Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК 338.45:378.1

Коршикова В.А.

Применение системы сбалансированных показателей в управлении вузом

Дальневосточный государственный университет путей сообщения 

 

The author offers sharing of system of budgeting and the balanced scorecard in the management of  higher education. Relevance of the topic stems from the need of strategic management in universities

Keywords: the balanced scorecard; strategic management; budgeting, responsibility center

Автор статьи предлагает совместное использование системы бюджетирования и системы сбалансированных показателей в управлении высшим учебным заведением. Актуальность темы обусловлена необходимостью применения стратегического управления в вузах

Ключевые слова: система сбалансированных показателей; стратегическое управление; бюджетирование; центр ответственности

Бюджетирование как технология появилась давно, но активно используется и в настоящее время. Ее актуальность обуславливается достижением использующих ее организациями высоких показателей деятельности. Вуз, являясь в настоящее время полноправным субъектом рыночных отношений, применяет все методы управления, характерные для любой коммерческой организации. В то же время становится понятным, что и вуз, и любая коммерческая организация не может использовать для оценки своей деятельности только финансовые показатели. Недостаточное использование нефинансовых показателей, ориентация в большей степени на краткосрочные задачи в ущерб долгосрочным привели к тому, что организациями широко стали использоваться различные системы управления по показателям эффективности. Все методы управления организацией, способствующие повышению эффективности ее деятельности, делятся на четыре группы:

1.методы, ориентированные на показатели финансовой деятельности,

2. методы, ориентированные на внутреннюю среду организации и внутренние процессы,

3. методы, ориентированные на внешнюю среду организации,

4. системные методы.

Системный подход оценки деятельности вуза используется в ситуации, когда организация достигла определенного уровня развития и требуется переход на новый качественный уровень. Пересмотр стратегии развития обычно связан со снижением основных экономических показателей. Возможность достижения оперативных и стратегических целей, своевременного реагирования на изменения в бизнес-процессах, учета нефинансовых показателей дает использование системы сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей является инструментом, позволяющим быстро получить полное представление о работе организации  сразу с разных точек зрения, учитывая не только традиционные финансовые показатели. Данная система была предложена Робертом С. Капланом и Дэвидом П. Нортоном для использования в коммерческих организациях. Реформирование в сфере образования привело к необходимости использования стратегического планирования в вузах наряду с коммерческими структурами. Каждым учебным заведением разрабатывается Миссия, где дается определение целей и стратегических приоритетов. Одновременно проводится анализ внутренний и внешней среды вуза, на результатах которого строится карта целей системы сбалансированных показателей. ССП является механизмом доведения до персонала стратегических целей организации и контроля за их достижением посредством ключевых показателей эффективности. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Вуз в целом и каждое структурное подразделение получает «систему координат», на основании которой через систему мотивации осуществляется деятельность всех сотрудников.

Знание общей цели, а также возможность оценки сотрудником своих действий для ее достижения, является главным в системе мотивации и необходимым условием в  реализации выбранной стратегии. Этап увязки всех иерархических уровней путем выстраивания соответствующих целей и показателей, обеспечение стратегической коммуникации в теории Р. Каплан относится ко второму этапу реализации концепции организации. Третьим этапом становится определение путей достижения запланированных результатов через плановые задания, распределение ресурсов и проектирование стратегических мероприятий с указанием конкретных временных промежутков. На заключительном этапе проводится корректировка стратегии в соответствие с получаемыми результатами.

Разработка ССП и ключевых показателей по подразделениям обычно интересна только менеджерам и недооценивается финансовой группой. Постановка системы бюджетирования выполняется по заказу финансового директора. В результате отсутствует единая система и возникают проблемы из-за несогласованности стратегических целей и текущей деятельностью.

Оторванность систем друг от друга становится причиной неэффективной мотивации руководителей подразделений к достижению стратегических целей. Согласно Р.Каплан каждый центр ответственности определяет эффективность своей работы несколькими нефинансовыми показателями. В результате каждая структурная единица вуза разрабатывает свою ССП, где отражены ее ключевые цели, их индикаторы и мероприятия, необходимые для их достижения. Высшее руководство больше внимания уделяет выполнению финансовых показателей, часто игнорируя сроки и уровень выполнения индикаторов эффективности работы подразделений, что приводит к отсутствию требуемого результата. 

Для координации целей ССП и бюджетов используется стратегический бюджет. Он объединяет в себе карту целей ССП, отражающую миссию и стратегические цели вуза с точки зрения четырех перспектив, и наличие ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Совместное выполнение бюджетных показателей и ключевых индикаторов позволит достичь требуемого экономического эффекта в установленном временном периоде.

Создание стратегического бюджета не может однозначно гарантировать выполнение стратегических задач. Однако его применение значительно снижает этот риск. Для более строго контроля можно установить контрольные точки для каждого структурного подразделения или по всему вузу в целом. Такой контроль также позволит своевременно делать корректировки, как по выбранным показателям, так и по реальному времени достижения запланированных результатов. Одновременно появляется возможность внесения изменений в бюджеты и их оптимизации для снижения риска.

Использование системы бюджетирования и системы сбалансированных показателей для вузов позволит решить вопросы повышения уровня качества образования, расширения сферы деятельности и величины финансовых поступлений за счет разных источников. Многие учебные заведения используют отдельные элементы стратегического управления. Построение единой эффективной системы на основании применения бюджетирования и ССП позволит систематизировать и сконцентрировать свои усилия на выполнении долгосрочной стратегии и эффективно управлять этой стратегией.

 

Литература:

1. Измерение результативности компании / Пер. с англ. ­ М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. ­ 220 с.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

3. Мальцева Г.И., Луговой Р.А., Солдатова Ю.А.Применение системы сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования вуза (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса). Университетское управление. 2004.  N 5-6(33).

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.