Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бергаль Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ –

ГРАЖДАНАМ РОССИИ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Кубанский государственный университет

 

В докладе определены цели и объекты аудита эффективности использования бюджетных средств, предложены критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, определены методические основы проведения аудита эффективности.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, аудит эффективности, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств.

The report identifies the goals and objectives of performance audit of the use of budget resources, criteria for evaluating the effectiveness of budget expenditure, the methods of performance audit.

Keywords: state financial control, audit of performance the use of budget resources.

Российская Федерация как полноправный член Европейской организации высших органов финансового контроля расширяет контакты в области государственного финансового контроля со всеми странами Европы и вводит международные стандарты контроля. Одним из основных видов внешнего государственного контроля является аудит эффективности.

Аудит эффективности является особым видом государственного финансового контроля и представляет собой проверку, анализ и оценку деятельности государственных органов исполнительной власти, организаций, союзов, ассоциаций и иных объединений вне зависимости от видов и форм собственности, в целях определения эффективности использования ими бюджетных средств, а также управления и использования государственной собственности для исполнения возложенных на них функций и задач.

В международном аудиторском сообществе аудит эффективности рассматривается как действенное средство определения результативности бюджетного процесса с точки зрения решения общегосударственных задач, как метод постижения глубинных социально-экономических процессов в обществе.

Аудит эффективности использования бюджетных средств повышает ответственность исполнительных органов власти, что приводит к сокращению выявляемых финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации активно применяют стандарты аудита эффективности использования бюджетных средств, в том числе и в ходе проведения контроля за реализацией приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Аудит эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» представляет собой проверку экономичности расходов в сочетании с сохранением соответствующего качества работ, осуществляемых разработчиками и исполнителями программных мероприятий проекта, а также проверку системы внутреннего контроля и достигнутых результатов.

Цель аудита эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта определить, насколько экономно, производительно и результативно органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств используют государственные средства при выполнении поставленных перед ними функций и задач.

Объектами аудита эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» являются: департамент строительства; департамент экономического развития; департамент по финансовому и фондовому рынкам; комитет жилищно-коммунального хозяйства; департамент молодежной политики; департамент социальной защиты населения; органы местного самоуправления; юридические и физические лица (получатели бюджетных субсидии, финансовых гарантий и поручительств).

Предметом аудита эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является деятельность проверяемых организаций, юридических и физических лиц по использованию бюджетных средств.

Прежде чем приступить к проведению аудита эффективности использования бюджетных средств необходимо выбрать критерии эффективности использования бюджетных средств и зафиксировать их в программе проверки. Критерии представляют собой обоснованные и выполнимые стандарты качества работы и контроля, на основе которых можно проводить анализ и оценивать эффективность достигнутых результатов. Если результаты деятельности объекта проверки соответствуют установленным критериям или превышают их, то это означает, что государственные средства используются с достаточной степенью эффективности, а деятельность проверяемой организации является удовлетворительной. Выбранные критерии оценки эффективности должны отвечать таким требованиям, как объективность, ясность, сравнимость, достаточность и приемлемость (табл. 1).

Таблица 1.

Цели и критерии оценки эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Цели проверки

Критерии оценки эффективности

Система индикаторов

1 Определить эффективность механизма управления и системы контроля исполнения программных мероприятий

Достижение результатов – наименьшая цена при наилучшем качестве, при проведении конкурсов на выполнение работ, оказание услуг.

Закрепление за уполномоченным органом, ответственным за реализацию национального проекта, функций по ведению сводного учета и отчетности в разрезе мероприятий программы.

Установление системы действенного оперативного и последующего контроля

Подготовка координатором программы в установленные сроки доклада о ходе реализации

2 Определить эффективность финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов

Исполнение нормативно-правовых документов, принятых в рамках реализации приоритетного национального проекта.

Наличие на рынке доступного по стоимости жилья.

Реальная возможность для граждан с разным уровнем доходов получить долгосрочные ипотечные жилищные кредиты

Исполнение региональных законов: «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

Общее количество выданных банковских и ипотечных кредитов на 10000 чел.

3 Определить темпы роста, эффективность и качество жилищного строительства, соответствие его технических характеристик спросу и потребностям населения

Повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров.

Установление систем контроля за качеством построенных жилых объектов.

Увеличение объема вводимого жилья в 1,7 раза.

Обеспечение роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта федерации от строительного комплекса не менее чем в 2 раза

Динамика ввода жилья и реконструкции жилищного фонда. Объем инвестиций в жилищное строительство на 1000 жителей.

Объем кредитов, выданных застройщикам.

Доля жилья, построенного за счет кредитов, в общем объеме введенного жилья.

Доля модернизированных и перепрофилированных для выпуска новой продукции предприятий в общем объеме предприятий отрасли

4 Определить социально-экономический эффект использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, малоимущих граждан, отдельных категорий граждан в пределах установленных социальных стандартов

Улучшение жилищных условий не менее 130 тыс. семей с разным уровнем доходов, в том числе не менее 30 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством.

Улучшение демографической ситуации в регионе.

Снижение социальной напряженности в обществе

Срок ожидания жилья в очереди. Количество граждан, имеющих право на получение социального жилья, из них количество граждан, получивших социальное жилье. Общая сумма выданных молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Количество выданных субсидий на приобретение жилья на 1000 семей, признанных нуждающимися

 

Формирование программы проведения аудита эффективности использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» начинается с проведения предварительной работы по сбору и оценке всей необходимой информации. Источниками информации могут быть результаты предыдущих финансовых проверок и результаты проверок исполнения регионального бюджета за отчетный финансовый год, материалы отчетов исполнителей программ, а также материалы заседаний представительного органа власти, средств массовой информации и другие источники.

Рассмотрим основные вопросы изучаемые в ходе проведения аудита эффективности использования средств разработчиками и исполнителями программных мероприятий приоритетного национального проекта.

Так, департамент строительства является одним из основных исполнителей подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Департамент распределяет между муниципальными образованиями средства на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. В ходе проверки деятельности департамента следует: дать оценку обоснованности заявленных объемов ежегодного финансирования подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; проверить соблюдение установленного порядка отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; проверить наличие реестра земельных участков для строительства доступного жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой; реестра земельных участков для строительства доступного жилья без инженерных коммуникаций; инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры; типовых проектов жилых домов; исходно-разрешительной документации; земельных участков для предоставления под строительство доступного жилья; оценить результаты участия региона в конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище»; проверить правильность и обоснованность заключения договоров на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; оценить действенность ведомственного контроля за ходом реализации региональных подпрограмм «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Молодой семье – доступное жилье» на региональном и муниципальном уровнях в пределах полномочий департамента, а также федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Департамент молодежной политики является основным разработчиком и исполнителем региональной подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье». Департамент выделяет следующие субсидии молодым семьям: при рождении (усыновлении) ребенка на строительство (приобретение) жилья или на погашение кредита, в том числе на компенсацию части финансовых затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья; на приобретение (строительство) индивидуального жилья или уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита. В ходе проверки деятельности департамента следует: дать оценку обоснованности заявленных департаментом объемов ежегодного финансирования указанной подпрограммы; проверить соблюдение установленного порядка отбора молодых семей для включения их в единую информационную базу данных; проверить правильность и полноту единой информационной базы о молодых семьях – участниках подпрограммы на уровне муниципальных образований региона; оценить обоснованность составления и результаты принятия заявки региона для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», а также заключения соглашений между Росстроем (государственным заказчиком) и департаментом; оценить результаты отбора банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств субсидий молодым семьям на приобретение жилья; проверить правильность ведения единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья; проверить правильность оплаты свидетельств на приобретение жилья; оценить результаты мониторинга за ходом реализации указанной подпрограммы.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства является одним из исполнителей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Департамент распределяет бюджетные средства на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или жилищного фонда с уровнем износа более 70 %, а также принимает активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, призванных обеспечить формирование рынка доступного жилья. В ходе проверки работы департамента следует: проверить организацию работы по формированию сводных списков граждан, имеющих право на переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа; проверить правильность распределения выделенного жилищного фонда между гражданами, имеющими право на переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания; дать оценку отчетам, подготовленным департаментом, о реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством».

Вопросами обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в рамках федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» занимается департамент социальной защиты населения. В ходе проверки работы департамента следует: проверить организацию работы по формированию сводных списков категорий граждан (ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов), имеющих право на получения жилья; проверить правильность распределения выделенного жилищного фонда между гражданами, имеющими право на получение жилья; дать оценку отчетам, подготовленным департаментом, о реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Результаты аудита эффективности использования бюджетных средств обобщаются в отчете. Все нарушения и недостатки должны иметь ссылку на действующие правовые нормы. Выводы о результатах реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и должны быть подтверждены конкретными примерами и давать ответ, насколько полученные результаты соответствуют установленным критериям оценки эффективности. Рекомендации должны вытекать из выявленных недостатков, быть четкими и носить конкретный характер.

Литература:

1. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004 – 557 с.

2. Проект Федерального Закона «О порядке проведения аудита эффективности контрольно-счетным органом, создаваемым законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации» – http://www.economy.gov.ru.

3. Проведения аудита эффективности использования государственных средств: Стандарт финансового контроля (СФК) 104 утвержден решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 09.06.2009, протокол № 31К (668) – http://www.ach.gov.ru.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.