Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 338.49:332.12

Чебанов Э.И.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ  РАЗВИТИЯ  РЕГИОНАЛЬНОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

 

In article the essence of a social infrastructure and its role in development of regional economy are surveyed. Models of a regional social infrastructure are presented. Internal and external factors which influence development of a regional social infrastructure are defined. 

Keywords: Regional social infrastructure, external both internal factors and conditions, modernization.

В статье рассмотрены сущность социальной инфраструктуры и ее роль в развитии региональной экономики. Представлены модели региональной социальной инфраструктуры. Выявлены внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на развитие региональной социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: региональная социальная инфраструктура, внешние и внутренние факторы и условия, модернизация.

Развитие социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики России обусловлено объективными и необходимыми предпосылками возникновения и использования новых форм и методов управления обществом (межрайонные планировки, карты распределения культурных и бытовых учреждений, комплексные программы развития территорий и др.). Социальная инфраструктура представляет собой категорию региональной экономики, так как на этом уровне сталкиваются отраслевые и территориальные интересы субъектов собственности и субъектов хозяйствования.

Под региональной социальной инфраструктурой понимаем сложную систему отраслей и сфер деятельности, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность экономических субъектов региона. Ее модель определяет и сама определяется социальным укладом жизни общества как результатом длительного развития в условиях реального состояния экономики на определенном этапе. Развитие региональной социальной инфраструктуры следует представить в виде трех моделей:

1) социально-ориентированной нерыночной, т.е. предоставление услуг инфраструктуры обществу осуществляется при доминирующей роли государства. В этой модели значительную долю занимают общественные услуги, частные же предоставляются достаточно редко. Развитие социальной инфраструктуры обеспечивается за счет бюджетных инвестиционных ресурсов регионов. Реализация такой модели в краткосрочном периоде достигает значительного экономического эффекта, но в долгосрочном же является невыполнимой для бюджета финансовой нагрузкой;

2) рыночной, т.е. предоставление услуг социальной инфраструктуры обществу осуществляется с привлечением частного капитала при минимальном участии государства. Задачей последнего является создание условий для конкуренции и нормативно-правовых основ регулирования рыночных отношений. Развитие социальной инфраструктуры обеспечивается инвестиционной активностью субъектов;

3) социально-ориентированной рыночной, смешанной, т.е. созданной в результате конвергенции двух вышеназванных моделей. Ее функцией является предоставление услуг социальной инфраструктуры обществу, осуществляемых на основании государственно-частного партнерства, представляющего собой взаимодействие компаний частного сектора с государственными органами в целях обеспечения финансирования инфраструктуры. Социальная ориентация экономики – это ориентация производства на спрос потребителей, но это присуще экономике эффективной, которая располагает развитым рыночным механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни забюрократизированным государственным вмешательством. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию общественными институтами определенного уровня государственного регулирования, при котором осуществляется соответствие социальным интересам. Такая ориентация характеризует, помимо других признаков, значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг обществу, предоставление определенных социальных гарантий [1]. Для реализации этой модели целесообразна конструктивная социальная политика, призванная укрепить доверие людей к власти и соответствующая задачам современного и перспективного развития региона. В качестве инвестиционных ресурсов выступают государственные и частные инвестиции.

Исследование региональной социальной инфраструктуры в методологическом плане неотделимо от оценки условий и среды ее существования, так как «…система как целостность относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве ее среды» [2].

Институциональные и рыночные преобразования в России привели к необходимости адаптации отраслей социальной инфраструктуры к современным экономическим условиям. Следует учитывать влияние факторов на развитие региональной социальной инфраструктуры, анализ которых позволяет системно оценить глубину ее проблем. Все это учитывается при разработке концепции посткризисного развития региональной социальной инфраструктуры. Таким образом, автором систематизированы в соответствии со сферой действия факторы, которые делятся на:

1) внешние, возникающие на уровне макроэкономической системы,

2) внутренние - на уровне региональной социальной инфраструктуры.

Природно-географические факторы представляют собой совокупность природно-климатических, географических и экологических факторов, оказывающих влияние на развитие региональной социальной инфраструктуры. Воздействие вышеперечисленных факторов следует отнести к внешним факторам. Климатические условия и природно-ресурсный потенциал определяют структуру социальной сферы, цену услуг, и, соответственно, специфику отраслей, входящих в социальную инфраструктуру. Экономическими следствиями этого являются неприемлемость стандартных форм хозяйствования, повышение ресурсоемкости производства, снижение производительности труда и конкурентоспособности продукции, необходимость значительных резервов и экономической поддержки многих регионов.

Технико-технологические факторы отражают потенциальные возможности технико-технологической базы предприятий социальной инфраструктуры. На качество ее услуг оказывает воздействие степень износа основного капитала предприятий и учреждений социальной инфраструктуры. К примеру, материально-техническую базу инфраструктуры представляет морально и физически изношенный основной капитал, который сегодня заменяется современным и высокоэффективным.

Важным внешним фактором, влияющим на развитие социальной инфраструктуры, является государственная инновационная политика и обеспеченность инновационной инфраструктурой. Предприятия и учреждения, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Например, уменьшение научных библиотек зарубежными изданиями отдаляет регион от формируемого информационного пространства мировой науки и подрывает связи отечественных и иностранных ученых, специалистов и предпринимателей.

На функционирование инновационной инфраструктуры оказывает влияние общемировая тенденция усложнения третичного сектора. Темпы развития инновационной инфраструктуры интенсивнее, чем темпы развития инновационных организаций, поскольку первая выступает важнейшим фактором инновационных процессов в экономической системе страны и ее регионов. Этому способствует значительный мультипликативный эффект повышения спроса на их услуги, низкая степень восприимчивости инфраструктуры к циклическим колебаниям производства, расширение спроса на услуги инновационной инфраструктуры в период выхода из кризиса.

Экономические факторы, влияющие на развитие социальной инфраструктуры, представлены как внешними, так и внутренними. Социальная инфраструктура относится к системам, внутреннее состояние которых в большей степени определяется воздействиями внешних факторов.

Стабильность региональной экономической системы оказывает существенное влияние на развитие ее отраслей. Данный фактор характеризует повышение инвестиционной привлекательности предприятий социальной инфраструктуры, а значит, формирование благоприятного регионального инвестиционного климата.

Благоприятный инвестиционный климат в регионе формируется на основе объективных условий и инвестиционной политики. Создание благоприятного инвестиционного климата понимается как «…либерализация экономической деятельности, означающая не только повышение степени свободы поведения хозяйствующих субъектов, но и становление определенного хозяйственного порядка» [3]. Инвестиционная политика выступает звеном экономической политики региона, системой мероприятий, определяющей объем, структуру и направления инвестиций, рост основного капитала и его обновление на основе важнейших достижений науки и техники.

В настоящее время инвестиции на развитие инфраструктурного комплекса России составляют примерно 20 %. Проблемами инфраструктуры являются отсутствие интеграции услуг в экономическую систему, высокого качестве и комфортности сервиса и резкая дифференциация между обслуживанием городского и сельского жителя. Главной причиной сложившейся ситуации является несостоятельная концепция остаточного принципа ее финансирования. В течение длительного времени социальную инфраструктуру считали сферой обслуживания производства, а не важной составной частью воспроизводственного процесса. Такой подход к инвестированию характеризует ограничение финансов на ее функционирование и развитие, не принимая во внимание ее значение как фактора интенсификации производства.

Демонополизация экономики представляет собой ограничение монополизма экономических субъектов. Она характеризуется появлением конкурентов-производителей путем диверсификации и создания новых производств благ, регулируемым доступом иностранных фирм на региональный рынок.

В рамках институциональных преобразований необходимо формирование предпосылок для создания конкурентной среды:

1) экономических – рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований и их государственную поддержку;

2) технологические – доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать рыночные ниши, но и способствуют повышению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Распространение научных достижений являются мощными источниками конкуренции, вызванной созданием благ-субститутов;

3) социоинституциональные – связаны с появлением новой системы мотивации и изменением управленческой психологии прежней системы.

Оценка влияния демонополизации экономики на развитие инфраструктуры предполагает учет российских особенностей формирования конкурентной среды при переходе от централизованного хозяйства к смешанной экономике. Унаследованный от централизованной экономики монополизм имеет особенности: охватывал производство, распределение, обмен и потребление; сложился как способ оптимизации распределения ресурсов на основе «экономии на масштабах производства». Хозяйствующие субъекты не имели возможности в альтернативности экономического поведения, поскольку действовали в условиях натурально-хозяйственной замкнутости, централизованного планирования и закрепления поставщиков и потребителей. Для советского периода было свойственно огосударствление экономики, а не монополизм хозяйствующих субъектов в его рыночном понимании. Поэтому демонополизация российской экономики означала ее разгосударствление путем демонтажа административно-командной системы управления, изменения мотивационного поведения субъектов и легитимацию правовых норм, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота [4]. С целью снижения трансакционных издержек происходит «распад» крупных и средних компаний на мелкие.

Государственная поддержка является неотъемлемой частью развития социальной инфраструктуры. «По доле социальных расходов, включающих затраты на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и образование, в общем объеме государственных расходов, Россия уступает США в 1,7 раза, Франции – 2,5, Германии – 3 раза» [5]. Государственная поддержка в развитых странах осуществляется в различных формах: в виде полного субсидирования капиталовложений, субсидий предприятиям и учреждениям, индивидуальных грантов [6]. Эффективность государственной поддержки обеспечивается в условиях распределения бюджетных средств через специализированные государственные консультационные органы или фонды, которые имеют право отбора проектов.

Государственная поддержка сопряжена с проводимой налоговой политикой, выделяемой как внешний фактор влияния на развитие социальной инфраструктуры. Устойчивость экономического роста в долгосрочной перспективе базируется на инвестициях в инновации и человеческий капитал (он становится более значимым фактором конкурентоспособности на международных рынках), что без сильной социальной политики недостижимо. Постсоветская Россия продемонстрировала невозможность экономического роста в условиях снижения социальных стандартов, так как у значительной части общества одновременно сокращается совокупный спрос и снижается экономическая мотивация к труду.

Для развития инфраструктуры необходим адекватный подход к использованию инструментов фискальной политики. Налоговые льготы предоставляются не только инновационным, венчурным предприятиям, технопаркам и технополисам, но и тем компаниям, которые осуществляют образовательные программы для своего персонала. Действуют льготы подоходного налога для тех физических лиц, которые продолжают образование и повышают квалификацию. Занятость обеспечивается в рамках модели интенсивного экономического развития: стимулируются инновации и инвестиции, венчурный бизнес, проводятся мероприятия по преодолению структурных кризисов в экономически депрессивных регионах.

Значительным по воздействию на развитие социальной инфраструктуры фактором является тенденции технического развития общества и нового технологического уклада. Кардинальные преобразования связаны с исчерпанием возможностей индустриального типа воспроизводства и связанного с ним конфликта между человеком и природой. Перед индустриальным человеком поставлена исторически значимая задача, связанная с преодолением взаимного отчуждения человека, техники и природы с целью их единения. Сделать это возможно в условиях нового культурно-технического мировоззрения, позволяющего создать такой технологический способ жизнедеятельности общества, при котором денежный и товарный фетишизмы уступают место фетишизмам гуманитарному и природному.

В условиях становления эколого-гуманистического технологического уклада, соответствующего тенденциям постиндустриального общества, приоритетной сферой выступает социальная инфраструктура. Технологический детерминизм обусловливает доминирование определенной сферы экономической деятельности (первичной, вторичной, третичной). Детерминированный характер технологического развития нарушает эколого-гуманистическую основу общества, усиливает процесс культурного отставания. Формирование современного общества предполагает коэволюцию и конвергенцию принципов технологического и культурного развития.

Среди внутренних экономических факторов, оказывающих воздействие на развитие социальной инфраструктуры, следует выделить доминирование формы собственности. Адекватность формы собственности модели экономической системы способствует развитию социальной инфраструктуры. По мнению Т. Веблена, «институт частной собственности выступает характерной особенностью общественной жизни, господствующей в экономике и праве» [7]. С учетом социальной значимости здравоохранения представляется нецелесообразным тотальное разгосударствление в процессе ее реформирования, оптимальным является сочетание форм государственной и частной собственности. Такая система обладает высокой эластичностью спроса по доходу и тенденциями быстрого технологического прогресса.

Следующий фактор – инвестиционные интересы экономических субъектов сопровождаются приоритетностью развития определенных сфер экономики в долгосрочном периоде. Источником финансирования инфраструктурных проектов могут стать средства коммерческих банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. Эти инвесторы диверсифицируют свой бизнес, и наряду с основной деятельностью финансируют инфраструктурные проекты. Так, «в России данный процесс происходит ввиду наличия свободных финансовых ресурсов, но следствие того, что при остром дефиците мощностей объекты инфраструктуры, безусловно, будут востребованы в условиях экономического роста. И хотя проекты инфраструктуры не являются высокодоходными по сравнению, например, с нефте- и газодобычей, и имеют длительные сроки окупаемости инвестиций, но приносят прибыль стабильно, что немаловажно для стратегически мыслящего бизнеса» [8].

Емкость и потенциал рынка услуг социальной инфраструктуры являются основными показателями спроса и предложения этих услуг на региональном уровне. Емкость рынка инфраструктурных услуг определяем как совокупный платежеспособный спрос потребителей региона на эти услуги, или предельное значение рыночного спроса. Под потенциалом рынка инфраструктурных услуг понимается возможный объем потребления услуг социальной инфраструктуры на региональном уровне. Формирование рыночных отношений неразрывно связано с институтом частной собственности и четким разделением прав собственности.

Финансовое состояние предприятий социальной инфраструктуры является немаловажным фактором влияния на ее развитие. Низкая рентабельность и финансовая устойчивость предприятий и учреждений не обеспечат оказания качественных услуг. Так, в России социальная инфраструктура непривлекательна с точки зрения низкого уровня оплаты труда, что является причиной снижения занятости граждан в этой сфере. «Уровень заработной платы работников образования составляет 41,9 %, работников здравоохранения – 45,5, работников культуры – 42,1 % от уровня средней заработной платы в промышленности» [5].

Влияние институциональных факторов на развитие региональной социальной инфраструктуры является значительным. Институциональным фактором, влияющим на региональную социальную инфраструктуру, является эффективность институциональной среды. Только в экономической среде с соответствующей институциональной средой возможно достичь результатов развития инфраструктуры. Целесообразна господдержка предприятий, специализирующихся в сфере услуг, так как в условиях нестабильной экономической ситуации инвесторы, как правило, не заинтересованы инвестировать проекты с длительными сроками окупаемости. Большинство инвестиций осуществляется предприятиями государственной и смешанной формы собственности, и роль последних увеличивается. Эффективной формой финансирования инфраструктурных проектов является государственно-частное партнерство, при котором государство передает бизнесу права владения и пользования государственной собственностью, административно-хозяйственные, управленческие функции, но оставляет за собой право распоряжения. Основными типами партнерства в зависимости от объема передаваемых прав частным компаниям являются государственные контракты, лизинг, создание совместных фирм и концессии.

Причиной неэффективного функционирования инфраструктуры с запаздывающим типом развития является «размытость прав собственности» на инфраструктурные объекты. «Размывание права собственности понимается сознательное введение неопределенности и нечеткости в те или иные компоненты специфицированного права собственности» [9]. Конфликтность интересов между собственником инфраструктуры и частными компаниями не позволяет привлекать долгосрочные инвестиции. Отсутствие законодательно оформленного права собственности на объекты, неурегулированность передачи прав от государства к частным компаниям порождают повышенные риски долгосрочных частных инвестиций.

Т. Веблен писал: «…ситуация сегодняшнего дня формирует институты завтрашнего посредством выборочного, принудительного процесса, действующего на привычное видение вещей и, таким образом, изменяя или закрепляя мировоззрение или позицию человека в прошлом» [7]. Каждое отдельное правило встраивается в систему правил и норм. «Простое законодательное закрепление неформальной нормы недостаточно для ее эффективного функционирования вне рамок нелегального института, так как изменение одной нормы неотвратимо влечет изменения других. Это связано с тем, что в каждом институте заложена присущая только ему модель развития» [10]. Участие государства в институциональном развитии является экономически губительным, если оно не учитывает уже сформированные неформальные правила. «В советской системе тотальный запрет на частную собственность и рыночные обмены не подавил рациональное стремление людей к личной выгоде, но направил его в обход закона. В этих условиях здравый смысл экономического человека проявился в создании мощного института всеобъемлющих теневых рынков» [11]. Индивидуум для вхождения в структуру не только должен проявить лояльность к нормам, санкциям и ритуалам, но и субъективно принять эту структуру как легитимную.

Развитие местного самоуправления неотделимо от гражданской активности, стимулирование которой зависит от создания механизмов привлечения и участия граждан в решении задач общественной значимости. Одним из таких механизмов является институт местного самоуправления. Система муниципалитетов в стране построена по следующему принципу: органы местного самоуправления формируются на уровне городов, районов, местностей. При этом учитывается контроль над процессами разграничения полномочий и имуществ между регионами и местным самоуправлением, муниципальными районами и входящими в их состав поселениями. Для повышения активности социума в законотворческом процессе планируется создание общественных палат, которые могли стать общественным центром, где граждане могли бы осуждать законопроекты, готовящиеся к выходу в городской Думе, что способствует развитию правовой культуры общества.

Политико-правовые факторы отражают политическую ситуацию (состояние и стабильность общественной системы, предсказуемость политических режимов и др.) и состояние нормативно-правового обеспечения, влияющие на эффективное функционирование и развитие социальной инфраструктуры на региональном уровне.

Внешние политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:

- нормативно-законодательная база в области социальной инфраструктуры;

- распределение экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти;

- стабильность политической системы.

Законодательная база призвана не только создавать условия для развития экономики страны, но и обеспечивать социальную стабильность, экономическую и национальную безопасность. По мнению Л. Абалкина, «без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной, социально-ориентированной рыночной экономики. Главной задачей государственного регулирования сегодня является разработка стратегии социально-экономических преобразований с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов» [12]. Законодательное обеспечение оказывает значительное влияние на эффективность хозяйственных связей между субъектами.

Распределение экономических функций между центром и регионами обусловлено социальной и экономической целесообразностью, поскольку каждый регион «знает» первоочередные острые проблемы и методы их решения.

В рамках стабильности политической системы следует выделить влияние такой детерминанты, как региональная политическая культура. Она представляет собой совокупность политических взглядов, знаний и убеждений, отражающих интересы различных социальных групп, а также характер духовно-практической деятельности индивидуумов, направленных на закрепление, воспроизводство, развитие политических и социальных институтов. Ее основная функция состоит в воспроизводстве политической жизни региона, обеспечении преемственности политического процесса, от которого зависит имидж региона на мировой арене.

Политическая культура обладает имманентными свойствами для каждого региона и страны. Так, важнейшими чертами американской политической культуры декларируются принципы традиционализма, стабильности, эгалитаризма, универсализма и инструментальной ценности (С. Липсет), в то время как в западноевропейских странах существует плюралистическая конструкция, основанная на принципах солидаризма, личного самовыражения, конкурентоспособности идей и мнений. Ядро культуры составляет политическая идеология, концепции которой по основным социальным проблемам придают политической культуре системность и внутреннее единство. Общий критерий прогрессивности политической культуры – степень совпадения политических интересов, которые она отражает, с другими интересами общества в целом.

Социокультурные факторы характеризируют уровень социального и культурного развития индивидуумов и общества в целом, т.е. зависят непосредственно от менталитета, квалификации, образования, возраста человека. Так, «для российской цивилизации характерны такие исторически сформировавшиеся ценности, как комплексное социо-духовно-экономическое восприятие явлений, важная роль духовного начала в соотношении с узкоматериальным, коллективизм, государственничество, острое восприятие социальной несправедливости, патернализм. Российская традиция ориентирована на многомерное восприятие мира, его многосторонность и сочетание с духовным измерением, несводимость мира к узкоэкономическим координатам» [4].

Для каждого региона, по мнению автора, свойственен определенный менталитет, оказывающий влияние на развитие не только социальной инфраструктуры, но и региона в целом. Менталитет представляет собой «…определенное социально-психологическое состояние нации, народности, народа, граждан, запечатлевшее в себе результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета» [13].

Региональный менталитет – это совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих социуму региона. Переход к новому укладу зависит от адаптации менталитета в рамках вектора мирового развития, и для естественного изменения менталитета необходимы психологические факторы внешней среды. Для россиян характерны черты: обострение социальной справедливости, избегание решений в критических ситуациях на уровне личного выбора, недостаточная привязанность к владению частной собственностью, система неформальных отношений, уважение сильной личности, сильная зависимость от воспринимаемой информации, отсутствие бережливости, склонность к экстремальном поведению, терпеливость, патриотизм.

Таким образом, изучение вышеуказанных факторов позволяет определить их роль и специфику воздействия на развитие региональной социальной инфраструктуры. Теория факторов региональной социальной инфраструктуры актуальна на любом этапе общественного развития, но они подвергаются изменению в соответствии с вектором развития региональной системы, который направлен в сторону формирования нового технологического уклада.

 

Литература

  1. Микульский, К.И. Социально-ориентированная рыночная экономика – выбор России // Общество и экономика. – 1997. – № 1–2. – С. 15.
  2. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. – М.: Наука, 1974. – С. 84.
  3. Яковлев, В.А. Научные основы повышения эффективности управления мегаполисом Дис…д-ра. экон. наук. – СПб., 2001. – С. 40.
  4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Уч. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – С. 408-522.
  5. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 272-384.
  6. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001. – С. 194.
  7. Веблен, Т. Теория праздного класса: пер. с англ. – М.: Из-во «Прогресс», 1984. – С. 144-203.
  8. Варнавский, В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 5. – С. 76.
  9. Тамбовцев, В. Улучшение защиты прав собственности – неиспользуемый резерв экономического роста России? // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С. 27.
  10. Лебедева, Н.Н. Институциональная экономика. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – С. 61.
  11. Тимофеев, Л.М. Институциональная коррупция. Очерки теории. – М.: РГГУ, 2000. – С. 88.
  12. Абалкин, Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. – 1997. – № 6. – С. 5.
  13. Бутенко, А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл// Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 94.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.