной статьи обусловлена, как минимум, двумя причинами. Во-первых, нефтяной комплекс является одним из ключевых элементов экономики России, от эффективности его функционирования на современном этапе зависит успех решения множества государственных социальных и экономических проблем. Кризисные явления, как в мировой, так и в национальной экономике внесли свои коррективы не только в государственное управление экономикой, но и отразился на состоянии предприятий, в том числе и предприятий нефтяной отрасли. Специфика развития нефтяного комплекса предполагает разработку методов повышения энергоэффективности отрасли, модернизации оборудования и применения инновационных разработок на всех уровнях нефтедобычи: от геологоразведочных работ до нефтепереработки и транспортировки. Таким образом, актуальными становятся вопросы эффективного инвестирования предприятий нефтяного комплекса.

Во-вторых, в советское время инвестиции в предприятия нефтяного комплекса обеспечивались крупными вложениями в подготовку кадров, отечественную науку, машиностроение и приборостроение, техническое оснащение, в связи с этим предприятия нефтяного комплекса могли эффективно действовать во многих странах и конкурировать с западными аналогичными компаниями.

В последние тридцать лет наблюдается явно низкий объем инвестиций в геологоразведку. Как следствие этого, основной негативной тенденцией развития отрасли сокращение текущих промышленных запасов нефти в стране в 1993–2009 годах на 2,2 млрд. тонн при компенсации накопленной добычи на уровне лишь 62%.[1]

Высокая степень износа и моральное старение основных производственных фондов, отставание производственного потенциала от мирового научно-технического уровня, слабая экономическая мотивация в реализации новых проектов и другие факторы обусловливают необходимость привлечения инвестиций в нефтяную отрасль.

В-третьих, нефтяной комплекс (НК) можно отнести к межотраслевым, поскольку в его состав входят «нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтепродукто-обеспечивающие предприятия, геологические организации, организации нефтеразведочной геофизики, транспорта нефти и нефтепродуктов, нефтегазового строительства, предприятия нефтяного машиностроения, вузы, научно-исследовательские и проектные институты»,[2] следовательно, целью и основой существования НК является эффективная организация всех видов обеспечения для прохождения производственно-коммерческого цикла нефти и нефтепродуктов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения инвестиционной привлекательности предприятий НК.

Понятие «инвестиционная привлекательность» достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.

К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.

Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции.[3] Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса.

Существуют иные точки зрения (в том числе В.М. Власовой, И.В. Журавковой и Э.И. Крылова). Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение - структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования).[4]

Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.

С нашей точки зрения, под инвестиционной привлекательностью необходимо понимать систему мер, стимулирующую в долгосрочном периоде привлечение инвестиций различных типов и форм (включая налоговые льготы, прямые дотации и т.д.) и направленную на установление требуемых масштабов, структуры, источников получения, направлений использования инвестиций. При этом уровень инвестиционной привлекательности выступает как интегральный показатель, суммирующий разно направленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Нефтяная промышленность подвергается большему регулированию, чем другие отрасли, так как она связана с разработкой невозобновляемых природных ресурсов. Правительство обычно старается принимать участие в регулировании этой деятельности, так как она оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации, не говоря уже об экологии. Однако, на наш взгляд российская нефтяная промышленность подвергается чрезмерному государственному регулированию, которое мешает привлечению иностранных инвестиций. Кроме того существуют законы, не относящиеся непосредственно к данной отрасли (например, закон о банкротстве), которые также влияют на принятие решений.

Учитывая, что компании нефтегазовой отрасли являются крупнейшими экспортерами и, следовательно, основными источниками денежных средств в государстве, совершенно естественно, что правительство пытается возложить на отрасль наиболее высокие налоги. Обычно это осуществляется через налог с оборота, который не учитывает фактора рентабельности, что особенно негативно сказывается на нефтегазовой промышленности, требующей значительных первоначальных инвестиций и длительных сроков окупаемости. В результате деятельность по разработке новых месторождений усложняется, так как компаниям приходится платить налоги с оборота даже в течение первой, обычно убыточной стадии проекта. С другой стороны, при отработке месторождения существующий налоговый режим стимулирует преждевременное закрытие низкодоходных скважин, в то время как низкие или нулевые налоги с оборота способствовали бы более длительной их эксплуатации и, соответственно, более бережному управлению нефтяными запасами. Другим негативным фактором является недостаточно стабильный налоговый режим.

По нашему мнению, слишком большое количество требований к процессу лицензирования на разработку природных ресурсов в России делает их получение труднодостижимым. Более того, эти требования направлены на максимизацию объемов добываемой нефти в наиболее короткие сроки, а не на качественную и долгосрочную эксплуатацию ресурсов. Это может привести к преждевременному закрытию нефтяных скважин и, следовательно, к неэффективному управлению запасами. Вместе с тем, имея личные связи с правительственными чиновниками, можно избежать многих проблем, связанных с лицензионным регулированием. Такая ситуация неприемлема как для иностранных инвесторов, так и для потенциальных кредиторов, так как слишком многое зависит от отдельных лиц, а не от жизнеспособности самого бизнеса.

Из-за ограниченной пропускной способности нефтепроводов правительство позволяет нефтяным компаниям экспортировать приблизительно 1/3 своей продукции, хотя отдельным добывающим компаниям разрешается экспортировать до 100% своей продукции. Это - естественное регулирование, которое зависит в большой степени от технических возможностей. Ограничения же экспорта нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина и мазута) являются искусственными и имеют более сильный отрицательный эффект, так как они непредсказуемы и усложняют долгосрочное планирование для иностранных инвесторов.

В настоящее время нефтяные компании обязаны конвертировать 75% экспортной выручки. Это создает дополнительные проблемы для компаний, которые предполагают закупать оборудование за рубежом, и в то же время усложняет репатриацию доходов иностранных инвесторов. Государственные закупки нефтепродуктов Правительство оказывает влияние на нефтяные компании с целью предоставления дешевого топлива государственным организациям, что может иметь негативное воздействие на формирование цен на внутреннем рынке. Так, например, в 2007 году «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС» поставляли государству мазут по более выгодным ценам и, возможно, получили определенные привилегии в обмен на свою «щедрость». Такие непрозрачные сделки негативно отзываются на нефтяном рынке, так как приводят к формированию цен, не отражающих реальный спрос. Как следствие, у иностранных инвесторов создается негативное впечатление, особенно если им придется продавать до двух третей будущей продукции на таком «искаженном» рынке.

В связи с тем, что государство устанавливает очень низкие внутренние цены на газ, а все компании, кроме «Газпрома», имеют ограниченный доступ к газопроводам, возникли два негативных последствия. Первое из них состоит в том, что собственные денежные потоки «Газпрома» недостаточны для инвестиций в новые газовые месторождения. С другой стороны, нефтяные компании, имеющие возможность для добычи газа, не будут заниматься данным видом деятельности, поскольку он непривлекателен с финансовой точки зрения. Иностранные нефтяные компании будут поступать аналогичным образом. Кроме того, государственное регулирование цен на газ (первоначально направленное на защиту потребителей) может в конечном итоге негативно сказаться на тех же потребителях, так как существующая нехватка средств для инвестирования может привести к возникновению дефицита газа в России, когда объем добычи «Газпрома» может сократиться.

Законодательство о банкротстве Возможно, процедура банкротства - это единственная область деятельности, которая в России недостаточно регулируется, в отличие от остальных, которые подвергаются чрезмерному регулированию. Показательным примером в этом смысле является компания «Черногорнефть». В 2008 году чистая прибыль компании в соответствии с российской системой финансовой отчетности составила $121 млн. (при чистой выручке $320 млн.). Кроме того, за прошедший год «Черногорнефть» увеличила размер имеющихся в ее распоряжении наличных средств с $16 млн. до $60 млн. Несмотря на это, компанию признали настолько безнадежной, что внешний управляющий не нашел никакого другого выхода, кроме выставления ее активов на аукцион. Этот пример показывает, насколько не защищены права акционеров по законодательству о банкротстве и насколько просто осуществить банкротство любой компании.

Принимая во внимание все указанные трудности (не говоря уже о достаточно высоком риске, присущем нефтяному бизнесу), неудивительно, что в последние два года не осуществлялось широкомасштабных инвестиций в отрасль со стороны иностранных компаний.

Итак, существуют определенные меры, которые можно предпринять, чтобы существенно улучшить привлекательность российской нефтегазовой отрасли для иностранных нефтяных компаний и стратегических инвесторов. Мы кратко опишем основные из них.

  1.  Снижение или ликвидация налогов с оборота. Снижение или ликвидация налогов с оборота и замещение их налогом на финансовые результаты может быть наиболее радикальной мерой. Хотя полная ликвидация подобных налогов практически невозможна, необходимо сделать систему максимально гибкой. С нашей точки зрения, налоги на доход должны быть низкими в первые годы разработки месторождения, когда инвестиционные затраты высоки и проект в любом случае приносит убытки. Затем ставка налога может увеличиваться по мере того как месторождение становится прибыльным и опять понизиться, когда рабочий цикл месторождения подойдет к концу и объем добычи начнет сокращаться. Подобная система будет стимулировать инвестиции и оптимизирует процесс добычи нефти, а в долгосрочной перспективе приведет к более высоким налоговым поступлениям в бюджет.
  2.  Стабильный налоговый режим. Правительство должно показать потенциальным инвесторам, что правила игры стабильны. Пример - экспортная пошлина, где введена и действует плавающая ставка. Наиболее дальновидным шагом является сохранение данной шкалы, а также отказ от введения новых пошлин или повышения существующих. Сохранение статус-кво или улучшение ситуации даст сигнал иностранным нефтяным компаниям, что правила игры становятся стабильными.
  3.  Менее строгие лицензионные требования. Хотя риск отзыва лицензии достаточно низок (среди более 40 тыс. выданных лицензий на разработку минеральных ресурсов были отозваны менее 20, при этом отзыв большинства из них не оспаривался), и инвесторы, и кредиторы будут чувствовать себя более уверенно, если лицензионные требования будут смягчены. Это удостоверит гарантии, что лицензии компаний не будут подвергаться постоянному риску быть отозванными, и, следовательно, снизит возможный инвестиционный риск.
  4.  Стимулирование создания открытого рынка сырой нефти. Учитывая, что внутреннее производство является в значительной степени вертикально интегрированным, большая часть добываемой нефти не экспортируется напрямую, а продается добывающими дочерними предприятиями этих компаний их собственным нефтеперерабатывающим предприятиям. Это ведет к тому, что внутренний рынок сырой нефти слабо развит. Следовательно, новый участник будет рассматривать подобное положение дел в качестве инвестиционного риска, так как сможет экспортировать только одну треть своей продукции и будет вынужден продавать две трети на внутреннем рынке. Однако, если внутренний рынок сырой нефти и нефтепродуктов наберет силу, этого мы ожидаем в среднесрочной перспективе, то влияние данного фактора риска будет менее серьезным.
  5.  Обеспечение прозрачности рынка и ликвидация ценовых искажений. Если правительство и дальше будет заключать сделки с некоторыми нефтяными компаниями на продажу нефти по заниженным ценам, то это нарушит равновесие между спросом и предложением и приведет к неправомерному снижению цен. Так как любое инвестиционное решение начинается с рассмотрения цены, которую компания может получить за свою продукцию, подобные действия со стороны государства могут привести к тому, что компании могут принять ошибочные инвестиционные решения, когда инвестируется недостаточно средств. Это также может привести к тому, что нефтеперерабатывающая промышленность, которая в большей степени зависит от внутреннего рынка, чем добывающая, будет менее привлекательна для иностранных инвесторов. Ситуация может стать более благоприятной, если правительство вместо заключения подобных соглашений будет напрямую субсидировать проблемные секторы.
  6.  Введение банка качества. В компании «Транснефть» с 2006 года существует план по введению банка качества для системы трубопроводов, в соответствии с которым производители низкокачественной нефти вынуждены платить пени. Это особенно затрагивает интересы производителей из Башкортостана и Татарстана, где качество добываемой нефти невысокое, и вполне естественно, что эти регионы активно выступали против подобных мер. Однако введение банка может принести определенные выгоды, так как большинство проектов, которыми интересуются иностранные инвесторы, находятся в других регионах, где добывается высококачественная нефть, что повысит их инвестиционную привлекательность.
  7.  Расширение экспортных возможностей. Если внутренний рынок не сможет переработать значительно выросшие объемы добычи после введения новых проектов, то лучшим решением будет снятие ограничений с экспорта нефти и нефтепродуктов. Так как основным ограничением для экспортеров нефти является пропускная способность нефтепроводов, это приведет к введению льготных налоговых ставок и поощрению строительства новых трубопроводов. Учитывая, что в настоящее время каждый экспортируемый баррель нефти приносит в бюджет доход в размере $5,4 (налоги с добывающих компаний), а каждый баррель сырой нефти, поставляемый на внутренний рынок, приносит $3,8 дохода, выгоды для государства очевидны. Либерализация рынка природного газа Основное внимание к углеводородам в России обычно сконцентрировано на нефти, однако в будущем реальный интерес как для иностранных, так и для внутренних инвесторов может также представлять рынок природного газа.

Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности предприятий нефтяного комплекса может проходить по нескольким неправлениям.

 

Литература:

  1.  Бушуев, В., Крюков, В., Саенко, В., Томин, С. Развитие нефтяной промышленности России: взгляд с позиции ЭВ-2030 / В. Бушуев, В. Крюков, В. Саенко, С. Томин // Нефтегазовая вертикаль. – 2010. - №13-14. – С. 4 – 11.
  2.  Валинурова, Л.С., Казакова, О.Б. Управление инвестиционной деятельностью / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. – М.: КноРус, 2005. – 384 с.
  3.  Власова, В.М., Журавкова, И.В., Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / В.М. Власова, И.В. Журавкова, Э.И. Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 608 с.
  4.  Дунаев, В.Ф., Шпаков, В.А., Епифанова, Н.П., Лындин, В.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности / В.Ф. Дунаев, В.А. Шпаков, Н.П. Епифанов, В.Н. Лындин. - М., Нефть и газ, 2006. – 352 с.


[1] Бушуев, В., Крюков, В., Саенко, В., Томин, С. Развитие нефтяной промышленности России: взгляд с позиции ЭВ-2030 / В. Бушуев, В. Крюков, В. Саенко, С. Томин // Нефтегазовая вертикаль. – 2010. - №13-14. – С. 6.

[2] Дунаев, В.Ф., Шпаков, В.А., Епифанова, Н.П., Лындин, В.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности / В.Ф. Дунаев, В.А. Шпаков, Н.П. Епифанова, В.Н. Лындин. - М., Нефть и газ, 2006. – С. 34.

[3] Валинурова, Л.С., Казакова, О.Б. Управление инвестиционной деятельностью / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. – М.: КноРус, 2005. – С. 15.

[4] Власова, В.М., Журавкова, И.В., Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / В.М. Власова, И.В. Журавкова, Э.И. Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 209.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.