Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Белая Н.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова»

 

This work is devoted to solving the problem of peopleware of agricultural sector. The question of developing the qualification and education of agricultural personnel is accentuated in this article. As a variant of improving the quality of peopleware of agricultural sector the dual system of education is elaborated.

Keywords: agricultural sector; peopleware of agricultural sector; training of agricultural personnel; dual system of education.

Данная работа посвящена решению проблемы кадрового обеспечения аграрной отрасли народного хозяйства. В частности, затронут аспект повышения образовательного и квалификационного уровня агарных кадров. Как один из вариантов совершенствования качественной стороны кадрового обеспечения АПК рассматривается дуальная система подготовки кадров.

Ключевые слова: АПК; кадровое обеспечение АПК; подготовка аграрных кадров; дуальная система образования.

Кадровое обеспечение любой отрасли или организации можно изучать в двух аспектах: количественном и качественном. В настоящей статье мы сделаем акцент именно на качественной стороне вопроса и рассмотрим проблемы и возможные пути совершенствования образовательного и квалификационного уровня работников аграрной отрасли, основываясь на материалах и опыте Алтайского рая.

Проводя исследование качественных характеристик кадров АПК Алтайского края, мы обратили внимание на уровень образования. В разрезе категорий выяснилось, что специалистов с высшим образованием – 65%, со средним специальным – 58%. По категории руководителей наибольшее число работников с высшим образованием – 80% − сосредоточено в крупных сельхозорганизациях, в то время как только четверть фермеров и индивидуальных предпринимателей имеют высшее образование [2]. Таким образом, наблюдается явный недостаток образовательно-квалификационного уровня действующих работников АПК.

О необходимости совершенствования образовательного уровня говорят и сами руководители предприятий АПК Алтайского края. В нашем исследовании мы предложили им оценить степень удовлетворенности уровнем профессиональной подготовки сотрудников, в результате чего получили следующие ответы:

−                       «работники нуждаются в повышении квалификации» (40%);

−                       «есть ряд недостатков, снижающих эффективность труда» (33%);

−                       «профессиональный уровень достаточен для реализации своих функций» (27%).

При этом, комментируя свои ответы, руководители отметили, что наибольшая потребность в дополнительном обучении наблюдается у главных специалистов и руководителей различного уровня. Рабочим, как правило, хватает имеющегося уровня квалификации.

Уточняя, каких именно составляющих не хватает сотрудникам, руководители в числе ключевых назвали опыт (у молодых работников), мотивацию, знание современных технологий сельхозпроизводства, знаний и умений работать в кризисных условиях.

Недостатки уровня компетентности, которые отметили руководители, кроются во многом в самой системе подготовки аграрных кадров. По мнению руководителей сельхозпредприятий, наибольшие нарекания вызывают устаревание традиционной классно-урочной системы, отсутствие системы непрерывной подготовки агарных кадров, слабая практическая подготовленность выпускников и несовершенство адресной подготовки специалистов-аграриев для конкретных предприятий и районов.

Таким образом, мы пришли к тому, что одним из направлений совершенствования кадрового обеспечения АПК должно стать преобразование системы подготовки аграрных кадров и, в первую очередь, в направлении построения непрерывного образования и углубленного освоения навыков практической работы.

Опыт развитых стран (США, Англия, Германия, Швеция, Япо­ния) показывает, что особенности сельскохозяйственного производства вызывают необходимость объединения процессов труда и обуче­ния, что становится важнейшим этапом развития концепции подготовки сельскохозяйственных кадров еще на базе школы. Впервые этот принцип в форме дуальной системы обу­чения был использован в ФРГ. Реализация учебной программы происходит через сочетание ра­боты на производстве в качестве ученика и изучение теоретических вопросов в образовательном учреждении, а также через постепенное усложнение учебных и практических задач.

Дуальная система подготовки аграрных кадров показалась нам  одним из наиболее удачных способов решения такой ситуации на рынке труда, при которой профессионально подготовленные работники оказываются не востребованы работодателями. Это происходит из-за того, что процесс, начатый на рынке образовательных услуг, не получает полного завершения на рынке труда в силу различных изъянов, которые обнаруживаются с запозданием, когда вдруг выясняется, что специалисты одного профиля не востребованы, квалификация других не соответствует потребностям работодателей, выпускникам не хватает практических навыков, они слабо знакомы с реалиями производства. Дуальная система как раз способна соединить образование и бизнес, внести совместную ответственность за подготовку кадров.

В настоящее время в России практически перед каждым вузом стоит задача расширения и укрепления взаимодействия с работодателями, в том числе и в вопросах подготовки будущих специалистов. Однако представителя бизнес-сообщества не торопятся активно входить в эту деятельность, возлагая всю ответственность за организацию практического обучения на учебные заведения. С одной стороны, такую позицию понять можно: ни у каждой организации и ее персонала найдутся временные, материальные и финансовые ресурсы для реализации целей подготовки образовательных программ. С другой стороны, пассивная позиция работодателей загоняет их в тупик: если самим не формулировать требования к выпускникам, не формировать у них востребованные производством компетенции, то в дальнейшем дисбаланс на рынке труда будет только возрастать, а жалобы работодателей на недостаточно хорошую подготовку выпускников только усилятся. 

Можно выделить несколько обстоятельств, делающих предложение о внедрении дуальной системы обучения агарных кадров Алтайского края актуальным.

Во-первых, в Алтайском крае не налажена система мониторинга и прогнозирования структуры подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда. Система подготовки кадров достаточно инертна, она крайне медленно реагирует на изменения потребностей экономики, рынка и самих учащихся.

Во-вторых, в системе подготовки аграрных кадров Алтайского края отсутствует скоординированная работа и взаимодействие учебных заведений различного уровня образования (ВПО, СПО и НПО).

В-третьих, не создана система вовлечения бизнес-сообществ в процесс подготовки профессиональных аграрных кадров, не продуман механизм стимулирования этого сотрудничества. Работодатели и их объединения, профессиональные союзы практически не участвуют в прогнозировании и планировании процесса подготовки будущих профессионалов.

Дуальная система подготовки кадров может решить сразу несколько проблем. Прежде всего, учащиеся в большом объеме получают необходимый практический опыт, осваивают профессию, а значит, после окончания учебного заведения им будет проще найти работу. Сами организации при таком подходе к обучению будут обеспечены постоянным притоком квалифицированного персонала. С точки зрения края, произойдет синхронизация потребностей экономики в кадрах определенной квалификации и структуры их подготовки в учебных заведениях, что позволит усовершенствовать инфраструктуру рынка труда, повысить уровень использования трудовых ресурсов региона.

Рассмотрим механизм реализации дуальной системы обучения на уровне Алтайского края.

Для начала оговоримся, что дуальное обучение пока возможно только в качестве эксперимента, поскольку это требует полного пересмотра системы образования в России. Дело в том, что отечественная система образования централизована, она полностью регламентируется «сверху», для каждого направления подготовки есть утвержденная программа, отступать от которой учебные заведения не имеют права. Поэтому, чтобы внедрить на уровне отдельного учебного заведения дуальную систему, необходимо получить разрешение Министерства образования и науки РФ.

Что касается Алтайского края, то участниками системы дуального образования должны стать:

−         аграрные учебные заведения различного уровня. Учебные заведения будут нести ответственность за теоретическую подготовку кадров, создание общеобразовательной базы профессии для дальнейшего практического обучения;

−         отдельные сельхозпредприятия и их объединения. На эти субъекты будет возложена ответственность за формирование у обучающихся практических навыков на основе материально-технической базы предприятий;

−         торгово-промышленная палата Алтайского края как орган, который призван содействовать развитию экономики края, создавать благоприятные условия для развития бизнеса, участвовать в формировании промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры в Алтайском крае. Представители торговой палаты могут выступать как эксперты при оценке качества подготовки кадров, оказывать поддержку в организации учебных площадок;

−         Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи как орган власти, реализующий государственную политику в области образования. На Управление будут возложены функции координации и контроля, а также Управление будет принимать участие в разработке программ развития образования по дуальной системе;

−         сами ученики и студенты как объект дуального образования.

Общая идеология реализации дуальной системы образования будет определяться Министерством образования и науки РФ (в частности, Департаментом профессионального образования), Министерством сельского хозяйства РФ и Федеральным институтом развития образования (ФИРО) во взаимодействии с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и объединениями. На уровне субъектов РФ будут действовать, как и сейчас, местные управления образования. Кроме них, учитывая условие эксперимента,  целесообразно было бы создать координационный совет, на который бы возлагались функции консультации, контроля и координации действий. В целом же при реализации системы дуального образования должен осуществляется принцип межведомственного и межотраслевого взаимодействия, что позволит оптимально распределять ресурсы и организовывать систему.

Особого рассмотрения требует вопрос финансирования. В Германии, являющейся родоначальником системы дуального образования, основная нагрузка в области подготовки кадров лежит на предприятиях, которые тратят на повышение квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство же поддерживает подготовку специалистов через финансирование системы образовательных учреждений различного уровня. Для России, и тем более для Алтайского края, подобная структура финансирования неприемлема в силу того, что государство давно приучило работодателей к подготовке кадров для экономики исключительно за свой счет или за счет самих студентов, предприятия совершенно не готовы закладывать в свой бюджет суммы на обеспечение того, что много лет традиционно считается исключительно государственной задачей.

В связи с этим, для России приемлем вариант многоканального финансирования дуального обучения. Безусловно, основную долю расходов должно будет понести государство, во всяком случае, в части финансирования учебных заведений. Этот источник будет складываться из федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципалитетов. Другой источник – негосударственный, который сложится из бюджетов предприятий, объединений работодателей (торгово-промышленных палат) и профессиональных союзов. Основное назначение негосударственного источника – создать достойные учебные площадки с необходимым техническим и ресурсным обеспечение для обучения стажеров.

Для стимулирования работодателей принимать участие в подготовке кадров по дуальной системе можно предусмотреть налоговые льготы, создание специальных фондов ресурсного обеспечения, адресную компенсацию расходов за особые достижения и эффективную работу в области подготовки кадров, совместные научные и инновационные разработки.

Особо проблемной частью станет создание материально-технической базы дуального образования. Здесь потребуется оснащение учреждений, задействованных в реализации системы дуального образования, компьютерным, лабораторным, технологическим оборудованием, техникой, автотранспортом и другими необходимыми объектами. Создание учебно-практической базы также должно обеспечиваться многоканальным финансированием.

За основу подготовки аграрных кадров для Алтайского края можно взять функционирующие в некоторых школах агроклассы в их взаимодействии с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в Алтайском крае на базе Новороссийской средней школы (Рубцовский район) успешно действует научное общество «Росток», в других районах есть несколько школьных лесничеств, а на базе ГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» функционирует заочный агрокласс. Представляется целесообразным объединить эти начинания в одну систему, постепенно расширив число участников, что одновременно позволит реализовать принцип непрерывности обучения и дуальной подготовки аграрных кадров. Еще на этапе обучения в школе ученики получат возможность осваивать некоторые виды сельскохозяйственных профессий (прежде всего, рабочих) наподобие обучения в профессиональных лицеях или училищах. Таким образом, по окончании школы они уже будут обладать определенными навыками, которые затем смогут развить и закрепить на последующих ступенях образования. Выбрав, например, продолжение обучения в образовательном учреждении СПО, молодой человек на базе сельхозпредприятия получит практику с возможным трудоустройством по рабочей профессии. В дальнейшем для него откроются перспективы обучения в АГАУ по сокращенной или ускоренной программе, опять же с организацией практического обучения на предприятии, только теперь уже по профессиям, требующим высшего образования. Таким образом, человек получает ряд преимуществ: рано осваивает профессию и получает возможность трудоустройства, самостоятельного заработка; раньше начинает свой профессиональный путь, в связи с чем его выбор становится более осознанным; возможность совмещать работу и учебу позволяет не терять трудовых навыков; непрерывное образование способствует карьерному росту и профессиональному продвижению. Предприятия, в свою очередь, получают источник покрытия потребности в кадрах, возможность их закрепления, что способствует эффективному кадровому обеспечению, особенно в части планирования на долгосрочный период.

В качестве базы практической части дуального образования можно предложить:

−              учебно-производственный комбинат и лаборатории АГАУ;

−              учебные участки и цеха сельхозпредприятий;

−              школьные и межшкольные учебно-производственные комбинаты и участки;

−              краевые и межмуниципальные центры обучения и повышения квалификации;

−              крупные центры профессионального обучения;

−              частные мастерские.

Программа дуального образования помимо традиционной защиты дипломного проекта должна завершаться практическим экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, образовательного учреждения и Союза сельхозтоваропроизводителей Алтайского края (или экспертов торгово-промышленной палаты по соответствующему профилю). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают документ, подтверждающий освоение профессии и уровень квалификации. 

Подводя итог, отметим, что главная цель, ради которой мы предлагаем дуальную систему образования, — сформировать новую модель профессиональной подготовки кадров, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований агарной отрасли.

 

Литература:

1. Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2007 г. №01-08/886 «О государственной поддержке внедрения дуального образования».

2. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2003-2008: Стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – Барнаул, 2009. –368 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.