УДК 332.1
Суворова В.В., Прутцкова С.В.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА образоваНИЯ: ПРОбЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Балаковский институт техники, технологии и управления
Введение
Перевод экономики России на инновационную модель экономического роста, намеченный в программных документах долгосрочного экономического развития страны, неосуществим без наличия высококвалифицированных специалистов. Подготовка таких кадров актуализирует необходимость формирования качественно-результативной системы образования, включая все его формы – от начального до высшего.
Решение обозначенной задачи связано, во-первых, с совершенствованием управления системой образования, во-вторых, с изменениями в самом процессе преподавания, введением в него инновационных форм, методов при разумном сохранении традиционных.
Система образования в России, как и в любой стране, формируется в зависимости от специфики мест, в которых проживают «получатели» образовательных услуг. Иными словами, учреждения образования всегда территориально расположены в местах компактного проживания населения, т.е. в муниципальных образованиях (городах, поселках). Это дает основание говорить о муниципальной системе образования (МСО), как о первичном и основном звене единой государственной системы образования. МСО представлено совокупностью всех образовательных учреждений (независимо от их форм собственности и административного подчинения), находящихся на территории данного муниципального образования. Функционирование и развитие МСО осуществляется под воздействием как муниципальных органов управления, так и управленческих структур более высокого уровня: региональных и федеральных.
Управленческая деятельность муниципальной администрации в области образования имеет два основных направления:
- непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования;
- координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования.
Эти направления обусловливают необходимость создания для управления МСО двух управленческих структур.
Первая из них - муниципальный орган управления образованием – является обязательной структурой и в той или иной форме (отдела, управления и др.) существует в любом муниципальном образовании. Ее основные функции определяются компетенцией органов местного самоуправления в области образования, закрепленной Законом об образовании (п. 2 ст. 31), и включают:
- планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности общеобразовательных учреждений;
- обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения и др.
В крупных городах, сохраняющих административное деление, орган имеет разветвленную иерархическую структуру, включающую районные подразделения.
Вторая - координационная структура - необходима только в муниципальных образованиях, в которых существует развитая сеть профессиональных образовательных учреждений, прежде всего, в крупных городах. Специфика такой структуры заключается в том, что она по самой своей сути является органом самоорганизации территориального сообщества (как муниципальная администрация в целом) и не имеет рычагов прямого администрирования по отношению к субъектам МСО. Она призвана обеспечить условия для их добровольного и заинтересованного участия в совместной деятельности по решению задач обеспечения кадрами территории в целях комплексного ее развития.