Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Тимощенко Е.А.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Санкт-Петербургский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова «ВОЕНМЕХ»

 

Annotation. In article set of theoretical, methodical and practical questions of management by innovative development of the enterprises at a stage of modernization of domestic economy is investigated. Attempt to reveal essence of innovative system of the enterprises in the conditions of market economy of the innovative period is undertaken. The basic problems of the organization of management by innovative development of the enterprises and offers on perfection of the mechanism of acceptance of administrative decisions in the course of realization of innovative strategy of the enterprise are formulated.

Keywords: enterprise; management; efficiency; innovative development; innovative potential.

Аннотация. В статье исследована совокупность теоретических, методических и практических вопросов управления инновационным развитием предприятий на этапе модернизации отечественной экономики. Предпринята попытка выявить сущность инновационной системы предприятий в условиях рыночной экономики инновационного периода. Сформулированы основные проблемы организации управления инновационным развитием предприятий и предложения по совершенствованию механизма принятия управленческих решений в процессе реализации инновационной стратегии предприятия.

Ключевые слова: предприятие; управление; эффективность; инновационное развитие; инновационный потенциал.

В настоящее время активно ведется обсуждение стратегического – инновационного пути развития России. Цель инновационной стратегии – повышение национальной безопасности, интенсивное развитие всех секторов экономики, повышение качества жизни населения до уровня, сопоставимого с передовыми развитыми странами. Сохранение сырьевого вектора развития экономики затрудняет достижение данной цели. В российской экономике все еще доминируют традиционные технологии, техники, организация и управление, сложившиеся в прошлом веке.

Информационная революция середины XX столетия коренным образом поменяла подходы к производству товаров и услуг. На первое место вышли знания, объединяющие понятия «информация», «научный потенциал», «интеллектуальный потенциал», «ноу-хау» и др. Вклад знаний в экономическое развитие ценится больше вкладов финансового капитала, человеческих трудозатрат, земли, а сами знания приобрели решающее значение в создании конкурентоспособной экономики.

Разработки российских ученых остаются невостребованными, хотя по научному уровню конкурентноспособны на мировом рынке. Объем внедрений инновационных идей в производство и вывод на отечественный и мировой рынки до сих пор критически мал. В странах с развитой экономикой доля инноваций в ВВП составляет 70%-80%, в России данный показатель не превышает 10% ВВП, хотя современную научную и практическую деятельность российских ученых уже нельзя представить без понятий «инновация», «инновационный путь развития экономики», «инновационная деятельность», «инновационный уклад». Центральным звеном национального инновационного процесса является предприятие. Вследствие этого, основное внимание следует уделить созданию условий для заинтересованности предприятия в употреблении инновационной продукции, технологий и в осуществлении собственных инновационных проектов.

Определяющая роль инноваций в деятельности предприятия в условиях современной экономики коренным образом меняет их деятельность. Инновации становится основой конкурентоспособности предприятий, приводят к повышению эффективности, улучшению качества продукции и услуг. Актуальность разработки моделей управления инновационным развитием предприятий исходит из усиления интенсивности инновационных процессов, сокращения жизненного цикла инноваций, изменения функций и состава участников инновационной деятельности. Изменение подходов к ее разработке обусловлены мировыми тенденциями, определившими снижение роли государства в управлении инновационным развитием многих отраслей и выдвижением предприятий в основные участники этого развития. Приближение момента вхождения Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и выход отечественных товаров и услуг на международные рынки, предъявляет  новые требования к отечественным товарам, услугам, технологиям с позиций их конкурентоспособности, выводит вопросы модернизации отечественной экономики, формирования национальной инновационный системы и как составляющих – региональной инновационной системы, инновационной системы предприятий. Последним необходимо активно встраиваться в мировую инновационную систему.

В условиях совершенствования управления инновационным развитием отечественных предприятий резко усиливается роль организационно-управленческих аспектов. Именно организация и управление инновационной деятельностью, развитием инновационного потенциала предприятия, эффективное обеспечение всего комплекса осуществления инноваций предприятия приводит к решению проблемы обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Необходимо подчеркнуть, что динамика инновационного развития отечественных предприятий находится в прямой зависимости от эффективности частно-государственного партнерства - взаимодействия государства, бизнеса и науки. Коммуникационные связи, как основные субъекты процессов развития, способствуют инновационному продвижению предприятий: средний уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых на отечественных предприятиях в настоящее время, является недостаточным – отечественные научные разработки в массе не представляют основы инновационного продукта мирового уровня. Подразделения предприятий, формирующиеся в их инновационной инфраструктуре, призваны решить эти проблемы. Как и новый инструмент повышения эффективности региональной и национальной экономики – промышленные кластеры.

Обозначенные место и роль первичного звена экономики – предприятия в организации управления для его активной инновационности деятельности связано с необходимостью разработки теоретической и методической основы с целью формирования базы проведения преобразований - модернизации. Модель управления инновационной системой предприятия должна быть разработана на основе законов и принципов процесса воспроизводства инноваций, включающего инновационную идею, ее генерирование и разработку, получение экспериментального образца, доведение его до серийного, массового производства и превращения в новые продукты - товары (услуги), технологии.

Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов:

- организация и подготовка проведения экономической диагностики;

- методическое обеспечение экономической диагностики;

- информационное обеспечение экономической диагностики;

- моделирование исследуемого объекта;

- диагностическое обследование;

- верификация результатов диагностики;

- разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики;

- оформление результатов диагностики.

Научные исследования в области разработки критериев оценки инновационной деятельности предприятий были дополнены постановлениями региональных правительств. Так, Основы инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг. в 2007 году расширены «Методикой отнесения организаций к инновационному типу».

Под отнесением организаций к инновационному типу рекомендовано считать процедура оценки уровня их инновационной активности и соотнесения характеристик их инновационной активности с установленными Методикой пороговыми величинами. В ней установлено, что отнесение организаций к инновационному типу осуществляется путем оценки уровня инновационной активности организаций и соотнесения их характеристик с установленными критериями и показателями, характеризующими уровень инновационной активности организаций.

К основным показателям, характеризующим уровень инновационной активности организаций, отнесем:

- долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в общем объеме расходов организаций;

- эффективность затрат на НИОКР; доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организациями;

- долю научно-технического персонала в структуре организаций; соотношение приобретаемых и продаваемых технологий;

- коэффициент коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Основными критериями, характеризующими уровень инновационной активности организаций, согласно Методике, являются:

- соответствие сферы деятельности организаций хотя бы одному из приоритетных направлений инновационного развития Санкт-Петербурга, включенному в перечень приоритетных направлений инновационного развития Санкт-Петербурга, утверждаемый Правительством Санкт-Петербурга;

- преобладание в организациях технологических инноваций (продуктовых или процессных) относительно объема организационных и маркетинговых инноваций;

- отнесение организаций к одному из двух типов:

организации, осуществляющие разработку и реализацию ОИС с долей инновационной продукции в общем объеме реализации продукции организаций не менее 50 процентов;

организации, внедряющие приобретенные ОИС.

Показатели инновационности организаций определяются в зависимости от отраслевой принадлежности организаций в соответствии с названными в Методике.  Процесс оценки уровня инновационной активности организаций осуществляется на основании документов, подтверждающих соответствие организаций уровню инновационной активности, к которым относятся: сведения, представляемые инновационными организациями; статистическая отчетность по инновационной деятельности инновационных организаций за три года, предшествующие подаче заявления (если период существования инновационных организаций составляет менее трех лет, то статистическая отчетность представляется за период существования инновационных организаций); финансовая отчетность за три года, предшествующие подаче заявления (если период существования инновационных организаций составляет менее трех лет, то финансовая отчетность представляется за период существования инновационных организаций).

Порядок проведения оценки уровня инновационной активности организаций, перечень документов, подтверждающих соблюдение условий, указанных в Методике, устанавливаются соответствующими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Выведенный на рынок потребителю, инновационный продукт принесет инновационный доход, и его часть будет задействована для проведения новой цепочки другого инновационного продукта предприятия. Таким образом, эффективное использование инновационного потенциала предприятия за счет повышения роли управления инновационной активностью предприятий служит решению проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на глобальном экономическом пространстве. Перечисленные проблемы и пути их решения указывают на актуальность разработки модели управления инновационной системой предприятия. Данная модель должна обеспечить активизацию инновационной деятельности предприятия, раскрывает его инновационный потенциал - главные условия повышения эффективности производства и укрепления конкурентоспособности предприятий регионов.

 

Литература:

  1. Алексеева М.Б., Богачев В.Ф., Бойко И.В. Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России// Инновации..2007. №11. С.84-87.
  2. Грицина Н.М. Максимизация рыночной стоимости компании как основной критерий эффективности вертикальной интеграции (на примере ОАО НК «Лукойл»)// Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6.
  3. Емельянов В.Е. Механизмы и инструменты создания промышленных кластеров //  Поиск. Философские и социально – экономические исследования. Выпуск Х. Серия «Экономические исследования». Сборник статей. Мурманск: МГТУ, 2005.- С.50 – 55.
  4. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.